Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к цели

Изменение целей со временем

Представление и формулировка пели зависят от стадии познания объекта и времени [7]. Цели могут изменяться как по мере изменения и понимания объекта, так и по мере появления и понимания новых средств решения проблем. Потребность в корректировке целей возникает и у заказчика, и у исполнителя, что иногда порождает конфликтные ситуации.

При этом цели более высоких уровней долговечнее. В социальных системах цели высших уровней часто формулируются как интересы будущих поколений, сроки целей нижних уровней связаны с настоящими действиями и с действиями в ближайшем будущем.

 

Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать требования к цели. Правильно сформулированные цели должны удовлетворять следующим основным требованиям [2]:

Конкретность — при определении цели необходима точность отражения ее содержания, объема и времени. Удовлетворение цели может принести только конкретный результат, полученный с помощью конкретных средств в конкретных условиях.

Измеримость — цель должна быть представлена количественно или каким-либо другим способом для оценки степени ее достижения.

Достижимость — цели должны быть реальными, не выходящими за рамки возможностей исполнителей.

Согласованность — цели следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи.

Приемлемость — необходимо учитывать потребности, желания, традиции, сложившиеся в обществе ценности.

Гибкость — возможность внесения корректировки по мере происходящих в среде изменений.

 

2.5. «Деревья» в целеполагании

Анализ процессов формулирования глобальной цели в сложной системе показывает, что эта цель возникает в сознании руководителя или коллектива как некоторая, достаточно «размытая» область. На любом уровне цель возникает вначале в виде «образа» цели. При этом достичь одинакового понимания общей цели всеми исполнителями, по-видимому, принципиально невозможно без ее детализации в виде упорядоченного или неупорядоченного набора взаимосвязанных подцелей, которые делают ее понятной и более конкретной для разных исполнителей. Таким образом, задача формулирования общей цели в сложных системах должна быть сведена к задаче структуризации цели. Для облегчения задачи целеполагания применяется декомпозиция (детализация) цели в виде неупорядоченного или упорядоченного набора взаимосвязанных подцелей (структуризация), которые делают ее более конкретной и понятной для всех участников процесса целеобразования. Для наименования подцелей в конкретных приложениях используют разные названия: направления, программы, задачи, а начиная с некоторого уровня — функции.

Поскольку любая цель обладает двойственностью, являясь одновременно и целью, и средством для достижения вышестоящей цели, то описание отношений между целями и средствами может быть отражено специальной схемой (графом), носящей название «дерево целей». Термин был введен в 1957 г. У. Черчменом, который предложил метод дерева целей в связи с проблемами принятия решений в промышленности [3]. Эта схема была с успехом использована в ряде крупных военных и промышленных программ в США, а в настоящее время является повседневным инструментом практически любого современного менеджера.

При использовании метода «дерево целей» в качестве средства принятия решений часто применяют термин «дерево решений». При применении метода для выявления и уточнения функций системы управления говорят о «дереве целей и функций». При структуризации тематики научно-исследовательской организации пользуются термином «дерево проблемы», а при разработке прогнозов — «дерево направлений развития (прогнозирования развития)» или «прогнозный граф».

Для системного анализа организаций с целью их реорганизации я автоматизации можно предложить следующие виды «деревьев»:

а)«дерево целей» объекта, которое можно определить как «дерево желаний»:

б)«дерево проблем» объекта (или диаграмма Исикавы):

в)«дерево целей» субъекта;

г)«дерево стратегий» или «дерево решений».

Первоначально строится «дерево целей» с позиции объекта, т. е. «дерево желаний». В нем отражаются главные желания, как правило, связанные с существованием и развитием объекта. Далее они декомпозируются на более детальные цели, удовлетворение которых приведет к удовлетворению главных.

На следующем этапе анализируется проблемность удовлетворения потребностей и желаний объекта и выделяется ключевая проблема (проблемы), которая декомпозируется в виде «дерева проблем».

Далее строится «дерево целей» с позиции субъекта как позитивное отражение «дерева проблем».

И наконец, строится «дерево стратегий», в котором «дерево целей» дополняется вариантами (стратегиями) решения выявленных проблем.

До окончательной формулировки целей необходимо решить два вопроса. Во-первых, рассмотреть проблематику — множество проблем, которые порождаются решением наших проблем. Это может потребовать корректировки намеченных целей. Во-вторых, необходим аналитический, а чаще всего экспертный анализ для выбора альтернатив решения проблем.

