Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шкала Терстоуна

Шкала Лайкерта (Ренсис Лайкерт).

Непрерывная рейтинговая шкала

Объекты оцениваются определенной точкой на шкале, соединяющей крайние значения критерия. Баллы присваиваются исследователем позднее. Легко заполнять, сложно обрабатывать и интерпретировать.

Определяет степень согласия или несогласия для каждого набора утверждений о рассматриваемых объектах. Предметная часть – утвреждения относительно продукта, события и т.п. Оценочная часть – список категорий ответов. Каждое утвреждение измеряет некоторый аспект единого общего фактора. Пример оценка магазина по нескольким параметрам. Профильная и итоговая оцнека.

Процедура построения шкалы

  • формируется большое число суждений, около 100. Данные суждения не имеют нейтральных значений и они не обязательно должны охватывать весь смысловой континуум, но они должны иметь ярко выраженное положительное либо отрицательное отношение к объекту;
  • каждое суждение предъявляется экспертами, которые выражают свое к нему отношение по 5-ти балльной шкале (полностью согласен, согласен, нейтрален, не согласен, полностью не согласен);
  • далее, для каждого эксперта рассчитывается общий балл (за каждое суждение эксперт получает балл от 1 до 5, которые затем складываются по всем суждениям);
  • затем каждое суждение сравнивается с остальными суждениями; для этого строится таблица сопряженности, причем на ее основе рассчитывается коэффициент корреляции, который показывает тесноту связи данного вопроса с итоговым показателем; в основе таблицы сопряженности лежит два показателя: балл эксперта по проверяемому вопросу (от 1 до 5), разность между общим баллом эксперта и баллом проверяемого вопроса;
  • вопросы с отрицательными и малыми корреляциями "выбрасываются"; в общей сложности должно остаться около 20 суждений;
  • в процессе массового опроса респондент отвечает на эти 20 вопросов и получает суммированный балл.

Процедура построения шкалы:

  • формируются определенные суждения, до 300 штук, которые формируют степень развитости отношения респондента к объекту;
  • число суждений уменьшается до 100-150, для того, чтобы покрыли весь континуум отношений к объекту от абсолютно отрицательных до абсолютно положительных; по отношению к объекту оценки может быть выражено множество оттенков отношения (например, от очень сильного предпочтения к очень сильному противодействию); наличие нейтрального отношения необходимо;
  • каждое суждение заносится на карточку в хаотической последовательности и в таком виде карточки предъявляются экспертам (50-100); задача эксперта распределить данные карточки с суждениями по 11 категориям: (а)сильное предпочтение, б)не очень сильное предпочтение, в)умеренное предпочтение, г)слабое предпочтение, д) очень слабое предпочтение, е)нейтральное отношение, ж)очень слабое противодействие, з)слабое противодействие, и)умеренное противодействие, к)сильное противодействие, л)очень сильное противодействие); данных категорий может быть и 7 и 9; расстояние между категориями рассматривается как субъективно равный интервал;
  • каждому суждению (у каждого конкретного эксперта) присваивается числовое значение, которое соответствует номеру той категории, к которой эксперт отнес данное суждение; при этом существует разброс мнений экспертов, так как эксперты относят по своему усмотрению предложенные суждения к разным категориям, их мнения не обязательно совпадают с мнениями других экспертов;
  • далее каждое суждение проверяется на предмет единодушия экспертных оценок, для этого производится расчет квартильного отклонения по каждому суждению. Суждения с минимальным квартильным отклонением, а значит с максимальным экспертным единодушием, используются затем для построения рабочей шкалы;
  • суждения с максимальным квартильным отклонением отбрасываются и уже в шкалу не вносятся;
  • в шкале для массового опроса остаются 15-30 суждений, которые должны равномерно покрывать весь спектр мнений; данная шкала предъявляется респондентам в виде вопросника, где респондент может выбрать любое число суждений, с которыми он согласен
  • полученная шкала является шкалой установок интервальным шкальным типом.
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристики шкал | Шкала Стэпела
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.