Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика изучения исторических представлений и понятий




Представления – это определенная система исторических понятий, которая формируется в сознании учащихся на основе изучаемых фактов. Эта картина целостная – это уже представление.

Есть различные приемы закрепления представлений. Есть наглядные приемы, есть словесное описание. При формировании исторических представлений необходима максимальная детализация, приближенность к изучаемой эпохе. Как можно больше подробностей. Это позволит сформировать наиболее качественное представление.

Понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов. При формировании понятий важно выделить учителем признаки явлений и понятий.

Формировать понятия рекомендуют в следующей последовательности: от наглядных представлений к первоначальным понятиям. Т.е. сначала иллюстрацию показать, а затем уже сформировать понятие, информативную часть исторического знания. Идти от менее сложных понятий к более сложным.

В ____ классах происходит переход от наглядно-образного мышления к абстрактно-логическому.

Есть определенная методика формирования понятий. Сначала выделить наиболее существенные признаки явления, понятия. Это может быть ключевое слово. Например, понятие «барщина». Ключевое слово, сущность – это работа крестьян на своего господина.

В любом понятии есть главное слово, составляющее суть.

Само понятие подразделяется на отдельные составные части. Из этих составных частей выделяются наиболее важные. А затем остальные компоненты связываются с этой главной ключевой частью в определенной последовательности. Для закрепления понятий рекомендуют часто использовать это новое понятие в изложении темы урока, так, чтобы учащиеся к нему привыкли.

Психологи давно установили такой факт, что если какое-то явление, слово постоянно находится на слуху, в зоне наблюдения, то со временем человек не только привыкает к этому, но и начинает позитивно относиться к этому.

Определение понятия дается на основе выделения существенных признаков понятия и их обобщения.

С каждым классом можно углублять и конкретизировать определение, усложнять. В младших классах можно давать определение понятия государства следующим образом: государство – это форма самоорганизации общества.

А в старших классах уже можно давать более сложное определение этого понятия. Государство – это форма самоорганизации общества, которая зависит от самого общества, его структуры, особенностей его развития и обстоятельств, на него влияющих.

Термины – это выражение формулируемых понятий. То, что обозначает данное слово. Понятие – это более теоретический смысл, а термины – более практический.

Существует определенная методика работы с терминами. Термин нужно объяснить, выделить наиболее существенный признак, лежащий в определении этого термина. Иногда целесообразно дать объяснение происхождения названия термина, разъяснить этимологию слова. Например, слово «посадник» - от слова «посад» – торговое место. Тысяцкий – от слова тысяча, глава ополчения. Вервь – от слова веревка.

Перевод слова на русский язык имеет большое значение, откуда это слово произошло, из какого языка. Например «Месопотамия» - не от слова «мясо», а в переводе означает «двуречье», территория между Тигром и Евфратом. Либо объяснение с помощью синонимов, с помощью места происхождения.

Важно, чтобы при изложении эпохи учитель не употреблял термины из других эпох, или не должен злоупотреблять иностранными словами при описании истории России.

Преподаватели университета сплошь и рядом этим грешат. Применяют к древности слова из современной лексики, употребляют много иностранных слов.

Т.о. сначала учитель знакомит с происхождением слова, а затем с его понятием, если это слово непростое.

 

Основные приемы изложения фактов: повествование и описание.

Приемы повествования: их много. Они зависят от выбора учителя, от целей и задач, которые учитель ставит перед учениками, а также от подготовленности учеников. Т.е. выбор весьма разнообразный, и сам учитель определяет то, в какой форме, в каком виде ему лучше всего изложить факты темы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.