Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парадоксы




Парадокс «para»-против и «doxa»-мнение (лат.) – необычное, странное высказывание, резко расходящееся с общепринятым мнением или здравым смыслом, хотя формально-логически оно правильно; рассуждение, приводящее к взаимоисключающим результатам, которые в равной мере доказуемы и которые нельзя отнести ни к числу истинных, ни к числу ложных, что в логике называется антиномией.. С рядом парадоксов столкнулись уже античные мыслители. От того времени остались нерешенными парадоксы «Лжец», «Куча», «Ахиллес и черепаха» и др.

Пример 1. Парадокс сельского парикмахера

Б. Рассел предложил следующий популярный вариант от­крытого им парадокса математической теории множеств.

Представим, что совет одной деревни так определил обязан­ности парикмахера этой деревни: брить всех мужчин деревни, которые не бреются сами, и только этих мужчин. Должен ли он брить самого себя? Если да, то он будет относиться к тем, кто бреется сам, а тех, кто бреется сам, он не должен брить. Если нет, он будет принадлежать к тем, кто не бреется сам, и, значит, он должен будет брить себя. Мы приходим, таким образом, к за­ключению, что этот парикмахер бреет себя в том и только том случае, когда он не бреет себя. Это, разумеется, невозможно. Может ли существовать такой парикмахер?

Существует ли таксист, который возит всех тех и только тех, кто не ездит на автомобиле сам?

Что можно сказать об астрологе, составляющем гороскопы тем и только тем астрологам, которые не составляют себе горо­скопов сами?

Что можно сказать о колдуне какой-то деревни, гадающем тем и только тем ее жителям, которые не гадают себе сами?

Пример 2. Парадокс «Протагор и Еватл»

В основе одного знаменитого парадокса лежит как будто не­большое происшествие, случившееся две с лишним тысячи лет назад и не забытое до сих пор.

У знаменитого софиста Протагора, жившего в V в. до н. э., был ученик по имени Еватл, обучавшийся праву. По заключен­ному между ними договору Еватл должен был заплатить за обу­чение лишь в том случае, если выиграет свой первый судебный процесс. Если же он этот первый процесс проиграет, он вообще не обязан платить. Однако, закончив обучение, Еватл не стал участвовать в процессах. Это длилось довольно долго, терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд. Таким об­разом, для Еватла это был первый процесс. Свое требование Протагор обосновал так:

- Каким бы ни было решение суда, Еватл должен будет за­платить мне. Он либо выиграет этот свой первый процесс, либо проиграет. Если выиграет, то заплатит в силу нашего договора. Если проиграет, то заплатит согласно этому решению.

Судя по всему, Еватл был способным учеником, поскольку он ответил Протагору:

- Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Если выиграю, решение суда освободит меня от обязанности платить. Если решение суда будет не в мою пользу, значит, я проиграл свой первый процесс и не заплачу в силу нашего до­говора.

Озадаченный таким оборотом дела, Протагор посвятил этому спору с Еватлом особое сочинение «Тяжба о плате». К сожале­нию, оно, как и большая часть написанного Протагором, не до­шло до нас. Тем не менее нужно отдать должное Протагору, сра­зу почувствовавшему за простым судебным казусом проблему, заслуживающую специального исследования.

Пример 3. Курица и яйцо

Человек, которого просят ответить на вопрос «Что появилось раньше – яйцо или курица?» чувствует себя, как правило, в за­труднительном положении. Могла первой появиться курица? Нет, поскольку она должна была бы вылупиться из яйца. Зна­чит, первым появилось яйцо? Тоже нет, так как его должна была бы снести курица.

Иногда вопросы такого рода вообще отказываются обсуж­дать, полагая, что они вовлекают в бесконечное движение по кругу: «Чтобы появилось яйцо, должна прежде существовать ку­рица; но, чтобы появилась курица, должно раньше существовать яйцо; но, чтобы появилось яйцо...»

Действительно ли вопрос «Что раньше – яйцо или кури­ца?» связан с «бесконечным спуском» или движением по кру­гу? Можно ли вообще ответить на подобного рода вопрос?

Пример 4. Парадокс повешенного

В статье американского философа и логика У. Кузина, опуб­ликованной еще в 1953 г., речь шла о судье, приговорившем под­судимого к неожиданной казни через повешение. Возник пара­доксальный вопрос: возможны ли вообще неожиданные со­бытия?

Однажды утром в воскресенье судья, который никогда не лгал, сообщил приговоренному к казни: «Вы будете повешены в один из дней на следующей неделе. Когда именно вас повесят, вы узнаете только утром в день вашей казни».

Осужденный стал рассуждать таким образом.

Казнь не может состояться в следующее воскресенье, в по­следний день указанного судьей срока: если она не состоялась до этого дня, то о том, что она произойдет в воскресенье, я буду знать уже в субботу вечером. Значит, меня не могут повесить в воскресенье, поскольку казнь, как сказал судья, будет неожи­данной и я узнаю о ней только в утро дня казни.

Но в субботу меня тоже не могут повесить: поскольку я знаю, что в воскресенье меня не повесят, но если в пятницу утром ко мне не придут с объявлением о казни, то уже днем в пятницу я буду твердо знать, что меня повесят в субботу. Казнь опять-таки не окажется неожиданной.

Рассуждая таким образом, осужденный исключил последова­тельно пятницу, четверг, среду, затем вторник и, наконец, поне­дельник. В итоге он пришел к выводу, что его вообще не могут, повесить, поскольку ни один день недели не удовлетворяет усло­вию неожиданности, указанному судьей.

Показывает ли это рассуждение осужденного, что предписание, сформулированное судьей, логически невозможно выполнить?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.