Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение понятия Национализация




3. Отчуждение или передача имущества частных лиц в собственность государства. Может осуществляться безвозмездно на основе государственных актов или посредством выкупа имущества компаний, фирм, домашних хозяйств. Н. производится в отраслях производства, которые становятся неэффективными, нерентабельными, но в то же время имеют важное значение для государства. Экономический словарь

5. НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ от лат. natio - народ. - процесс перехода в собственность народа.

Выделяя суть, можно сказать, что национализация есть процесс перехода собственности из частных рук в пользу государства. Национализация, как явление свойственно не только социалистическим государствам, но и капиталистическим странам с демократической формой правления. В частности, национализация в этих странах может проводиться в случае военных действий.; в случае неминуемого банкротства предприятий и т.д. Национализация может быть осуществлена путем денежного выкупа у частного собственника, либо в форме экспроприации, т.е. безвозмездно.

Определение понятия Приватизация

1. (от лат. privatus - частный) - передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Юридический словарь
2. (от лат. privatus - частный) - передача государственного или муниципального имущества за плату либо безвозмездно в собственность частных лиц и организаций. Совпадает с понятием денационализации. Юридический словарь
3. Передача государственной или муниципальной собственности в частную собственность (безвозмездно или за плату). Словарь Ефремовой
4. Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).

Приватизация, в основном, характерна для стран с переходной экономикой. Ярким примером могут служить страны бывшего социалистического лагеря. Тем не менее, приватизация может проходить и в государствах с рыночной экономикой. В этом случае она имеет название повторной приватизации. Это значит, что отрасли, которые были ранее национализированы, при наступлении "лучших времен" вновь переходят в частную собственность. Повторная приватизация имела место в ХХ столетии в Англии с железными дорогами, сталелитейной промышленностью, во Франции с предприятиями угольной отрасли, авиакомпаниями, страховыми компаниями.

 

6. Проблемы государственного регулирования деятельности предприятий. Минимизация трансакционных издержек как основная причина государственного регулирования деятельности предприятий. Административные и экономические методы государственного регулирования деятельности предприятий.

 

Объективно существующие недостатки рынка, обусловленные огра­ниченной конкуренцией (проблема естественных монополий), экстерналиями (отрицательными и положительными внешними эффектами и су­ществованием общественных благ) и информационной асимметрией (не­достатком информации у субъектов рынка друг о друге), предопределя­ют необходимость государственного регулирования экономики.

С точки зрения неоинституционализма все недостатки рынка имеют одну и ту же природу, связанную с так называемыми трансакционными издержками (издержками по функционированию рыночного механизма),

Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности [2, с. 68].

Идентификация типа трансакционных издержек, выявление факторов, определяющих возникновение трансакционных издержек, позволяют экономическим агентам найти способы их регулирования и снижения. Любой хозяйствующий субъект может оптимизировать собственные трансакции и соответственно трансакционные издержки на основе использования своих внутренних резервов, своего внутреннего потенциала. Так, фирма может оптимизировать свои трансакционные издержки при выборе определенной организационной формы, централизации или децентрализации управления, при выборе поставщиков ресурсов и организации сбыта производимой продукции и т.д. Домохозяйства могут также оптимизировать свои трансакции с макросредой, макроэкономическими субъектами, в частности, путем налаживания каналов неформальных собственных взаимосвязей с различными другими хозяйствующими субъектами.

В таблице 1 предложены методы снижения трансакционных издержек, естественно, что это не исчерпывающий перечень инструментов снижения, кроме того, необходимо учитывать, что действие того или иного инструмента зависит от особенностей экономической системы и качества институциональной среды [13, с. 326].

