Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика международных норм, регулирующих труд на морском транспорте

Международные нормы о труде облекаются, как правило, в форму междуна­родных конвенций и рекомендаций. Однако между конвенциями и рекомендациями есть серьезное юридическое отличие. В то время как конвенции призваны создавать обязательства для государств, которые их ратифицируют, рекомендации предназна­чены для того, чтобы, не обязывая государство, служить типовой нормой при подго­товке национальных норм в области регулирования условий труда. Правда, уклоне­ние членов МОТ от ратификации конвенций приводит к тому, что это различие на практике сглаживается и конвенции не столько создают обязательства, сколько фор­мулируют типовые нормы. Однако и «путем создания типовых стандартов можно постепенно создать нормирование, обладающее международно-правовой значимо­стью и служащее основой для последующей конкретизации социальной политики сообщества государств».

Акты, принимаемые международными организациями (в частности, МОТ), носят характер обязательных международных нормативов для государств - членов этой организации и становятся ориентирами для национального законодательства, а затем путем, предусмотренным в самих актах, включаются в национальное законодатель­ство в виде его норм.

В современном международном праве имеется огромное количество актов, касающихся правового регулирования международного судоходства. В некоторых из них содержатся нормы, прямо или косвенно регулирующие труд моряков. Класси­фикация таких международных актов может выглядеть следующим образом:

1. Международные акты, регулирующие правовой режим морских пространств.

2. Международно-правовые акты по безопасности мореплавания

3. Международно-правовые акты по спасанию на море

4. Международно-правовые акты, регулирующие подготовку и дипломирование моряков (Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978г., измененная конференцией 1995г. (ПДМНВ-78/95); Международная конвенция о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты (ПДМНВ-95Р) 1995г.; Стандартные фразы ИМО для общения на море 1993 г.)

5. Международно-правовые акты по защите окружающей среды от загрязнения

(Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973/78 гг. (МАРПОЛ-73/78); Руково­дство ИМО по разработке судовых планов чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (Резолюция МЕРС.54(32)); Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения 1993г. (МКУБ); Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов с судов и других материалов 1972г.; Конвенция о гражданской ответственности в области морских перевозок ядерных материалов 1971г.; Международная конвенция по предупреждению загрязнения моря нефтью 1954/62 гг.; Международная конвенция об ответственности и компенсации ущерба в связи с перевозкой морем опасных и вредных веществ 1996г.; Международная конвенция о вмешательстве в открытом море при происшествиях, вызывающих загрязнение нефтью 1969г. и т.д)

6. Международно-правовые акты, регулирующие коммерческую деятельность судов

(Йорк-Антверпенские правила общей аварии 2000г.; Конвенция ООН об ответственности операторов транс­портных терминалов в международной торговле 1991г.; Конвенция об ограничении ответственности по мор­ским требованиям 1976г.; Международная конвенция о морских залогах и ипотеках 1993г.; Международная конвенция для унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов 1952г.; Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся перевозки пассажиров морем 1961г.; Международ­ная конвенция об унификации некоторых правил о коносаментах 1924г.; Брюссельский протокол 1968г. об изменении Брюссельской конвенции 1924г. об унификации некоторых правил о коносаментах (Правила Вис-би); Гамбургская конвенция ООН 1978г. о морской перевозке грузов (Гамбургские правила) и т.д.)

7. Международные конвенции и рекомендации в области трудовых отношений на море.

К этой категории международно-правовых актов, в первую оче­редь, относятся акты, разрабатываемые и издаваемые Международной органи­зацией труда. Помимо международных стандартов, создаваемых в рамках ИМО, МАКО (Международная Ассоциация классификационных обществ) и других международных организаций, постоянно ведется большая работа по обобщению и унификации международных и национальных морских обычаев.

«Морские» конвенции и рекомендации МОТ взятые вместе составляют так на­зываемый Международный трудовой кодекс моряков. Он не является кодексом в юридическом смысле этого термина, по сути - это неофициальный свод кон­венций и рекомендаций МОТ, регулирующих труд работников морской про­фессии. Существующие конвенции и рекомендации о труде моряков можно классифицировать по предмету регулирования. В наиболее общем виде подоб­ная классификация существует в сборниках конвенций и рекомендаций МОТ, где акты МОТ делятся по следующим разделам: общий раздел, подготовка к вступлению в должность, условия допуска к работе, удостоверения компетент­ности, общие условия занятости, безопасность, здравоохранение и благосос­тояние, рабочая инспекция, социальное обеспечение

Отходя от традиционного деления международных источников правового регу­лирования труда моряков, предлагается один из возможных вариантов классификации,:

1. К первой группе конвенций и рекомендаций относятся международные стандарты труда, применимые ко всем работникам, включая моряков.