После выбора стратегий формулируются задачи (функции) и назначаются их исполнители.

 

2.5.1. Построение «дерева целей (желаний)»

Сначала формируется основная цель (желание), формулировка которой, как правило, имеет следующую структуру: глагол-действие, пояснение, объект-цель. Построение «дерева целей» начинается с процедуры структуризации, расчленения основной цели на составные элементы, называемые подцелями, каждая из которых является средством, направлением или этапом ее достижения. Затем каждая из подцелей в свою очередь рассматривается как цель и расчленяется на компоненты. Если все эти элементы представить графически, то получится так называемое «дерево целей», обращенное кроной вниз. Деление прекращается, когда подцель становится неделимой и объективно измеримой.

Построение «дерева» происходит по следующим принципам:

• если очередная подцель является средством для предыдущей, то она опускается на уровень ниже первой;

• если она является целью, то поднимается на один уровень вверх;

• если она не является ни целью, ни средством, то остается на том же уровне иерархии.

Для проверки полноты и внутренней непротиворечивости дерева целей существуют четыре простых правила [8].

1.При чтении сверху вниз подцель должна отвечать на вопрос: что нужно сделать, чтобы реализовать цель предыдущего уровня?

2.При чтении снизу вверх цель более высокого уровня должна отвечать на вопрос: для чего необходима цель, лежащая непосредственно под ней?

3.При чтении подцелей, необходимых для достижения одной цели, следует уточнить, все ли подцели действительно необходимы для ее достижения.

4.При чтении подцелей, необходимых для достижения одной цели, следует уточнить, какие еще подцели этого уровня необходимы для достижения цели.

 

Пример. «Дерево целей» для коммерческого учебного центра, показанное на рис. 2.4.

Рис. 2.4. «Дерево целей» для коммерческого учебного центра

 

2.5.2. Построение «дерева проблем»

Вначале выбирается и сжато формулируется одна (или несколько) из ключевых проблем достижения целей-желаний. А затем одна за другой формулируются другие проблемы, выстраиваемые в «дерево» по следующим принципам:

• если очередная проблема является причиной для предыдущей, то она опускается на уровень ниже первой;

• если она является следствием, то поднимается на один уровень вверх;

• если она не является ни причиной, ни следствием, то остается на том же уровне иерархии.

 

 

 
 

 

 


Рис. 2.5. «Дерево проблем» для коммерческого учебного центра

Пример. «Дерево проблем» для коммерческого учебного центра, показанное на рис. 2.5.

Альтернативой «дерева проблем» является диаграмма Исикавы (Ишикавы), представляющая собой «дерево проблем», повернутое на 90° [6].


Пример. Диаграмма Исикавы для коммерческого учебного центра, показанная на рис. 2.6.

 

Рис. 2.6. Диаграмма Исикавы для коммерческого учебного центра

 

1.5.3. Построение «дерева целей» субъекта и «дерева стратегий»

При анализе путей решения имеющихся проблем строится «дерево целей», которое является позитивным зеркальным отражением негативного дерева проблем. И к этому дереву в качестве «веток» пристраиваем возможные стратегии решения проблем (достижения целей).

Пример. «Дерево целей» с вариантами стратегий для коммерческого учебного центра, показанное на рис. 2.7.

 

 

Рис. 2.7. «Дерево целей» с вариантами стратегий для коммерческого учебного центра

 

Далее следует провести анализ и выбор стратегий (средств достижения целей), для чего можно построить соответствующую таблицу.

Пример. Таблица стратегий:

Цель Стратегия Преимущества Недостатки
Уменьшить расходы 1.Преехать в помещение меньшей площади 2.Переехать в менее престижную часть города 3.Автоматизировать ведение учета учащихся с последующим сокращением числа сотрудников компании Ощутимое сокращение расходов Ощутимое сокращение расходов Улучшение качества обработки информации, улучшение культуры обслуживания   Тесное помещение плохо скажется на имидже компании, что приведет к падению прибыли Плохо скажется на имидже компании, что приведет к падению прибыли Большие начальные расходы

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Множественность целей | Модели и моделирование. 1. Любая деятельность является целенаправленной
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2091; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.