 

Таблица 1. Типы трансакционных издержек и пути снижения трансакционных издержек

Тип трансакционных издержек Пути снижения трансакционных издержек
Макроуровень Микроуровень
1. Издержки поиска и подбора информации специализированные рынки (биржи) реклама репутация, торговая марка
2. Издержки измерения гарантии страхование экспертиза Гарантии страхование экспертиза
  система мер и весов система мер и весов
3. Издержки спецификации и защиты прав собственности законодательство идеология (формальные и неформальные институты)
4. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов стандартные формы контрактов гарантии стандартные формы контрактов
5. Издержки оппортунистического поведения законодательство использование сигналов (образование, репутация образовательного учреждения) самоотбор. рейтинг, мониторинг франшиза
6. Издержки влияния лицензирование мониторинг

При этом основными объектами регулирования выступают экономи­ческий цикл и его отдельные фазы; секторальная, отраслевая и регио­нальная структура рынка; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены на социально значимые то­вары и услуги естественных монополий; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); условия конкуренции; соци­альные отношения (между работниками и работодателями); подготовка и переподготовка кадров; окружающая среда; внешнеэкономическая дея­тельность.

Основные инструменты государственного регулирования деятельно­сти предприятий представлены на рис. 9.

Рис. 9. Инструменты государственного регулирования деятельности предприятий

Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Методы классифицируют по различным критериям. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов. Методы косвенного воздействия создают лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики. К таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах [2, с. 74].

Методы государственного регулирования классифицируются и по критерию организационно-институциональному. Здесь различают административные и экономические методы. Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. Цель принимаемых мер – создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов. Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее. Появляется дополнительный стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обратить ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения. Изменение, например, государством ставки процента по своим долговым обязательствам добавляет к числу доступных вариантов выгодного размещения сбережений еще один – покупку или продажу государственных ценных бумаг [6, с. 61].

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

Общий перечень возможных направлений государственного вмеша­тельства в экономику: разработка «правил игры» для субъектов рыноч­ной экономики; создание государственного сектора и управление им; разработка и реализация программ экономического развития; перерас­пределение доходов; борьба с искусственной монополией и регулирование естественных монополий; контроль за ценами и заработной платой; регулирование учетной ставки; установление сроков, норм и методов амортизации; регулирование налогов; эмиссионная деятельность; стимулирование внешнеэкономической деятельности фирм и компаний; защита интересов национального капитала (таможенная политика, льготы, га­рантии).

Рис. 10. К вопросу о соотношении трансакционных и бюрократических издержек

(Р - точка оптимума)

 

С одной стороны, вмешательство государства в экономику объективно необходимо. С другой стороны, часто под знаменем борьбы с недостатка­ми рынка степень такого вмешательства недопустимо высока. Необходи­мо помнить, что усиление государственного воздействия на экономические процессы приводит не только к снижению издержек по трансакциям, МО и к росту так называемых бюрократических издержек (затрат на функ­ционирование усложняющегося аппарата управления). Важно найти точку оптимума, определяемую благоприятным соотношением трансакционных и бюрократических издержек (рис. 10).

 

 

7. Монетарные факторы эффективной промышленной политики.

 

Монетарные факторы эффективной экономической политики. В связи со значением кредитной и валютной составляющих монетарной политики в рамках монетарных инструментов экономического регулирования должен быть выбран оптимальный вариант сочетания кредитной (процентной) и валютной (курсовой) политики. Возможны 9 вариантов, т.к. каждое направление имеет три решения. Для процентной политики – жесткое, мягкое и нейтральное. Для курсовой политики это сильное, слабое и нейтральное состояние валютного курса (национальная валюта существенно переоценена, существенно недооценена, курс примерно соответствует соотношению средневзвешенной покупательной способности национальной и иностранной валюты по товарам внешнеторгового ассортимента). Очевидно, что каждое сочетание будет иметь свое собственное влияние на основные параметры функционирования экономики. Отнесем к такого рода параметрам производство, индивидуальное потребление, цены, сбережения, инвестиции, экспорт, импорт, и сольдо по операциям, связанным с движением капитала. Результаты проведенного качественного анализа влияния факторов монетарной политики на экономические параметры представлены в таблице 2.

В таблице 2 приняты следующие обозначения: 0 – влияние отсутствует либо является пренебрежимо малым на фоне действия других факторов, 0,5 – умеренное влияние, 1,0 – сильное влияние. “+”, “-“ – характер влияния (рост либо снижение соответствующего параметра, для миграции капитала “плюс” означает приток, “минус” – отток) [13, с. 335].

