Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гигиенические требования и методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики




II. Практические основы формирования артикуляционной моторики у детей.

 

В процессе коррекционной работы важно придерживаться следующих гигиенических требований и методических рекомендаций:

P Упражненияпроводятся в хорошо проветриваемом помещении.

P Упражнения выполняются при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следят за осанкой и удобной посадкой.

P Пассивная гимнастика проводится предварительно вымытыми чистыми руками.

P В качестве вспомогательных средств используют зеркала, чистые зонды, шпатели.

P Любые движения выполняются легко и плавно, без напряжения, в спокойном темпе.

P Обращается внимание на точность (качество), симметричность, полный объем движений, амплитуду, отсутствие синкенезий.

P Соблюдается определенная нагрузка на мышцы за счет тщательно продуманной дозировки.

P При выполнении упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – от простых упражнений к сложным.

P Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз

P Используются все виды контроля: зрительный, тактильный, вибрационный, кинестетический.

P Приветствуется использование наглядных методов.

 

Для достижения оптимального результата в ходе проведения артикуляционной гимнастики следует внимательно подходить к выбору отдельных упражнений. Важны следующие критерии выбора артикуляционного упражнения:

- учет нормальной артикуляции вызываемого звука;

- учет конкретной формы (пропуск, замена, искажение) нарушения корректируемого звука;

- учет индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

 

За отправную точку принимается артикуляционный уклад нормированного звука. При этом артикуляционный уклад разбивается на элементарные составляющие движения. Каждому отдельному движению соответствует определенное упражнение. Исходя из названного критерия выбора упражнений, для одного звука в среднем можно использовать до десяти упражнений. Это количество увеличивается или уменьшается за счет следующего критерия, критерия учета формы нарушения звукопроизношения.

Так, в случае пропуска звука, комплекс упражнений будет максимально полным, поскольку артикуляционный уклад не сформирован и следует формировать большинство артикуляционных движений и положений.

При заменах звука и искажениях у ребенка в наличии либо артикуляционный уклад звука-субститута, либо звука-аллофона, а это предполагает, что отдельные артикуляционные умения уже есть в наличии. Значит, число необходимых упражнений может быть уменьшено.

Следующий критерий, критерий учета индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, также предполагает изменение объема артикуляционного комплекса. В процессе диагностики логопед уже может выявить сформированность некоторых артикуляционных умений.

Таким образом, комплекс артикуляционной гимнастики для постановки одного звука может включать десять базовых, максимум двадцать, упражнений. Рассмотрим пример ориентации на норму артикуляции звука [С] при выборе артикуляционных упражнений (таблица 3).

Таблица 3

Комплекс упражнений для постановки звука [С]

Звук Элементы артикуляции Артикуляционные упражнения
[C] Губы в легкой улыбке, зубы обнажены. «Заборчик»
Рот приоткрыт. «Окошко»
Язык широкий. «Лопатка»
Передняя часть спинки языка приподнята к верхним зубам. «Горка»
Боковые края языка прижаты у коренным зубам. «Расческа»
Кончик языка упирается в нижние резцы «Кто сильнее»
По середине языка образуется канавка, по которой проходит воздушная струя. «Желобок»
Воздушная струя сильная, направленная, холодная. Упражнения на «дутье»
В речевом потоке губы переключаются с одного положения на другое. «Заборчик-Трубочка»
В речевом потоке язык переключается с одного движения на другое. «Качели» «Лопатка-Иголочка»

 

Кинестетические ощущения вырабатываются постепенно, поэтому комплекс упражнений выполняется в течении длительного времени. Необходимо выработать у ребенка автоматизированный навык. Это достигается за счет нагрузки на мышцы периферического речевого аппарата.

 

Дозировка упражнений предполагает:

P регулярное (ежедневное) проведение артикуляционной гимнастики в структуре коррекционно-логопедической работы;

P использование счета при выполнении упражнений (минимум до 3-х, максимум до 10);

P повтор упражнений от 2 до 10 раз за один прием;

P многократность повторения комплекса упражнений с логопедом, воспитателями, родителями.

 

При значительном увеличении темпа артикуляционных движений дикция смазывается, восприятие речи затрудняется, поэтому упражнения проводятся в умеренном темпе. Важен не темп выполнения и количество упражнений, а качество их выполнения.

Комплекс артикуляционной гимнастики проводится в течение 5-10 минут. Работа проводится с соблюдением нижеперечисленных этапов.

 

Этапы проведения артикуляционной гимнастики:

1. Объяснение педагогом хода выполнения упражнения.

2. Демонстрацияобразца выполнения упражнения педагогом.

3. Совместное выполнение упражнения педагогом и ребенком.

4. Коррекция выполнения упражнения педагогом.

5. Самостоятельная коррекция выполнения упражнения ребенком.

6. Самостоятельное правильное выполнение упражнения ребенком.

 

Любое предлагаемое упражнение должно быть заведомо выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия. Итогом логопедических занятий должно стать самостоятельное выполнение упражнений той степени сложности, которая соответствует индивидуальным возможностям ребенка (таблица 4).

 

 

Таблица 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.