Эти конвенции и рекомендации содержат нормы, обязательные для применения во всех сферах действия трудовых правоотношений и распространяются в том числе на моряков. Такие стандарты носят самый общий характер, предоставляя работникам определенный круг прав, которыми они могут воспользоваться при вступлении в трудовые правоотношения, в процессе осуществления трудовой деятельности, при разрешении трудовых споров и пр.

Конвенция о свободе ассоциации и защите права на организацию 1947г. № 87; Конвенция о праве на органи­зацию и на ведение коллективных переговоров 1949г. №98; Конвенция о медицинской помощи и пособиях по болезни 1969г.№ 130; Конвенция о минимальном возрасте 1973г. № 138; Конвенция об охране заработной платы 1949г. № 95 - ратифицирована Россией; Конвенция о минимальном возрасте 1973г. № 138 - ратифици­рована Россией - и другие.

2. Во вторую группу входят конвенции и рекомендации, касающиеся допуска моряков к работе на судне.

Данная группа конвенций и рекомендаций предусматривает положения, ка­сающиеся возраста допуска к работе на судне, медицинского освидетельствования, профессионального обучения моряков, допустимого рабочего времени и периодов отдыха для лиц, не достигших 18 лет, а также возможности их профессиональной ориентации и подготовки.

Конвенция МОТ 1976г № 138 О минимальном возрасте при приеме на работу (ратифицирована Украиной 1979г.). Ранее принятая конвенция, касавшиеся минимального возраста для работы в море была закрыта для ратификации (Конвенция 1921г. № 7 Об определении минимального возраста для допуска детей на работу в море)

3. Третья группа конвенций и рекомендаций МОТ — регулирующие порядок
трудоустройства и процедуру оформления трудовых правоотношений между моряком и судовладельцем.

Конвенции и рекомендации, входящие в эту группу, включают положения от­носительно безработицы, трудовых договоров, непрерывной занятости, а также ра­боты на судах под иностранным флагом.

Рекомендация по найму моряков на иностранные суда 1958г №107; Конвенция о непрерывной занятости моряков 1976г. №139; Рекомендация о непрерывной занятости моряков 1976г. № 154; Конвенция об удосто­верениях личности моряков 1958г. №108 - ратифицирована Украиной; Конвенция о национальном удостовере­нии личности моряков 1958г. № 108; Конвенция о свидетельствах о квалификации лиц командного состава торговых судов 1936г. № 53; Конвенция о найме и трудоустройстве моряков 1996г. № 179 - ратифицирована Украиной; Конвенция о частных агентствах занятости 1997г. № 181; Рекомендация о проблемах занятости, связанных с техническими изменениями на борту судов 1970г. № 139. Конвенция 1920 г. О трудоустройстве моряков № 9, которая впоследствии была пересмотрена и заменена на Конвенцию 1996г. О найме и трудоустройстве моряков №179 и Рекомендацию МОТ №186 с аналогичным названием. Конвен­ция о трудовых договорах моряков 1926г. № 22

4. Четвертая группа конвенций и рекомендаций МОТ — регулирующие заработную плату и условия труда моряков

Вопрос о заработной плате является одним из наиболее важных для работни­ка. Заработная плата моряков и рыбаков имеет ряд специфических особенностей, ко­торые закреплены в соответствующих стандартах МОТ

Конвенция о минимальных нормах в торговом флоте 1976г. № 147; Рекомендация по улучшению норм на торговом флоте 1976г. № 155; Рекомендация по социальным условиям и безопасности моряков 1958г. № 108; Конвенция о заработной плате, рабочем времени и составе судового экипажа 1958г. №109; Рекомендация по заработной плате, рабочему времени и составу судового экипажа 1958г. №109; Конвенция о репатриации мо­ряков 1926г. № 23 - ратифицирована Украиной; Рекомендация по репатриации капитанов судов и учеников 1926г. № 27; Конвенция об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах 1929г. №27 - ратифициро­вана Украиной; Конвенция о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке и разгрузке судов 1932г. № 32 - ратифицирована Украиной; Конвенция о репатриации моряков (пересмотренная) 1987г. № 166; Рекомендация по репатриации моряков 1987г. № 174; Рекомендация по инспекции труда моряков 1926г. № 8; Конвенция о заработной плате и продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами 1996г. № 178.

5. Пятая группа конвенций и рекомендаций — регулирующие социальные гарантии моряков в сфере труда.

В силу специфики условий труда моряков возникает необходимость особым образом регламентировать порядок и условия предоставления социальных гарантий этой категории работников.

