Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. 1. Социальная структура общества: понятие основные элементы, факторы формирования

План

1. Социальная структура общества: понятие основные элементы, факторы формирования.

2. Социальные группы и их классификация. Характеристики малых групп.

3. Сущность социальной стратификации; типы стратификации. Классы в структуре стратификации и их значение.

4. Групповая динамика как результат социальных взаимодействий.

5. Основные процессы групповой динамики.

6. Проблемы управления групповой динамикой.

 

Организация - целевая, иерархическая и управляемая общность.

Социальная организация - группа людей, объединенная общимицелями и функционирующая на основе формализованной, иерархически построенной структуры, координации деятельности членов этой группы в соответствии с зафиксированными нормами и правилами, правами и обязанностями.

В этом определении перечисляются все главные признаки организаций. Кроме того, вся эта сложная структура нуждается в регулировании, поэтому социальные организации наделяются еще одним важным свойством - наличием управления, т. е. особым механизмом поддержания их существования.

Социальная структура – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, институтов и отношений между ними на основе социально значимой деятельности и разделения труда.

Основные элементы социальной структуры – большие группы людей, выделяющиеся:

- на основе разделения труда (город и деревня, физический и умственный);

- в зависимости от типа отношений собственности и размеров получаемого продукта (классы, сословные группы);

- по территориальному признаку (поселенческие группы);

- по социально-демографическим и социально-этническим характеристикам (пол, возраст, национальность).

Все они, в свою очередь, имеют сложную структуру и делятся на другие слои и группы.

Общность реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия и поведения. Природа базовых признаков, на основе которых выделяется та или иная социальная общность, определяет существование социальных общностей в узком смысле этого слова (совпадающих с социальными классами и слоями населения, их различными комбинациями, «пересечениями»), и общностей демографических, этнических, политических, культурных, территориальных и т. д. В зависимости от структуры, способов возникновения и функционирования, социальные общности могут быть формальными и неформальными. спонтанно и институционализированно образованными, официальными и неофициальными и т. д.

Группа любая совокупность людей, объединенных социально значимыми признаками, которой свойственны:

- органический характер (внутренняя структура, в результате наличия которой свойства данной целостности не сводятся к простой сумме свойств входящих в нее элементов);

- определенность и устойчивость границ (относительно высокая стабильность существования в пространстве и времени);

- способность осуществлять различные виды деятельности;

- выраженная однородность состава (наличие признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу);

- вхождение в более широкие общности в качестве их структурного образования;

- наличие взаимодействия между ее членами;

- появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

Социальные группы классифицируются в зависимости от:

- размеров группы (большие, малые, средние);

- социально значимых критериев (номинальные (или социальные категории), реальные).

Социальная группа – совокупность людей, обладающих каким-либо общим социальным признаком (профессия, одинаковый стаж работы, сходные права и обязанности). Могут быть:

1) реальными (всегда организационно оформлены, т. е. имеют руководителя, четкое распределение функций), делятся на:

- производственно-функциональные (целевые) (создаются в соответствии с приказами, распоряжениями, штатными расписаниями);

- общественно-организационные (профсоюзы);

- социально-психологические (образуются на основе личных симпатий, дружбы, общих ценностных ориентаций, увлечений и интересов);

2) условными (номинальные, статистические совокупности, вычленяемые по таким признакам, как пол, возраст, стаж работы и т. д.), делятся на:

- профессионально-квалификационные (складываются из профессиональных и квалификационных групп, отражающих дифференциацию внутри страт);

- социально-демографические (объединяют людей, сходных по возрасту, полу, семейному положению, стажу работы).

Квазигруппы:

- спонтанные образования;

- отсутствует разнообразие во взаимодействиях (это либо только прием и передача информации, либо только выражение протеста или восторга и т. д.);

- неустойчивость взаимосвязей;

- кратковременность совместных действий.

Квазигруппы обычно существуют непродолжительное время, после чего либо распадаются, либо превращаются в устойчивые социальные группы c постоянными социальными связями. Таким образом, квазигруппы - это некоторые переходные образования, отличия от них социальных групп: организованность, устойчивость, сложившаяся внутренняя структура. К квазигруппам относятся: агрегации, аудитории, толпа, социальные круги.

