Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Основные характеристики исследований СМИ

ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДВОАНИЙ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Общепсихологические функции МК

Ø Утилитарная функция.

МК могут решать конкретные практические и бытовые проблемы. Передачи с различной практической направленностью «Наш сад», «Хозяйке на заметку».

Ø Функция эмоциональной разрядки.

Разрядка, релаксация осуществляется через просмотр развлекательных программ. Негативная сторона этой функции – создание иллюзии, несбыточных мечтаний, отрыв от реальных забот и проблем.

 

Эти фун­кции тесно связаны с общепсихологическими функциями утилитар­ной и эмоциональной разрядки.

 

Как свидетельствуют эмпирические исследования, в периоды соци­ально-экономической нестабильности особую важность приобретает реализация таких функций СМИ, как функции социальной ориентиров­ки, социальной идентификации и эмоциональной разрядки.

Предлагаемое различение функций СМИ является достаточно ус­ловным, поскольку в реальной жизни они очень тесно переплетены. Вместе с тем выделение их различных аспектов способствует лучше­му осознанию сущности и конкретного содержания этих функций, что необходимо для научного анализа массовой коммуникации и, особен­но для исследования эффективности СМИ и путей их совершенство­вания.

 

 

Исследования массовой коммуникации являются относительно молодой научной дисциплиной. В них можно выделить социологичес­кий, общепсихологический и социально-психологические подходы.

Социологические исследования направлены на изучение СМИ как социального института и на изучение объективных, социальных ас­пектов функционирования СМИ в обществе.

В рамках общепсихоло­гического подхода анализируются субъективные аспекты СМИ, на­правленные на анализ особенностей психологических процессов в условиях массовой коммуникации безотносительно социального кон­текста.

В социальной психологии СМИ изучается, прежде всего, как общение больших социальных групп, исследуются все стороны и ком­поненты общения в массовой коммуникации с учетом социального контекста.

Первые исследования массовой коммуникации стали проводить­ся с 1920-х гг. прошлого столетия. Однако масштабное изучение этой области стало интенсивно развиваться и отечественными, и зарубеж­ными исследователями начиная с 1950-х гг., когда широкое распрос­транение получило телевидение. В 1990-е гг. появилось новое сред­ство массовой коммуникации интернет-СМИ. Их исследования нача­лись лишь в начале XXI

 

В теоретических исследованиях СМИ наиболее известными явля­ются такие направления, как:

Необихевиоризм, который рассматривал процесс массовой коммуникации с двух полюсов: воздействующие на социальные уста­новки стимулы и ответные реакции реципиентов. (Йельская школа убеждающей коммуникации К. Ховланда, теория социального науче­ния А. Бандуры);

Когнитивизм, стремящийся объяснить социальное поведение при помощи преимущественно познавательных процессов (концеп­ция «использование и удовлетворение», теория культивации Дж. Гербнера, концепция «установления повестки дня», когнитивные тео­рии убеждающей коммуникации Р. Петти, Дж. Каччоппо, а также Ш. Чейкин);

Социальный конструкционизм, где главное внимание обращалось на интерпретацию и дискурс сообщений массовой коммуникации. (К. Герген, С. Холл, Дж. Фиск).

Все они оставили свой отпечаток, как в развитии теории, так и в практике эмпирических прикладных исследований.

Теоретические исследования проводятся главным образом в уни­верситетах и научно-исследовательских учреждениях. Эмпирические исследования носят, прежде всего, прикладной характер. Они направ­лены главным образом на исследование аудитории для выявления рей­тингов различных каналов и передач. Эти обследования проводятся исследовательскими центами крупных СМИ, рекламными компания­ми и различными коммерческими исследовательскими фирмами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Три стороны общения в массовой коммуникации | Тема 5. Методы исследования массовой коммуникации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.