Конвенция об оплачиваемых отпусках моряков (пересмотренная) 1949г. №91; Конвенция об оплачиваемых отпусках моряков 1976г. № 146; Рекомендация по бытовому обслуживанию моряков в портах 1936г. № 48; Рекомендация по бытовому обслуживанию моряков 1970г. № 138; Конвенция о социально-бытовом обслужи­вании моряков 1987г. № 163; Рекомендация по социально-бытовому обслуживанию моряков 1987г. № 173; Конвенция о пособиях по безработице в случаях кораблекрушения 1920г. № 8; Рекомендация по страхованию по безработице для моряков 1920г. № 10; Конвенция о страховании моряков по болезни 1936г. № 56; Конвен­ция о социальном обеспечении моряков (пересмотренная) 1987г. № 165; Рекомендация о медицинской помо­щи иждивенцам моряков 1946г. № 76;Конвенция о пенсиях морякам 1946г. № 71; Конвенция о ежегодных оплачиваемых отпусках морякам 1976г. № 146, Рекомендация о социальных условиях и безопасности моря­ков в связи с регистрацией судов 1958г. № 108. Рекомендация о страховании по безработице моряков № 10 и Конвенция о социальном обеспечении моряков 1946г. № 70, которая не вступила в силу в связи с пересмот­ром в 1987г. и принятием Конвенции о социальном обеспечении моряков № 165, вступившей в силу в 1992г., Конвенция о пенсиях морякам № 71 была пересмотрена в 1987г. Пересмотр завершился принятием Конвенции № 165 о социальном обеспечении моряков.

 

6. Шестая группа конвенций и рекомендаций —регулирующие безопасность и
здравоохранение моряков

Безопасным условиям труда моряков посвящены специальные конвенции и рекомендации МОТ, призванные обеспечить приемлемые условия жизни на борту морских судов.

Рекомендация по обеспечению судового экипажа постельными и столовыми принадлежностями и другими предметами 1946г. № 78; Конвенция о помещении для экипажа (пересмотренная) 1970г. № 133 - - ратифицирована Украиной; Конвенция о помещениях для экипажа (дополнительные положения) 1970г. № 133 - ратифи­цирована Россией; Рекомендация по помещению для экипажа (кондиционирование воздуха) 1970г. № 140; Рекомендация по помещению для экипажа (борьба с шумами) 1970г. № 141; Конвенция о предупреждении несчастных случаев 1970г. № 134 - ратифицирована Украиной; Рекомендация по предупреждению несчастных случаев среди моряков 1970г.№ 142; Конвенция о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков 1987г. № 164; Рекомендация по судовым аптечкам 1958г. № 105; Рекомендация по медицинским консульта­циям в море 1958г. № 106; Конвенция о медицинском осмотре рыбаков 1959г. № 113; Конвенция об обяза­тельном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов 1921г. № 16 - - ратифицирована Украиной, Рекомендация по социальным условиям и безопасности 1958г.

Таким образом, на основе рассмотрения указанных международно-правовых актов, определяющих условия труда моряков, можно сделать следующие выводы Удельный вес в 25 процентов конвенций и рекомендаций Международной организации труда, принятых для регулирования труда моряков, свидетельствует о признании на международном уровне важности и специфичности трудовых право­отношений на морском флоте. Поэтому вслед за международным правом украинскому законодательству следует использовать в качестве источника правовые нор­мы о труде моряков, признанные на международном уровне и полностью привести украинское законодательство в соответствие с международными стандартами.

Трудовые права и обязанности членов экипажей морских судов и работода­телей регулируются как нормами международного, так и нормами национального права государств. В связи с возникновением коллизий в применении международно-правовых норм наряду или в противоречие с нормами национального права Украине следует ввести в Трудовой кодекс и в Кодекс торгового мореплавания импе­ративную норму о том, что ратифицированные Украиной морские конвенции МОТ применяются на территории Украины, в том числе непосредственно заинтересованными субъектами.

Анализируя морские конвенции и рекомендации МОТ, обращаешь внимание на то, что не менее одной трети из них приняты в 20-х годах XX века. Еще около тре­ти конвенций и рекомендаций приняты в середине XX века. И лишь немногие (прав­да, нужно отдать должное — весьма важные) конвенции и рекомендации датированы второй половиной 90-х годов XX столетия. Разумеется, нормы о труде, существо­вавшие восемьдесят лет назад, существенно отличаются от нынешних стандартов. Таким образом, в настоящее время возникшая насущная потребность пересмотра всех конвенций и рекомендаций МОТ привела к принятию новой сводной Конвенции о труде в морском судоходстве 2006.

Для Украины важной задачей является ратификация Конвенции 2006 г.

При этом, в трудовом за­конодательстве должны быть:

а) максимально закреплены и гарантированы естественные права личности;

б) обеспечен международно-правовой уровень правового регулирования
труда как минимальный для трудового права;

в) учтен опыт правового регулирования явлений, которые в трудовом праве
России пока не предусмотрен, индустриальных стран мира;

г) сохранен в новых условиях передовой для мирового сообщества опыт за-
щиты прав личности, накопленный в трудовом праве.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и сущность источников МТП | Сводная конвенция о труде в морском судоходстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.