Агрегация - некоторое количество людей, собранном в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Толпа - временное собрание людей, объединенных в определенном физическом пространстве общностью интересов. У нее нет групповой структуры в виде системы статусов и ролей; социальная структура очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидера и всех остальных; нет единых норм и привычек поведения; нет опыта предшествующих взаимодействий. В толпе люди ведут себя не как близкие и знакомые, а как посторонние. Характеристики толпы: внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость, скученность (тесное физическое соприкосновение людей).

Типы толпы:

- случайная;

- конвенциальная (зрители, болельщики);

- экспрессивная (дискотеки, фестивали);

- активная - любая из вышеперечисленных, проявляющая себя в действии.

Малая группа (первичная, контактная, неформальная) - небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и постоянно взаимодействуют между собой. Признаки:

- ограниченное число членов, от 2 до 20, в среднем - 7 и <;

- стабильность состава - малая группа держится на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников;

- внутренняя структура, включающая систему неформальных ролей и статусов, механизм социального контроля, санкции, нормы и правила поведения;

- число связей увеличивается в геометрической прогрессии, если количество членов возрастает в арифметической;

- чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее взаимодействие в ней;

- размеры группы зависят от характера ее деятельности (финансовые комитеты крупных банков - 5 - 7 человек, парламентские комитеты, занятые обсуждением вопросов - 14 - 15 человек);

- принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней удовлетворение личных запросов;

- взаимодействие в группе лишь тогда устойчивое, когда оно сопровождается взаимным подкреплением участвующих в нем людей;

- группа предоставляет каждому максимум возможных преимуществ, поскольку представляет собой объединение равно полезных друг другу индивидов, каждый из которых получает больше пользы от пребывания в данной группе, чем в любой другой.

Стратификация - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, основанная на различиях в образовании, обладании властью, доходе и престиже. Другими словами, социальная стратификация фиксирует общественное неравенство или расположение людей в статусной иерархии сверху вниз по указанным четырем критериям. они исчерпывают круг каналов доступа к социальным благам, к которым стремятся люди.

Страта - социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по 4 шкалам стратификации. Существуют 3 базисных вида стратификации:

- экономическая (доход);

- политическая (власть)

- профессиональная (престиж).

А также множество небазисных, например, культурно-речевая и возрастная. Принадлежность к страте измеряется субъективными (ощущение причастности к данной группе, принадлежности к ней) и объективными показателями (вхождение в определенный слой в соответствии с доходом, властью, образованием, престижем).

Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы.

Рабство - экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.

Касты - некоторое число иерархически ранжированных, закрытых эндогамных страт с системой предписанных ролей, где запрещены браки и резко ограничены контакты между представителями различных каст.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Класс - в широком смысле - большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

В узком - любая социальная страта в современном обществе, отличающаяся от других доходом, образованием, властью, престижем.

Закрытое общество - социальные перемещения из низших страт в высшие полностью запрещено, либо существенно ограниченно. Открытое - перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Групповая динамика - процесс становления сплоченности группы, ее движение от стадии к стадии (ее развитие). Основные процессы групповой динамики:

- образование группы;

- структурализация;

- функционирование;

- развитие и преобразование Þ формирование сплоченного коллектива.

Устойчивые социальные взаимодействия в группе формируют определенные чувства, симпатии и антипатии, на основе которых появляются установки и привычки, лежащие в основе отношений.

Сплоченность - внутригрупповое психологическое единство, готовность к совместным действиям.

Различают деловую и эмоциональную сплоченность.

Деловая подразделяется на сработанность - готовность к продуктивной деятельности при минимальных затратах на ее организацию, высокая удовлетворенность самой деятельностью и организованность - способность группы к активной перестройке деятельности в экстремальных, стрессовых условиях.

Эмоциональная сплоченность - групповое сцепление через взаимность выбора.

Нормообразование в группе - процесс формирования норм и правил в самой группе. Нормы - регуляторы социального поведения членов группы. Неформальные нормы - формируются за счет межличностных отношений в группе и существуют как привычная форма поведения. Формальные нормы.

Групповое давление - состояние психологического требования группы по отношению к ее членам по поводу выполнения каких-либо норм поведения и деятельности.

Лидер - наиболее авторитетный член группы.

Роли в группе - лидер, признаваемый, отвергаемый, игнорируемый (аутсайдер).

Стили лидерства - авторитарный, демократический, попустительский, комбинированный (ситуативный). Исследование Г. д. - социометрия.

 

«Базовые типы ADO.NET»

План лекции:

1. Эволюция информационных систем и баз данных.

