Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Методы исследования массовой коммуникации

В современных социально-психологических исследованиях массо­вой коммуникации выделяют количественные и качественные методы.

Количественные методы предполагают использование цифровых подсчетов. Среди них чаще всего используют контент-анализ, опрос, наблюдение, тесты, эксперимент, семантический дифференциал, а на­чиная с 90-х годов и медиаметрию.

Контент-анализ – метод исследования содержания текстов документов. Выделение смысловых единиц содержания текста (категорий) и последующий замер частоты и объёма их упоминаний в исследуемых документах с целью выявления связи текста с «внетекстовой реальностью» - выявление не только реальных событий, фактов, отношений, но и настроений, чувств, социальных установок, представлений, позиций и интересов автора текста.

В данном случае к документам относится: любая информация, зафиксированная в печатном тексте или рукописи в интернете, а также на фотографии, магнитной ленте, киноплёнке и т.п.

Метод контент-анализа сформировался в США (40-50 гг. ХХ в.)

Чаще всего этот метод сочетается с опросами аудитории.

Опрос как метод социально-психологического исследования массовой коммуникации направлен на исследование аудитории.

Процедура опроса: исследователь задаёт ряд вопросов респондентам (участникам исследования), чтобы получить в их ответах интересующую его информацию.

В СМИ опросы выявляют отношение респондентов к передачам, мотивы обращения к различным каналам МК.

Выделяю два основных вида опроса – анкета и интервью.

Анкета – это определённым способом организованный набор вопросов, каждый их которых логически связан с центрально задачей исследования. Анкета – это письменная форма опроса. Респонденты сами заполняют анкеты.

Анкеты содержат:

Ø общие вопросы ( характеристика респондента: пол, возраст, образование, профессиональная деятельность );

Ø открытые вопросы: ответ на него может быть дан в любой форме;

Ø закрытые вопросы: предполагают выбор из ответов указанных в анкете;

Ø полузакрытые вопросы: после перечисления возможных ответов задаётся дополнительный открытый вопрос: «другое» или «а что ещё?»

Ø шкалы интенсивности оценок: это оценка респондентом степени выражения собственного отношения к содержанию вопроса по предлагаемой шкале: присвоение баллов, расположение отметок на линии между полярными утверждениями, выбор подходящего утверждения и т. п.

 

Дневниковый опрос в СМИ: телезрители или радиослушатели отмечают в специально разработанном днеквнике-анкете, либо в недельной телепрограмме время просмотренных ими передач, число челнов семьи, смотревших их, пол, возраст, наилучшую и наихудшую программу, отношение к различным телепередачам.

 

 

Интервью – метод получения необходимой исследовательской информации путём непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом.

Это форма очного, устного опроса.

В беседе респондент устно отвечает на вопросы, а исследователь фиксирует его ответы в самой различной форме: по памяти, с помощью диктофона (в этом случае необходимо согласие респондента).

В процессе интервью большое значение имеют коммуникативные способности интервьюера, способность установить контакт, вызвать доверие.

Стандартизованное интервью предполагает специально разработанный вопросник, которому он следует.

Нестандартизованное интервью план интервью в ходе беседы может меняться, но в целом соответствовать основным целям исследования.

В исследованиях СМИ используют телефонное интервью и лонгитюдные исследования.

Лонгитюдное исследование – длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости человека на разных жизненных этапах.

Медиаметрия – это регулярные, стандартизированные и строгие по методикам исследования СМИ, направленные на выявление рейтингов различных каналов и передач СМИ на основе размера аудитории.

Рейтинг определяет процентное соотношение размера аудитории конкретного канала или передачи СМИ с размером населения соответствующего населённого пункта (города, области, республики).

Кроме рейтинга с помощью медиаметрии определяется и такой показатель, как доля – процентное соотношение размером аудитории всех других одновременно действующих однотипных каналов СМИ.

Медиаметрия развивается с 1970-х гг. в период усиления конкуренции между СМИ как рекламоносителями, появляются датчики, позволяющие фиксировать потребление радио и телевидения на расстоянии. В России Медиаметрия развивается с 1990-х гг..

В исследованиях аудитории интернет-СМИ используется специальное программное обеспечение, позволяющее подсчитывать время и количество обращений к соответствующим сайтам, а также месторасположение пользователя.

Наблюдение – преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие. С целью получение данных о реальном, открытом поведении людей, об их конкретных действиях.

Используется когда требуется минимальное вмешательство в естественный процесс поведения, для получения целостной картины происходящего, отражения осознаваемых и неосознаваемых вербальных и невербальных форм поведения.

Научное наблюдение:

1. Подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам.

2. Планируется по заранее обдуманной процедуре.

3. Все данные наблюдения фиксируются в протоколах и дневниках по определённой схеме.

4. Информация, полученная путём наблюдения, контролируется на обоснованность и устойчивость.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Основные характеристики исследований СМИ | Метод фокус-групп
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 8155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.