Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новое в типах организаций




Среди новых типов организации выделяют: эдхократические, многомерные, партисипативные, виртуальные, предпринимательские организации и организации, ориентированные на рынок.

Эдхократические орга­низации – это организации, использующие высокую степень сво­боды в действиях работников, их компетентность и умение само­стоятельно решать возникающие проблемы.

Эдхократия – это и управленческий стиль руководства, при котором средства достиже­ния сложных целей выбираются самими исполнителями. Каждый непосред­ственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск так же, как и вознаграждения, делится между участниками.

Особенности эдхократических организаций:

§ риск и вознаграждение делятся между участниками трудово­го процесса;

§ работа в областях с высокой технологией, требующая высо­кой квалификации, творчества, инновационности и эффек­тивной совместной работы;

§ органическая структура с преобладанием неформальных го­ризонтальных связей; часто структура организации вовсе от­сутствует;

§ иерархическое построение постоянно изменяется, отноше­ния по вертикали и горизонтали носят преимущественно не­формальный характер;

§ отсутствует жесткая привязка человека к какой-то одной ра­боте;

§ принятие решений, власть, система вознаграждения основа­ны на экспертной власти;

§ контроль за непосредственной работой специалиста отсут­ствует, осуществляется только финансовый контроль.

Эдхократические организации эффективны при реализации твор­ческих проектов (кино, реклама, телевизионные проекты, шоу, театральные постановки), внедрении новых технологий, при анти­кризисном управлении.

Многомерные организа­ции – это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях):

§ обеспечивают свою производственную деятельность необхо­димыми ресурсами;

§ производят для конкретного потребителя, рынка или террито­рии конкретный продукт или услугу;

§ обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслу­живают конкретного потребителя.

Такие автономные группы имеют статус центров прибыли, а в от­дельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.

Особенности многомерных организаций:

§ бюджеты подразделений разрабатываются самими подразде­лениями, руководство инвестирует в них средства (дает день­ги взаймы);

§ в многомерных организациях нет двойного подчинения, как в двумерной матричной модели, руководство группы едино;

§ отсутствует необходимость проведения каких-либо реоргани­заций взаимосвязей автономных групп, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;

§ каждая часть организации в принципе может быть полностью автономной, занимаясь и набором кадров, и продажами гото­вой продукции и т.д.;

§ основной показатель эффективности работы автономных групп – получаемая прибыль, что упрощает анализ и конт­роль за деятельностью групп, снижается бюрократизация и упрощается система управления.

Партисипативные орга­низации – это организации, где посредством создания органов самоуправления осуществляется некомпетентное вмешательство в работу других членов или частей организации, т.е. участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их тру­да, обостряется чувство собственника.

В таких организациях работники могут: участвовать в принятии решений; участвовать в процессе постановки целей; участвовать в решении проблем организации. Им дано право: выдвигать предложения; вырабатывать альтернативы решений проблем; выбирать окончательное решение.

В традиционных организациях руководитель принимает решения, а работник их выполняет. В организациях с делегированием прав подчиненный самостоятельно принимает решения в рамках своих полномочий (по системе «елочка» или «матрешка»). В партисипативных организациях решение принимается с учетом мнения (вкла­да) руководителя и вклада работников.

Примеры форм взаимодействия руководства и работников:

§ советы по научно-технической политике (например, со­став: руководитель подразделения, руководитель НИОКР, бригадиры участков);

§ технико-экономические советы (например, состав: руко­водители подразделений, начальники цехов, руководители кружков качества, бригадиры рабочих участков);

§ советы по планированию сбыта (например, состав: руково­дители подразделений, начальники отделов маркетинга и сбы­та, представители кружков качества);

§ кружки качества (бригадиры, работники, представители технико-экономического совета);

§ целевые, антикризисные комитеты, комитеты по набору кадров;

§ конфликтные комиссии (высшее руководство, руководство среднего звена, независимые эксперты, представители круж­ков качества и работники).

Решения советов, комитетов, кружков качества, конфликтных ко­миссий, как правило, являются обязательными для руководителей, при которых они создаются. Одновременно они несут ответствен­ность за принимаемые решения. Очень важно обеспечить баланс власти между советами, комитетами, комиссиями и руководителя­ми, при которых они создаются. Партисипативные структуры рас­пространяются на часть или отдельные уровни управления орга­низацией.

В последнее время широко обсуждается вопрос о появлении нового вида продукции, получившей название виртуальной. Эта продукция (или услуга) может создаваться благодаря последним достижениям в области обработки информации, организационной динамики и развития производственных систем. Выпуск такой продукции становится доступным в любое время, в любом месте и в бесчисленном количестве вариантов моделей и форматов. Идеальный виртуальный продукт — это то, что производится моментально и адресно по требованию заказчика. Общей чертой этой продукции является то, что она оплачивается потребителем мгновенно.