2. Краткий обзор ADO.NET. Три стороны технологии ADO.NET. Пространство имен System.Data.

3. Поставщики данных ADO.NET. Поведение объектов подключения.

4. Объектная модель ADO.NET.

5. Интерфейсы соединения, транзакции, команды адаптеров данных, чтения данных.

1. Эволюция информационных систем и баз данных. Использование баз данных и информационных систем стало неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования многих организаций, фирм, предприятий. Как же развивались информационные системы?

Ещё с появления магнитных дисков началась история систем управления данными во внешней памяти. В информационных системах стали использоваться централизованные системы управления файлами, которые взяли на себя распределение внешней памяти, отображение имён файлов в соответствующие адреса во внешней памяти и обеспечение доступа к данным. Пользователи видят файл как линейную последовательность записей и могут выполнять над ним ряд стандартных операций:

¾ создать файл требуемого типа и размера;

¾ открыть ранее созданный файл;

¾ прочитать из файла некоторую запись:

¾ записать в файл новую запись.

При этом структура записи файла известна только программе, которая с ним работает, система управления файлами не знает её. При изменении структуры файла требуется изменять и программы информационной системы, которые используют этот файл, а это требует новой компиляции системы. Такая ситуация характеризуется как зависимость программ от данных. Это первый существенный недостаток файловых систем, который явился толчком к созданию новых систем хранения и управления информацией.

Следующей причиной для разработки нового подхода к управлению информацией стала необходимость обеспечения эффективной параллельной работы многих пользователей с одними и теми же файлами. Если хотя бы один из них будет изменять файл, для корректной работы остальных пользователей требуется взаимная синхронизация их действий по отношению к файлу.

Далее, поскольку файловые системы являются общим хранилищем файлов, принадлежащих различным пользователям, системы управления файлами должны обеспечить авторизацию доступа к файлам: указать действия, которые разрешены или запрещены зарегистрированному пользователю. В большинстве систем управления файлами применяется подход к защите файлов, впервые реализованный в ОС UNIX (каждому пользователю соответствует пара целочисленных идентификаторов: идентификатор группы, к которой относится пользователь, и его собственный идентификатор в группе). Администрирование режимом доступа к файлу в информационных системах в основном выполнялось его создателем-владельцем. Такой децентрализованный принцип управления доступом к информации послужил ещё одной причиной разработки новых программных систем, которые получили название Системы Управления Базами Данных (СУБД), а сами хранилища информации, которые работают под управлением таких систем, называются базами или банками данных (БД и БнД).

В 1968 году была введена в эксплуатацию первая промышленная СУБД IMS фирмы IBM для больших ЭВМ. В настоящее время в информационных системах широко используются как настольные, так и удалённые базы данных.

Работа на изолированном компьютере с небольшой базой данных в настоящее время стала уже нехарактерной для большинства приложений. Компьютеры объединяются в сети, а значит нужно распределение приложений, работающих с единой базой данных по сети. Параллельный доступ к одной БД нескольких пользователей, в том случае если БД расположена на одной машине, соответствует режиму распределенного доступа к централизованной БД. Такие системы называются системами распределенной обработки данных. Подобные системы связаны с первым поколением БД, которые строились на мультипрограммных операционных системах и использовали централизованное хранение БД на устройствах внешней памяти центральной ЭВМ и терминальный многопользовательский доступ к ней. Например, такой системой была СУБД SYSTEM R фирмы IBM, именно в ней был реализован язык манипулирования данными SQL (1970-е годы).

Если же БД распределена по нескольким компьютерам, расположенным в сети, и к ней возможен параллельный доступ нескольких пользователей, то мы имеем дело с параллельным доступом к распределенной БД. Подобные системы называются системами распределенных баз данных. Распределенные БД позволяют организовать параллельную обработку информации, поддерживать целостность БД (структурную, языковую, ссылочную).

