Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная по логике (отделение психологии)

Построение и проверка версии

Виды аргументации. Правила и ошибки доказательств

Структура аргументации

Логические основы аргументации

Виды индуктивных умозаключений

 

Задание 1. Определите вид индуктивного заключения и его вероятность.

1. В химической лаборатории произошло отравление. В ней проводились опыты с реактивами, содержащими железо, кадмий, медь и ртуть. Было решено исключить из работы все материалы, содержащие ртуть. Поскольку отравлений после этого не случилось, был сделан вывод, что причиной отравления явились вещества, содержащие ртуть.

2. Канада – большая страна, США – большая страна. Канада и США – североамериканские страны. Значит, каждая североамериканская страна большая.

3. Средневековый логик Давид Анарх приводил пример: У лошади, обезьяны, волка и многих других животных при еде двигается лишь нижняя челюсть. Вывод: у всех животных при еде двигается нижняя челюсть. Пример какого умозаключения приводил Давид Анарх? (Известно, что у крокодила двигается верхняя челюсть.)

 

Задание 1. К данным тезисам подобрать аргументы.

1. Некоторые чиновники – нечестные люди.

2. Я умный человек.

3. Все люди злы.

4. Все люди добры.

Задание 1. Найти ошибки в рассуждениях.

1. Профессор Н. говорит, что студенты недостаточно много работают, но Н. сам ленив, и потому нет оснований полагать, что он прав в отношении студентов. Как называется аргумент этого вида?

2. В старой гимназии ученик спрашивает: «Господин учитель, кто такой Диоген?» «Диоген? …Хм, Диоген… Ну, ты мал, чтобы задавать такие вопросы». Какой некорректный аргумент был использован?

3. - Сколько лет твоему отцу, мальчик? – Столько же, сколько и мне. – Как так? – Очень просто: он стал моим отцом, когда я родился. Найдите логическую ошибку.

4. Пример софизма Платона: «Кого хотят сделать мудрым, того хотят сделать таким, каким он не существует, и, следовательно, хотят, чтобы он перестал существовать таким, каков он есть, т.е. чтобы он погиб». Найдите логическую ошибку.

5. - Кто такой ветеринар?

- Человек, который лечит животных.

- Но человек – это ведь животное. Мы же говорим: человек – разумное животное. Таким образом, животное лечит животное. Значит, животное лечит само себя. Не кажется ли вам это бессмысленным? Найти логическую ошибку.

Задание 1. Построить и проверить гипотезу об успешном выполнении вами контрольной работы по логике.


Вариант 1

Задание 1. Определите, какой вид отношений между приведенными ниже понятиями соответствует указанной схеме:

- устойчивые интересы, опосредованные интересы, интересы;

- ориентировочная реакция, рефлекс, безусловный рефлекс;

- зрительные анализаторы, органы чувств, нервные устройства организма;

- гармоничные отношения, дисгармоничные отношения, поведение человека;

- конструктивный конфликт, деструктивный конфликт, столкновение позиций в деятельности;

- мотив, осознанный мотив, неосознаваемый мотив;

- вменяемость, невменяемость, психические состояния;

- интерес, эмоциональное проявление познавательных потребностей, система осознанных потребностей.

Задание 2. Определить вид отношений между понятиями:

- отклоняющееся поведение – асоциальное поведение;

- психосексуальная ориентация – направленность полового влечения;

- убеждение – убежденность – мировоззрение.

Задание 3. Определить вид логической операции, при наличии ошибкиисправить ее (с объяснением):

- оговорка – ошибочное действие – намеренное действие;

- ощущение – зрительные ощущения – цветовые ощущения;

- мысль – наглядно-действенное мышление – мышление.

Задание 4. Указать вид деления и проверить достоверность деления (указать вид ошибок деления, исправить ее, если это возможно):

- мышление делится на наглядно-образное, наглядно-действен-ное, практическое и теоретическое;

- процессы памяти подразделяются на процессы сохранения, воспроизведения и запечатления информации;

- различают следующие типы памяти: наглядно-образную, словесно-логическую, эмоциональную, двигательную;

- память может быть произвольная, непроизвольная и послепроизвольная;

- значимость объекта для человека может быть устойчивой и ситуа­тивной.

Задание 5. Указать вид определения и проверить его по правилам определения.

А) Принцип доминанты по Ухтомскому А. А. указывает, что в мозгу всегда имеется доминирующий, господствующий очаг возбуждения, который как бы привлекает к себе все возбуждения, идущие в это время в мозг, и благодаря этому в еще большей степени доминирует над ними.

В) Деятельность – это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью.

С) Термин «конформность» проистекает от лат. conformis, что означает «подобный, сообразный».

Д) Отчуждение – это отвержение.