Его концепция, дизайн и изготовление сохраняется в умах группы работников, программах компьютеров и гибких производственных линий. Другая отличительная особенность виртуальной продукции — возрастание роли потребителя как сопроизводителя продукции — может быть прослежена на примерах многих отраслей. В каждом случае заказчик может не только контролировать результаты, но в процессе производства устанавливать прочные и длительные связи с поставщиком.

Для того чтобы создавать виртуальную продукцию, компания должна полностью перестроить свою деятельность, уметь контролировать все более сложные виды информации и осваивать новые организационные и производственные навыки.

Отличительными чертами виртуальной организации являются:

§ непостоянный характер функционирования;

§ осуществление связей и управленческих действий на основе интегрированных и локальных информационных систем и телекоммуникаций;

§ взаимоотношения со всеми партнерскими и другими заинтересованными организациями через серию соглашений, договоров и взаимное владение собственностью;

§ образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности;

§ частичная интеграция с материнской компанией и сохранение отношений совместной собственности до тех пор, пока это считается выгодным;

§ договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

В структурах виртуального характера важно поддерживать и способствовать развитию нового элемента – управления знаниями. С его помощью решается двуединая задача: приобретение знаний, поднимающих уровень деятельности организации; их хранение, распределение и преобразование в форму, удобную для внутрифирменного пользования.

Предпринима­тельские организации – это организации, более ориентирован­ные на рост и на имеющиеся возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы. Особенности предпринима­тельских организаций:

§ принципиально изменяются функции руководства, оно под­держивает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пира­миду;

§ предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы — центры прибыли, по статусу могут быть фирмами или компаниями), сами выбирают вид предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;

§ консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией делать бизнес;

§ ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;

§ подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимательских ячеек, координируют деятельность последних;

§ критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, группы и их квалификация.

Организации, ориентированные на рынок, – это органические, быстро адаптируемые дивизиональные или матричные организации, в которых все их части (НИОКР, производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы, обслуживание) группируются вокруг рынка или рынков. Это организации, «движимые рынком».

ВЫВОДЫ

Подводя итоги изучения управленческих процедур, обеспе­чивающих выполнение такой функции управления, как орга­низация, можно сделать выводы:

1. Функция организации (организовывания) направлена на создание необходи­мых условий для достижения поставленных целей.

2. Основными задачами организации (организовывания) являются:

- формирование структуры орга­низации, исходя из размера предприятия, его целей, техноло­гии, персонала и других переменных;

- установление режимов работы подразделений предприятия, отношений между ними, обеспечение деятельности предприятия необходимыми ресурса­ми.

Организация как функция управления должна обеспечи­вать соответствие существующей системы новым целям, уста­новленным в плановых заданиях.

3. Средством для достижения нормальных взаимоотноше­ний между уровнями управления является делегирование пол­номочий, которое заключается в передаче задач и полномочий сверху вниз лицу или группе, которые принимают на себя от­ветственность за их выполнение. Ответственность при делеги­ровании полномочий не снимается с руководителя, хотя и рас­пространяется на подчиненного. На практике эффективная реа­лизация делегирования может быть затруднена вследствие мно­гих причин. Для преодоления препятствий необходимо их выя­вить и предпринять меры по их существу: создать систему сти­мулирования, контроля, обучения, информирования, обеспечить необходимыми ресурсами и т. п.

В заключение важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало ха­рактерной чертой последнего десятилетия XX века. В ходе этих экс­периментов нередко использовались самые разнообразные комби­нации известных видов и типов структур, приспосабливаемых орга­низациями к конкретным условиям их функционирования.

Можно выделить следую­щие десять требований и характеристик формирования эффектив­ных структур управления:

1) сокращение размеров подразделе­ний и укомплектование их более квалифицированным персона­лом;

2) уменьшение числа уровней управления;

3) командная орга­низация труда как основа новой структуры управления;

4) ориен­тация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на зап­росы потребителей;

5) создание условий для гибкой комплекта­ции продукции;

6) минимизация запасов;

7) быстрая реакция на изменения;

8) гибко переналаживаемое оборудование;

9) высокая производительность и низкие затраты;

10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.

Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из ко­торых будет отвечать потребностям конкретной организации.

Процветающие фирмы формируют структуру управления так, чтобы она открывала простор для инновационных потоков сни­зу и давала равные возможности всем работникам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.