Современные удалённые (база данных хранится на сервере; ядро СУБД так же находится на сервере). СУБД реализуют технологию «клиент-сервер», что позволяет создавать интерактивные приложения, работающие с базой данных. В них используется архитектура «модель сервера баз данных». Клиент обеспечивает логику представления, включая графический пользовательский интерфейс. Клиент обращается к серверу с запросами на языке SQL. Серверы баз данных занимаются исключительно функциями СУБД: в каждый момент отражают текущее состояние предметной области (сами данные и связи между объектами данных), осуществляют постоянный контроль над состоянием БД, над типами данных, отслеживают все изменения в БД, обрабатывают транзакции т.д. Транзакция – это последовательность операций модификации данных в БД, переводящая её из одного непротиворечивого (согласованного) состояния в другое непротиворечивое (согласованное) состояние. Транзакция рассматривается как некоторое неделимое действие над базой данных с точки зрения пользователя. В то же время это логическая единица работы системы. Например, БД содержит данные о заказах фирмы на ремонт компьютеров. Транзакцией в этом случае будет последовательность следующих действий:

¾ ввод нового заказа со всеми реквизитами заказчика;

¾ изменения состояния для всех выбранных деталей на складе на «занято» с привязкой их к определенному заказу;

¾ подсчет стоимости заказа с формированием платежного документа;

¾ включение нового заказа в производство.

С точки зрения работника, это единая последовательность операций; если она будет прервана, то база данных потеряет свое целостное состояние.

Современные СУБД имеют возможность запускать несколько серверов баз данных, в том числе и на различных процессорах. При этом каждый из серверов должен быть многопотоковым. Говорят, сервер базы данных имеет многонитевую мультисерверную архитектуру. Эта архитектура связана с вопросами распараллеливания выполнения одного пользовательского запроса несколькими серверными процессами. Данную модель поддерживают большинство современных СУБД: Informix, Ingress, Sybase, Oracle, Microsoft SOL Server.

 

2.1 Краткий обзор ADO.NET. С развитием Интернет понадобилась модель доступа к данным, простая для работы в серверных сценариях, и позволяющая клиенту и серверу обмениваться данными. В ответ на эту потребность и появилась технология ADO. Однако этой технологии не хватало некоторых ключевых функций, необходимых для создания мощных приложений. Например, все больше и больше разработчиков хотели бы работать с XML-данными. Появилась новейшая технология доступа к данным ADO.NET, назначение которой помогать разработке эффективных многоуровневых приложений для работы с БД в интрасетях и Интернете.

Платформа.NET определяет ряд пространств имен, кото­рые позволяют непосредственно взаимодействовать с локальными и удаленными реляционными базами данных. Все вместе эти пространства имен известны как ADO.NET. ADO (ActiveX Data Objects).NET – это модель доступа к данным в приложениях.NET. Ее можно использовать для доступа как к реляционным базам данных, таким как Microsoft SQL Server, Microsoft Access, так и к другим источникам данных, для которых существуют OLEDB-провайдеры.

 

В отличие от классической ADO, которая была в основном предназначена для тесно связанных клиент-серверных систем, ADO.NET больше нацелена на автономную работу с помощью объектов DataSet. Эти типы представляют локальные копии любого коли­чества взаимосвязанных таблиц данных, каждая из которых содержит набор строк и столбцов. Объекты DataSet позволяют вызывающей сборке (наподобие веб-страницы или программы, выполняющейся на настольном компьютере) работать с содержимым DataSet, изменять его, не требуя подключения к источнику данных, и отправлять обратно блоки измененных данных для обработки с помо­щью соответствующего адаптера данных.

Далее, в решениях, требующих офлайнового или удаленного доступа к данным, ADO.NET использует XML для обмена данными между программами или с Web-страницами. Любой компонент, который обслуживает XML, также может использовать и компоненты ADO.NET. Если передача пакетов компонентом ADO.NET подразумевает поставку набора данных в файле XML, компонентом, способным обеспечить его получение, может быть только компонент ADO.NET. Передача данных в XML-формате даёт возможность программистам легко отделить обработку данных от компонент пользовательского интерфейса data-sharing прикладных программ, разместив их на отдельных серверах. Это может существенно повысить эффективность и надёжность многопользовательских систем.

ADO.NET обладает также хорошей масштабируемостью, что требуется для совместно использующих данные прикладных программ, работающих на основе Web. Такие Web-программы могут обслужить десятки, сотни, а то и тысячи пользователей. ADO.NET не применяет длительные блокировки баз данных или такие активные подключения, которые на долгое время монополизируют ресурсы сервера, являющимися (как правило) весьма ограниченными. Это позволяет увеличивать число пользователей без значительного увеличения утилизации ресурсов системы.

Основной недостаток ADO.NET – ограниченные возможности для работы с запросами одного из наиболее широко используемого компонента – DataSet.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Физиологические основы обезболивания в стоматологии | Три стороны технологии ADO.NET
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1205; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.