Задание 6. Выделить из заданного текста суждения вида А, О, Е, I (достаточно одно на каждый вид) и преобразовать их в противоположное, используя логический квадрат. Определить их достоверность.

Задание 7. Выполнить полный логический разбор простого категорического силлогизма. Сделать вывод из посылок, если это возможно, и проверить его достоверность.

1. Знак – предмет, служащий представителем другого предмета (явления, объекта).

Герб есть знак.

2. Йога – система совершенствования человека.

Любая система совершенствования человека приводит к его развитию.

3. Любая методология есть система принципов построения теоретической и практической деятельности.

Учение о рефлексе не методология.

4. Многие американские психологи – бихевиористы.

Дж. Мид – американский психолог.

 

Вариант 2

Задание 1. Определите, какой вид отношений между приведенными ниже понятиями соответствует указанной схеме:

- убеждение, мировоззрение, стремления;

- карандаш, письменная принадлежность, канцелярский предмет;

- личность, индивидуум, индивидуальность;

- стремление, желание, переживание;

- отвлеченное мышление, речь, процесс осмысления 999;

- чувство, эмоциональное состояние, эмоциональная реакция;

- «Жигули», легковой автомобиль, «Форд»;

- внимание, непроизвольное внимание, психические процессы.

Задание 2. Определить вид отношений между понятиями:

- органы чувств – нервные устройства;

- ориентировочная реакция – ориентировочный рефлекс;

- онтогенез – процесс развития.

Задание 3. Определить вид логической операции; при наличии ошибкиисправить ее (с объяснением):

- локомоция – активное перемещение в пространстве – бег;

- методы психогенетики – метод близнецов – исследование многоклеточных близнецов.

Задание 4. Указать вид деления и проверить достоверность деления (указать вид ошибок деления, исправить ее, если это возможно).

- группы людей делятся на условные, контактные, реальные;

- группы людей делятся на коллективы и не коллективы;

- кризисы возрастные могут быть в 3 года, 7 лет, пубертатный период и кризисы зрелой личности;

- методы исследования в психологии делятся на экспериментальные и неэкспериментальные;

- правое полушарие головного мозга человека регулирует слуховую сферу, зрительное восприятие, образную память, целостность функций и некоторые другие функции.

Задание 5. Указать вид определения (в случае, если допущена ошибка, установить ее).

- Началом конфликта, по определению, следует считать момент переорганизации действий и приобретение ими конфликтного характера.

- Логотерапия – это терапия, разработанная В. Франклом.

- Психопатия – это патология характера.

- Ложные воспоминания, наблюдающиеся при нарушениях памяти, называются конфабуляциями.

- Рефлексия – способность сосредотачиваться на собственных мыслях.

- Рефлекс – реакция организма на раздражитель.

Задание 6. Выделить из заданного текста суждения вида А, О, Е, I (достаточно одно на каждый вид) и преобразовать их в противоречащие, используя логический квадрат. Определить их достоверность.

Продуктивное развитие конфликта, предполагающее совместную концентрацию усилий сторон на решении конфликтной проблемы, в своих главных чертах сходно с процессом творческого мышления. Как и решение творческих задач, оно осуществляется в несколько этапов: от познания проблемы и неудачных попыток решить ее традиционными средствами через фрустрацию и дискомфорт к озарению, позволяющему увидеть проблему в новом ракурсе и найти ее новое решение. Получается, что деструктивная функция конфликта призвана служить двигателем процесса, приводящего к реализации конструктивной функции. Расширение же и эскалация действий участников конфликта, влияющих деструктивно на другого участника и группу (т. е. ситуация, когда деструктивная функция в конфликте начинает доминировать), видимо, связаны с тем, что озарение, позволяющее увидеть проблему в новом ракурсе и найти ее новое решение, по каким-либо причинам встречает серьезные препятствия. Так, например, Я-концепция человека может препятствовать трезвому взгляду на конфликтную ситуацию, без чего немыслимо прийти к конструктивному решению. Соотнесение собственной Я-концепции с реальным опытом своего конфликтного поведения приводит к актуализации у человека механизма защитной символизации в осознании тех явлений его опыта, которые противоречат Я-концепции.

Задание 7. Выполнить полный логический разбор простого категорического силлогизма. Сделать вывод из посылок, если это возможно, и проверить его достоверность.

1. Убеждение – осознанная позиция личности.

В любом случае процесс аргументированного обоснования есть процесс убеждения.

2. Реактивные состояния – особые психические состояния.

Менделеев подробно исследовал реактивные состояния.

3. Деятельность осуществима благодаря активности познавательных и волевых процессов личности.

Петров бездеятелен.

4. Золотое правило бизнеса гласит: заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе.

Наш руководитель не следует золотому правилу бизнеса.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Простой категорический силлогизм. Непосредственные умозаключения | Тематика рефератов. Экзаменационные вопросы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.