Таблица 2. Влияние факторов монетарной политики на экономические параметры

Экономические параметры Процентная политика Курсовая политика Комбинации
жесткая мягкая сильная слабая А Б В Г
        5(1+3) 6(1+4) 7(2+3) 8(2+4)
1.Производство 2.Потребление 3.Цены 4.Экспорт 5.Импорт 6.Миграция капитала 7.Сбережения 8.Инвестиции -0,5 -0,5 -0,5   +0,5 -0,5 +0,5 +0,5 +0,5   -0,5 +0,5 -1,0 +0,5 -0,5 -1,0 +1,0 -0,5   +1,0 -0,5 +0,5 +1,0 -1,0 +0,5   -1,5 -1,0 -1,0 +1,0 -0,5   +0,5 -0,5 +0,5 -1,0 +1,0 -1,0 +0,5   +0,5 -0,5 -0,5 +1,0 -1,0 +1,0 -0,5   -0,5 +0,5 +1,5 +1,0 +1,0 -1,0 +0,5   -0,5 +0,5

 

Как следует из таблицы, стратегия экономического роста по факторам монетарной политики реализуется только в двух сочетаниях (комбинации Б и Г) из четырех проведенных. По существу комбинация Б является отражением экономических реалий, которые применительно к курсовой политике имеют скорее остаточный характер, поскольку курс с учетом роста цен приближается к нейтральному значению. В комбинации Г, усматриваются две проблемы: потенциальный рост цен и снижение сбережений. Отсюда вполне возможным представляется вариант, находящийся за рамками таблицы и предусматривающий сочетание нормальной процентной и слабой курсовой политики. Общий результат именно такого сочетания можно признать вполне удовлетворительным.

Наряду с процентной политикой, которая является центральной экономической компонентой кредитной политики, существенное значение имеет также и организационный аспект. Речь идет о каналах кредитования экономики, или о схеме рефинансирования банков.

Проблема состоит в том, чтобы организовать эффективную систему рефинансирования, когда максимальный эффект достигается при минимальных издержках. Исходя из этого, организационно наиболее приемлем компромиссный вариант, когда, например, только ценные бумаги, эмитированные надежными заемщиками, рассматриваются в качестве инструмента рефинансирования.

Другая проблема связана с качеством ценных бумаг (векселей) как в формальном, так и в экономическом смысле (недопустимость рефинансирования “бронзовых” векселей, т.е. дружеских услуг, а не реальных сделок).

Обращаясь к теме защиты рубля от спекулятивных атак, необходимо указать, что оборона должна строиться на основе сочетания экономических и административных мер. Экономическая линия обороны формируется слабым курсом рубля, что снижает потенциальный эффект спекулятивных атак на него.

Тем не менее, разумной политики валютного курса и объективных факторов может не хватить для эффективного противодействия валютной спекуляции, основанной на объективной слабости национальной валюты. Поэтому в любом случае необходима система административных мер, помогающих реализоваться экономически обоснованным соотношениям.

В числе комбинированных мер может быть названо:

1) введение более жестких требований по создания резервов на возможные потери по активным операциям со всеми контрагентами;

2) ограничение свободной покупки иностранной валюты физическими лицами. Другой вариант введение акциза на покупку иностранной валюты [6, с. 66].

Однако применение указанных мер явно недостаточно для расширения банковского кредитования реальной экономики. Отвечая на вопрос о факторах препятствующих кредитованию реальной экономики, банки – участники упоминавшегося опроса на первое место поставили не недостаток ресурсов, а высокие риски кредитования. При этом к истокам высоких кредитных рисков банки отнесли в первую очередь недостаточную защищенность залоговых прав и уже потом общее неустойчивое состояние экономики, отсутствие или неопределенность перспективы развития предприятия и инфляцию.

Экономическая система как таковая может функционировать более или менее гладко, более или менее эффективно. Переход от одной экономической системы к другой, т.е. состояние общества, когда экономическая система глобально не функционирует, когда новая система рождается из старой или на развалинах старой, требует особо жесткой координации всех составляющих экономической политики.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.