Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия




Причинно-следственные связи

Причинность – одна из форм всеобщей взаимосвязи явлений. Под причиной (лат. causa) понимается явление, которое связано с другим явлением, называющимся следствием таким образом, что его возникновение неизбежно влечет за собой возникновение следствия и уничтожение его влечет за собой уничтожение следствия. Следствие – то, что с необходимостью вытекает из чего-то другого, как из своего основания.

Например: Если наблюдается наследственная патология (тугоухость) у ребенка, то закономерно проявление дефекта слуха.

Основание – наследственная патология (тугоухость).

Следствие – проявление дефекта слуха.

Следствие может стать причиной другого следствия.

Например: Небольшой дефект слуха предполагает ту или иную возможность самостоятельного овладения речью. В речи такого ребенка будут наблюдаться негрубые отклонения: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы.

Основание – небольшой дефект слуха.

Следствие – негрубые отклонения речи.

Причинно-следственные связи подразделяются на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др.

Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. Причина и следствие находятся в единстве:

Например:

1. В происхождении нарушения слуха (следствие) у детей большую роль играют инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы (краснуха, корь, грипп) (основание) особенно при неправильном медикаментозном вмешательстве (условие). В последующем, при разных обстоятельствах (условиях) может развиться дефект слуха у ребенка, но может развиться и другой дефект – например, зрения. Условие – неправильное медикаментозное вмешательство (или невмешательство) Основание – инфекционные заболевания. Возможные следствия – дефект слуха, дефект зрения. Таким образом, при изменении условия, могут меняться следствия. Кроме того, одна и та же причина может вызвать различные следствия в разных условиях. К условиям необходимо отнести и форму протекания инфекционного заболевания. В совокупности определенные причина и условие вызывают определенное следствие. Таким образом, различия между причиной и условием относительно.

2. «Идет человек по улице, получает удар камнем и видит, что камень брошен уличным мальчишкой. Разбор дела выясняет, что мальчик, не раз замеченный в проказах, растет без призора, почти на улице, да и родители его люди неважные, грубые, беспорядочные. Таким образом, создается канва для сцепления целого ряда факторов причинной зависимостью. Главная причина всему – свойства родителей; эффект ее – уличная жизнь мальчика; эффект этот есть в то же время причина, почему мальчик считает для себя приятным или нужным бросить камень в прохожего; такой смысл, составляя смысл второй причины, есть причина бросания камня; а последнее, как причина, имеет последствием удар. Для жизненного обихода … такое объяснение более или менее достаточно, хотя и здесь оказывается, что разницы между причиной и эффектом в сущности нет. Но когда ту же схему переносят на явления, где все действующие факторы равнозначны, то обособление одного из них в действующую причину, другого – в подчиненный ей фактор, и обособление эффекта от причины становится непозволительным…Тут не причинная связь, а взаимодействие факторов… Про огонь говорят, что он причина пожара, – опять неправда, здесь взаимодействие между огнем и горючим материалом: дерево горит, а камень нет…»[3]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 901; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.