КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Основные характеристики исследований СМИ
ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДВОАНИЙ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Общепсихологические функции МК Ø Утилитарная функция. МК могут решать конкретные практические и бытовые проблемы. Передачи с различной практической направленностью «Наш сад», «Хозяйке на заметку». Ø Функция эмоциональной разрядки. Разрядка, релаксация осуществляется через просмотр развлекательных программ. Негативная сторона этой функции – создание иллюзии, несбыточных мечтаний, отрыв от реальных забот и проблем.
Эти функции тесно связаны с общепсихологическими функциями утилитарной и эмоциональной разрядки.
Как свидетельствуют эмпирические исследования, в периоды социально-экономической нестабильности особую важность приобретает реализация таких функций СМИ, как функции социальной ориентировки, социальной идентификации и эмоциональной разрядки. Предлагаемое различение функций СМИ является достаточно условным, поскольку в реальной жизни они очень тесно переплетены. Вместе с тем выделение их различных аспектов способствует лучшему осознанию сущности и конкретного содержания этих функций, что необходимо для научного анализа массовой коммуникации и, особенно для исследования эффективности СМИ и путей их совершенствования.
Исследования массовой коммуникации являются относительно молодой научной дисциплиной. В них можно выделить социологический, общепсихологический и социально-психологические подходы. Социологические исследования направлены на изучение СМИ как социального института и на изучение объективных, социальных аспектов функционирования СМИ в обществе.
В рамках общепсихологического подхода анализируются субъективные аспекты СМИ, направленные на анализ особенностей психологических процессов в условиях массовой коммуникации безотносительно социального контекста. В социальной психологии СМИ изучается, прежде всего, как общение больших социальных групп, исследуются все стороны и компоненты общения в массовой коммуникации с учетом социального контекста. Первые исследования массовой коммуникации стали проводиться с 1920-х гг. прошлого столетия. Однако масштабное изучение этой области стало интенсивно развиваться и отечественными, и зарубежными исследователями начиная с 1950-х гг., когда широкое распространение получило телевидение. В 1990-е гг. появилось новое средство массовой коммуникации интернет-СМИ. Их исследования начались лишь в начале XXI
В теоретических исследованиях СМИ наиболее известными являются такие направления, как: Необихевиоризм, который рассматривал процесс массовой коммуникации с двух полюсов: воздействующие на социальные установки стимулы и ответные реакции реципиентов. (Йельская школа убеждающей коммуникации К. Ховланда, теория социального научения А. Бандуры); Когнитивизм, стремящийся объяснить социальное поведение при помощи преимущественно познавательных процессов (концепция «использование и удовлетворение», теория культивации Дж. Гербнера, концепция «установления повестки дня», когнитивные теории убеждающей коммуникации Р. Петти, Дж. Каччоппо, а также Ш. Чейкин); Социальный конструкционизм, где главное внимание обращалось на интерпретацию и дискурс сообщений массовой коммуникации. (К. Герген, С. Холл, Дж. Фиск). Все они оставили свой отпечаток, как в развитии теории, так и в практике эмпирических прикладных исследований. Теоретические исследования проводятся главным образом в университетах и научно-исследовательских учреждениях. Эмпирические исследования носят, прежде всего, прикладной характер. Они направлены главным образом на исследование аудитории для выявления рейтингов различных каналов и передач. Эти обследования проводятся исследовательскими центами крупных СМИ, рекламными компаниями и различными коммерческими исследовательскими фирмами.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |