Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9 Общая характеристика производственного процесса




ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

1. Определение производственного процесса. Классификация производственных процессов.

2. Производственная программа предприятия.

3. Методы организации производства (поточный, партионный, единичный) и их характеристика.

4. Формы организации производства (концентрация специализация, кооперирование, комбинирование). Современные формы организации производства (аренда, лизинг, франчайзинг).

5. Типы производства (массовое, серийное, индивидуальное) и их характеристика.

 

1. Определение производственного процесса. Классификация производственных процессов.

 

Потребление как необходимое условие жизни человека может быть обеспечено лишь на основе производственной деятельности. Поскольку любое предприятие имеет своей важнейшей целью (миссией) удовлетво­рение тех или иных потребностей, то производственный процесс - не­отъемлемый элемент предприятия.

Производственный процесс - это целенаправленное постадийное пре­вращение исходного сырья и материалов в готовый, заданного свойства продукт, пригодный к употреблению или к дальнейшей переработке. На промышленном предприятии производственный процесс представляет собой совокупность последовательно выполняемых технологических операций по непосредственному изготовлению продукции в основных подразделениях, а также по обеспечению их нормального функциониро­вания во вспомогательных и обслуживающих подразделениях.

Технологическая (производственная) операция - это часть производ­ственного процесса, выполняемая на одном рабочем месте, состоящая из ряда действий над одним объектом производства (деталью, узлом, изде­лием и т. п.), одним или несколькими рабочими.

Как производственные процессы, так и технологические операции от­личаются друг от друга по ряду признаков:

a) в зависимости от роли в изготовлении продукции различают ос­новные, вспомогательные и обслуживающие производственные процес­сы (см. п. 2.4.3);

b) в зависимости от характера протекания различают простые, син­тетические и аналитические производственные процессы. Простыми производственными процессами называются такие процессы, когда из одного вида сырья и (или) материалов производится один вид готовой продукции. Синтетическими производственными процессами называют­ся такие процессы, когда готовая продукция производится из двух и бо­лее видов сырья и (или) материалов. Аналитическими производственны­ми процессами называются такие процессы, когда из одного вида сырья и (или) материалов производятся два и более видов готовой продукции;

c) в зависимости от стадии изготовления продукции производствен­ные процессы бывают заготовительные, обрабатывающие и выпускаю­щие. Заготовительные производственные процессы превращают сырье и материалы в заготовки и полуфабрикаты, приближающиеся по форме, размерам и свойствам к готовым изделиям (литейное, кузнечное произ­водство и т. п.). Обрабатывающие производственные процессы обеспе­чивают превращение заготовок в готовые детали. Выпускающие произ­водственные процессы предназначены для изготовления готовой про­дукции посредством ее сборки из деталей и узлов;

d) в зависимости от степени непрерывности различают прерывные и непрерывные производственные процессы. Прерывные производствен­ные процессы допускают наличие перерывов в изготовлении продукции и работе оборудования без ущерба для их качества. Непрерывные произ­водственные процессы протекают без перерывов, ибо они приводят к ухудшению качества продукции и состояния оборудования;

e) по степени технической оснащенности различают ручные, частично механизированные, комплексно-механизированные и автоматизирован­ные производственные процессы. Ручные производственные процессы выполняются без помощи машин и механизмов. Частично механизиро­ванные производственные процессы связаны с заменой ручного труда машинами на отдельных технологических операциях. Комплексно-меха­низированные производственные процессы предполагают наличие взаи­мосвязанной системы машин и механизмов, обеспечивающих выполне­ние всех технологических операций без применения ручного труда, за исключением операций управления машинами и механизмами. Автома­тизированные производственные процессы обеспечивают выполнение всех операций без участия ручного труда, включая управление машина­ми и механизмами;

f) в зависимости от особенностей используемого оборудования разли­чают аппаратурные (агрегативные) и дискретные производственные процессы. Аппаратурные производственные процессы протекают в спе­циальных видах оборудования и не требуют труда рабочих для их вы­полнения. Дискретные производственные процессы выполняются на стан­ках при непосредственном участии рабочего.

 

2. Производственная программа: содержание, измерители и показатели.

 

Производственная программа планируется на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Она включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и их обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами. Содержание производственной программы зависит от различных факторов. Например, в зависимости от сферы производства различают продукцию материального производства (промышленная, сельскохозяйственная, строительная и др.) и услуги сферы нематериального производства (торговля, обучение, лечение и т.п.). В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Так, в промышленности есть автомобилестроение, станкостроение, ткацкое, швейное и обувное производство. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Например, транспортные услуги подразделяют на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки.

Различные виды товаров и услуг называются номенклатурой производственной программы. Ассортимент продукции (услуг) характеризует соотношение удельных весов отдельных видов изделий (работ) в производственной программе.

Таким образом, производственная программа предприятия представляет собой перечень и количество выпускаемой им продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг) для потребителей. При разработке производственной программы учитывается основная цель предприятия – увеличение объема продаж при росте прибыльности продукции и рентабельности капитала. Для достижения этой цели составляется стратегия развития предприятия на несколько лет вперед. При выработке долгосрочной стратегии необходимо учитывать стадии жизненного цикла основной номенклатуры производственной программы.

Если предприятие выпускает один товар, оно проходит этапы улучшения, апогея и ухудшения своего финансового положения. Если предприятие выпускает несколько видов продукции, имеет разнообразные группы товаров, то пики неблагоприятных финансовых ситуаций сглаживаются.

При разработке производственной программы предприятия применяются натуральные, трудовые и стоимостные измерители они позволяют вести планирование, учет и контроль себестоимости, объема продаж, номенклатуры, ассортимента, трудоемкости выпускаемой продукции.

Натуральные измерители (штуки, тонны, метры и т.д.) характеризуют производственную специализацию предприятия и его долю на рынке. В расчете на единицу продукции устанавливаются технологические нормы расхода сырья, энергии, рабочего времени и рассчитывается себестоимость изделия (услуги). Без натуральных измерителей невозможно определить потребность в производственной мощности и ее использовании. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для продукции однородного назначения.

Трудовые измерители (часы и минуты рабочего времени) – применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и производственной программы. Наиболее распространенный показатель – трудоемкость, или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется такой показатель, как станко-часы.

Показатели трудоемкости производственной программы не всегда являются сопоставимыми в динамике (человеко-часы), поэтому трудовые измерители используют часто во вспомогательных расчетах. Трудоемкость производственной программы, измеряемая в человеко-часах, представляет собой объем производства, который должен выполнить коллектив цеха, предприятия.

Стоимостные измерители производственной программы используются одновременно с натуральными и трудовыми. Они отражают объем произведенной продукции (услуг). Единица измерения – национальная валюта. Кроме того, для характеристики экспорта может применяться валюта других стран.

К показателям производственной программы в денежном выражении относятся объем продаж, реализованная продукция, доход, товарная и валовая продукция, чистая и условно-чистая продукция, нормативно-чистая продукция, валовой и внутрипроизводственный оборот, нормативная стоимость обработки.

Обобщающим показателем производственной программы предприятия является реализованная продукция, или выручка от реализации. Объем продаж более объективно отражает деятельность предприятия, выпускающего товары и производящего услуги. Показатель реализованной продукции в соответствии с логикой должен применяться только для предприятий сферы материального производства, выпускающих продукцию. В условиях рыночной экономики большинство предприятий создают продукцию и выполняют услуги, имеют прочие доходы, поэтому показатель объема продаж применим для всех предприятий.

Объем продаж (оборот) – это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени, а также доходы от финансовых и прочих операций.

Товарная продукция – это стоимость готовой продукции, полученной в результате производственной деятельности предприятия, выполненных работ и услуг, предназначенных для реализации на сторону. На предприятиях с небольшой длительностью производственного цикла незавершенное производство поддерживается на постоянном уровне. Показатели валовой и товарной продукции равны. На предприятиях с большой длительностью производственного цикла эти показатели значительно отличаются.

Валовая продукция характеризует весь объем работы, выполненной предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год). В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное производство (НЗП).

 

Валовая продукция = Товарная продукция +(-) Изменение остатков незавершенного производства за период

 

При увеличении остатков: ТП – НЗПн + НЗПк или ТП + (НЗПк – НЗПн)

При уменьшении остатков незавершенного производства товарная продукция будет больше валовой на разницу остатков (ТП – НЗПн + НЗПк или ТП + (НЗПк – НЗПн)).

Реализованная продукция (доход), равна товарной продукции в том случае, если остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода оставались без изменений. При увеличении остатков на складе реализация будет меньше товарной продукции; при уменьшении остатков объем реализации будет больше товарной продукции на величину снижения запасов готовой продукции.

Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входят оплата труда, выданная в виде заработной платы и не выплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налогов и различных начислений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационные отчисления).

 

Чистая продукция = Объем продаж – Материальные затраты – Амортизация

 

Условно-чистая продукция – это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений.

 

Условно-чистая продукция = Объем продаж – Материальные затраты

Показатели чистой и условно-чистой продукции используются для анализа структуры стоимости продукции (работ, услуг), планирования фонда оплаты труда.

Нормативно-чистая продукция представляет собой часть цены изделия, включает основную и дополнительную заработную плату персонала с отчислениями на социальные нужды и нормативную прибыль.

Нормативная стоимость обработки включает заработную плату производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды, общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Валовой оборот представляет собой сумму стоимости валовой продукции всех подразделений предприятия.

 

3. Методы организации производства (поточный, партионный, единичный) и их характеристика.

 

Метод организации производства представляет собой совокупность способов, средств, приемов и правил организации производства, рационального сочетания основных элементов производственного процесса (частичных процессов) во времени и в пространстве.

В общем случае в отличие от формы метод представляет собой способ практического осуществления чего-либо. Посредством того или иного метода организации производства достигается та или иная количественная и качественная определенность организации производства, принимающая определенную форму.

Разнообразие применяемых технологических процессов и оборудования для изготовления разнообразной полиграфической продукции предопределило широкое разнообразие применяемых методов организации производства. Их можно условно объединить в три общих группы методов организации производства: единичные, партионные, поточные.

Единичные методы организации производства характеризуются изготовлением широкой номенклатуры не повторяющихся в производстве изделий. Разработка технологических процессов для каждого отдельного изделия носит индивидуальный характер - выполняется по заказам. Обычно продукция изготавливается на универсальном оборудовании с последовательным перемещением предметов труда от операции к операции. Эти методы применяются в основном в производстве с единичным и мелкосерийным типом организации производства.

Партионные методы организации производства характеризуются относительно широкой номенклатурой изделий, изготовляемых тиражами согласно графикам.

В работе технологического оборудования возникают периодические перерывы для переналадки в связи с переходом на производство нового тиража изделий. Существуют значительные размеры незавершенного производства.

Поточные методы организации производства являются наиболее совершенными по своей четкости и законченности. При использовании этих методов предметы труда в процессе обработки следуют по установленному маршруту с заранее фиксированным ритмом. Оборудование и рабочие места расположены по ходу технологического процесса, что создает более короткий путь для перемещения и позволяет применять транспорт постоянного направления. При использовании этих методов обеспечивается непрерывная (или с небольшими интервалами) подача материалов и полуфабрикатов, возможна полная загрузка оборудования. Затраты времени по операциям могут быть установлены с достаточной точностью, синхронизированы. Предмет труда при использовании этих методов движется непрерывно по операциям процесса.

Выбор методов организации производства зависит от конкретных производственных условий.

 

4. Формы организации производства (концентрация специализация, кооперирование, комбинирование). Современные формы организации производства (аренда, лизинг, франчайзинг).

 

Концентрация производства

Концентрация производства - это процесс сосредоточения изготов­ления продукции на крупных предприятиях как в рамках одной отрасли, так и в более широких границах, включая производственные процессы разных отраслей.

Основные показатели уровня концентрации в промышленности сле­дующие:

· размер предприятия (малое, среднее, крупное);

· годовой объем производства (выпуска продукции);

· среднесписочная численность работающих (см. п. 2.4.2);

· среднегодовая стоимость основных фондов (см. п. 2.2.2);

· годовой расход электроэнергии предприятием (отраслью);

· удельный вес крупных предприятий в доле выпуска продукции всей отраслью;

· средний размер предприятий в отрасли.

Экономическими предпосылками концентрации (укрупнения) произ­водства является так называемый «эффект от масштаба производства», заключающийся в том, что изготовление одноименной продукции на крупных предприятиях оказывается экономически более выгодным, чем на мелких, вследствие того, что на крупных предприятиях постоянные издержки производства раскладываются на больший объем производи­мой продукции, что приводит к ее меньшей себестоимости. Кроме того, в ряде отраслей имеет место так называемый «технический эффект от масштаба производства», связанный с тем, что показатели технической эффективности оборудования - коэффициент полезного действия (КПД) и коэффициент полезного использования (КПИ) - существенно возрас­тают с увеличением мощности. В итоге укрупнение техники приводит к повышению рациональности использования энергоресурсов. Так, КПД электродвигателя мощностью 0,25 кВт лежит в пределах 75-80 %, а КПД электродвигателя мощностью 25 кВт составляет уже 94-96 %. В ряде от­раслей (например, в электроэнергетике) наблюдается «географический эффект от масштаба».

Наличие значительного «эффекта от масштаба» является диагности­ческим признаком естественной монополии и представляет собой непре­одолимое препятствие при осуществлении демонополизации и реструк­туризации отрасли. С точки зрения теории неоинституционализма при­чиной эффекта от масштаба является возникающая на крупных предпри­ятиях экономия за счет снижения трансакционных издержек.

Концентрация производства осуществляется в таких формах, как:

· укрупнение предприятий, связанное с увеличением их размеров в ре­зультате НТП в области орудий труда (ростом производительности обо­рудования);

· специализация как процесс сосредоточения однородного производст­ва в рамках одного предприятия;

· кооперирование, обусловливающее прямые связи между предприятия­ми и их превращение в единый производственный комплекс;

· комбинирование, приводящее к объединению разных производств в единый производственный комплекс.

В связи с концентрацией производства актуален вопрос об оптималь­ном размере предприятия. Под оптимальным размером предприятия по­нимают такую величину объема производства, которая обеспечивает наи­меньшие удельные издержки производства единицы продукции. На практике концентрация производства имеет объективные границы. С од­ной стороны, наличие «эффекта от масштаба» побуждает к увеличению размеров предприятия. С другой стороны, по мере укрупнения организа­ции возникает «эффект потерь от масштаба», главными источниками ко­торого являются убывающая отдача факторов производства и возрас­тающие издержки на содержание аппарата управления (бюрократические издержки).

Специализация производства

Специализация - сосредоточение на предприятии и в его производ­ственных подразделениях выпуска однородной, однотипной продукции или выполнения отдельных стадий технологического процесса. Эконо­мической предпосылкой специализации является разделение труда, обу­словленное возможностью достижения более высокого профессионализ­ма при выполнении ограниченного перечня работ.

Специализация производства в промышленности осуществляется в трех основных формах - предметной, подетальной и технологической. Предметная специализация означает сосредоточение производства опре­деленных видов продукции конечного потребления (автомобильный за­вод, швейная фабрика, тракторный завод и т. п.). Подетальная специали­зация связана с сосредоточением производства отдельных деталей, заго­товок, узлов и комплектующих изделий, не являющихся конечной про­дукцией (подшипниковый завод, моторный завод, шинный завод и др.). Технологическая специализация - превращение отдельных фаз производ­ства в самостоятельные производства (литейное предприятие «Центролит», пеньковая фабрика и др.).

Показателями специализации производства на предприятии являются:

· удельный вес основной (профильной) продукции в общем объеме производства;

· количество видов, групп, типов изделий, выпускаемых предпри­ятием;

· доля специализированного оборудования в общем его парке;

· число наименований деталей, обрабатываемых на единице обору­дования;

· количество операций, выполняемых на оборудовании.

Специализация, как и концентрация, имеет объективные пределы. С одной стороны, специализация обеспечивает рост производительности труда за счет возможности достижения большого профессионализма при выполнении узкоспециализированных функций. С другой стороны, уг­лубление специализации вызывает чрезмерное усложнение системы уп­равления, а также снижение производительности труда за счет монотон­ности, однообразности выполняемых работниками функций.

Предпосылками для специализации являются стандартизация и уни­фикация продукции.

Стандартизация - установление строго определенных норм (стан­дартов) форм, размеров и качества деталей, узлов, готовой продукции. Соблюдение стандартов различными предприятиями делает их продук­цию взаимозаменяемой и взаимодополняемой, что обеспечивает воз­можность разделения труда.

Унификация - сокращение существующего многообразия типов кон­струкций, деталей, узлов и повышение степени использования техноло­гически и экономически целесообразных элементов в разнообразных ви­дах продукции.

Кооперирование производства

Прямым и неизбежным следствием специализации является коопери­рование.

Кооперирование - производственные связи предприятий по совмест­ному производству конечной продукции. Необходимо отметить разли­чие между кооперированием и материально-техническим обеспечением (МТО). Кооперирование охватывает связи по промежуточным узлам, де­талям, полуфабрикатам между конкретными предприятиями на основе долгосрочного сотрудничества, в то время как материально-техническое обеспечение предусматривает поставку сырья, топлива, готового обору­дования и прочей продукции любому потребителю.

В промышленности различают кооперирование по отраслевому и территориальному признаку. Кооперирование по отраслевому признаку возникает между предприятиями одной отрасли либо между предпри­ятиями двух и более отраслей. Кооперирование по территориальному признаку бывает внутрирайонное и межрайонное.

Для уровня кооперирования характерны следующие основные пока­затели:

  • удельный вес в себестоимости выпускаемой предприятием про­дукции комплектующих изделий и полуфабрикатов, получаемых по коо­перированию (коэффициент кооперирования);
  • удельный вес полуфабрикатов, изготавливаемых предприятием для поставок на сторону, в общем их выпуске и в выпуске всей продукции;
  • количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием.

Комбинирование производства

Комбинирование - это объединение в одном промышленном пред­приятии (комбинате) нескольких технологически связанных, специали­зированных производств одной или нескольких отраслей.

В промышленности характерными признаками и предпосылками ком­бинирования являются следующие факторы:

· наличие тесных производственно-технических и экономических связей между производствами, включенными в состав комбината;

· пропорциональность по производительности и пропускной спо­собности объединенных в рамках комбината различных технологически связанных производств;

· непрерывность перехода от одного технологического процесса к другому;

· пространственное единство, т. е. расположение, как правило, на одной территории всех частей комбината, связанных между собой об­щими коммуникациями;

· единство энергетической системы;

· общие вспомогательные производства и службы, обслуживающие основные производства;

· единое управление.

Производственные комбинаты необходимо отличать от администра­тивных комбинатов, созданных на чисто административной, директив­ной основе в целях совершенствования системы управления, централи­зации сбыта продукции и т. п. (например, комбинаты бытового обслужи­вания, объединяющие оказание таких услуг и производств, как ремонт обуви, телевизоров, бытовой техники, ателье по пошиву одежды, салон красоты, химчистку и т. д.).

Комбинирование в промышленности проявляется в трех основных формах:

1. комбинирование на основе комплексного использования сырья (выработки из одного вида сырья нескольких видов продукции). Так, коксохимический комбинат производит из кокса многие жидкие, твер­дые и газообразные продукты - смолу, бензол, аммиак, серу, водород, метан, этилен и т. д.;

2. комбинирование на основе последовательной переработки сырья на нескольких стадиях вплоть до получения готовой продукции. Приме­ром является металлургический комбинат, реализующий последователь­ные стадии производства из железной руды чугуна, стали, проката;

3. комбинирование на основе использования отходов производства для выработки других видов продукции (утилизации отходов), реализуе­мое, например, на медеплавильном комбинате, когда при выплавке из пирита меди утилизируется выделяющийся как побочный продукт сер­нистый газ в целях получения из него серы и серной кислоты.

В зависимости от характера связей между производствами комбини­рование делят на следующие виды:

· вертикальное комбинирование, связанное с реализацией последова­тельных ступеней переработки сырья в полуфабрикаты и готовую продукцию;

· горизонтальное комбинирование, обусловленное получением несколь­ких видов продукции на той или иной стадии производственного про­цесса;

· смешанное комбинирование, связанное с сочетанием двух предыду­щих видов комбинирования.

Для оценки уровня комбинирования применяются следующие пока­затели:

· удельный вес товарной продукции, получаемой на комбинатах, в общем ее выпуске всей промышленностью;

· удельный вес комбинатов в объеме продукции, численности промышленно-производственного персонала, стоимости основных фондов отрасли;

· количество стадий и отраслей производства, объединяемых в ком­бинате;

· отношение стоимости продуктов, получаемых на основе комбини­рования производства, к стоимости продуктов некомбинированных пред­приятий;

· количество продуктов, получаемых из перерабатываемого на ком­бинатах сырья;

· коэффициент комбинирования как доля побочной продукции, по­лученной в результате межотраслевого и внутриотраслевого комбиниро­вания в общем выпуске продукции комбинатом.

Комбинирование обеспечивает значительный экономический эффект. Так, себестоимость продукции комбината может быть снижена по срав­нению со специализированными предприятиями на 10-30%, трудоемкость продукции уменьшается на 20-25 %, эффективность капиталовло­жений повышается на 20-40 %, коэффициент использования сырья воз­растает на 20-30 % и иногда достигает 100 %. Примеры комбинирования в промышленности:

· горно-обогатительный комбинат (ГОК), на котором добываемые из недр земли бедные руды проходят ряд последовательных стадий обога­щения, флотации, агломерации и других в целях повышения процентно­го содержания полезного вещества в полуфабрикатах;

· нефтехимический комбинат, предназначенный для производства горючих нефтепродуктов (бензина, мазута, керосина), а также смол, пла­стмасс, синтетических волокон, синтетического каучука, попутного газа и других компонентов (всего до 60 наименований);

· коксохимический комбинат (см. с. 84);

· металлургический комбинат (см. с. 85);

· медеплавильный комбинат (см. с. 85);

· деревообрабатывающий комбинат (ДОК), производящий пилома­териалы, мебель, тару, стройматериалы и т. д.;

· целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), выпускающий бумагу, кар­тон, спирт, дрожжи, фанеру, канифоль и др.;

· сахарорафинадный комбинат, реализующий технологическую це­почку выработки сахара-сырца, сахара-песка, сахара-рафинада;

· мясокомбинат, производящий мясные продукты, колбасные изде­лия, пельмени, мясные консервы, жиры, кормовую муку, обработку шкур и др.;

· домостроительный (железобетонный) комбинат (ДСК и ЖБК), вы­пускающий строительные блоки, плиты, панели, сантехнические узлы вплоть до полностью готовых к эксплуатации объектов, сдаваемых «под ключ».

Аренда. Организация производственной и другой предпринимательской дея­тельности требует значительного стартового капитала, существенных единовременных первоначальных затрат. Именно необходимость боль­ших начальных инвестиций является тем основным барьером входа на рынок, который препятствует формированию полноценной конкурент­ной среды в странах с трансформационной экономикой. В условиях постсоветской экономики при отсутствии у большинства потенциальных предпринимателей необходимого стартового капитала едва ли не един­ственной возможностью преодоления указанных препятствий является такая форма организации хозяйственной деятельности, как аренда.

Аренда - это основанный на договоре имущественный наем, предпо­лагающий срочное возмездное владение и пользование имуществом пу­тем передачи его арендодателем арендатору за плату.

В аренду может сдаваться как движимое, так и недвижимое имуще­ство, поэтому различают следующие виды аренды: оборудования; транс­портных средств; зданий и сооружений; предприятий; земельных участ­ков и других обособленных земельных объектов.

В зависимости от сроков различают аренду: долгосрочную (5-20 лет); среднесрочную (хайринг, 1-5 лет); краткосрочную (рейтинг, до 1 года).

Взаимоотношения арендодателя (собственника имущества) и арен­датора (получателя имущества) регулируются на основе договора арен­ды, в котором указывается: характеристика объекта аренды; размер арендной платы, форма и порядок ее внесения; права и обязанности сто­рон по хранению и обслуживанию арендуемого имущества; срок дейст­вия арендного договора; права и обязанности сторон по окончании дого­вора аренды; возможность сдачи арендованного имущества в субаренду; условия прекращения договора.

Размер арендной платы включает в себя следующие затраты арендо­дателя: амортизационные отчисления, начисляемые на стоимость арен­дованного имущества; доход, который был бы получен при непосредст­венном использовании передаваемого в аренду имущества; расходы на страхование объекта аренды; затраты на проведение ремонта арендованного имущества после окончания сроков аренды; стоимость дополни­тельных услуг, оцениваемых арендодателем (обучение, консультации и т. п.); средний уровень арендной платы, сложившийся в регионе на ана­логичные объекты.

Лизинг как особая форма арендных отношений. Одной из наиболее популярных форм арендных отношений в миро­вой экономике является лизинг.

Лизинг - это вид аренды, связанный с приобретением имущества и передачей его на основании договора физическим или юридическим ли­цам на определенный срок и за определенную плату с возможностью пе­рехода права собственности на объект лизинга (имущества) к лизингопо­лучателю.

В настоящее время объем лизинговых операций в мире достигает 30 % общего объема инвестиций. При этом необходимо указать, что рост объема лизинговых услуг на мировом рынке составляет около 16 % в год (от 433 млрд в 1999 г. до 503 млрд USD в 2000 г.). Наибольший рост ли­зинговых услуг наблюдается на североамериканском рынке (особенно в США, Канаде и Мексике) - до 23 % в год. В Европе это значение не­сколько меньше и составляет около 11 %.

Для развития лизинга был создан ряд национальных и международ­ных организаций содействия лизинговой деятельности - Мировой лизин­говый совет (1984 г.), в Республике Беларусь - Белорусский союз лизин­годателей, объединивший около 60 лизинговых компаний, в Российской Федерации - компания «Рослизинг».

Классическая схема лизинга предусматривает наличие трех основ­ных участников сделки - продавца имущества, которым является пред­приятие-производитель оборудования и других объектов, лизингодателя (арендодателя) и лизингополучателя (арендатора).

Характер взаимодействия участников лизинговой операции опреде­ляется тем, что лизингополучатель нуждается в том или ином виде обо­рудования, которое производит и готов продать ему продавец. Однако лизингополучатель не имеет свободных финансовых средств для покуп­ки нового оборудования, а предприятие-производитель не желает его продавать с оплатой в рассрочку или сдавать в аренду. Возникает безвы­ходная и невыгодная как для продавца, так и для лизингополучателя си­туация. Для ее разрешения к лизинговой операции привлекается лизин­годатель, в качестве которого может выступать специальная лизинговая компания, имеющая необходимые свободные финансовые средства. По просьбе лизингополучателя лизингодатель приобретает у продавца иму­щество и сдает его в аренду лизингополучателю. По истечении срока аренды имущество либо возвращается лизингодателю, либо переходит в собственность лизингополучателя (что бывает чаще).

В настоящее время схема лизинга значительно усложнилась, по­скольку для приобретения у продавца имущества лизингодатель часто использует предоставленный банком кредит, а договор о лизинге страху­ется в страховой компании, что соответствует следующей схеме лизин­говых отношений (рис. 16).

Рис. 16. Схема лизинга

 

Таким образом, лизинг содержит элементы аренды, кредитования и прямого инвестирования одновременно, что существенно отличает эко­номическую функцию лизинга от простой аренды.

Все три основные стороны лизинговых отношений имеют прямые выгоды:

· продавец - производитель имущества расширяет рынок сбыта сво­ей продукции потребителям, которые неспособны приобретать ее путем купли-продажи;

· лизингодатель получает вознаграждение в виде лизингового пла­тежа;

· лизингополучатель приобретает необходимое ему имущество без непосильных разовых затрат, необходимых при обычной его купле-продаже.

Государство и общество в целом также получают выгоду от того, что происходит стимулирование НТП, поскольку объектом лизинга выступа­ет, как правило, дорогостоящее высокотехнологичное оборудование.

Лизинговые платежи в пользу лизингодателя включают в себя:

· плату за услуги лизингодателя;

· амортизационные отчисления за период действия договора о ли­зинге;

· проценты по кредитам, предоставляемым лизингодателю банком;

· налоги на имущество и на добавленную стоимость;

· платежи за дополнительные услуги лизингодателя;

· страховые взносы в случае страхования сделки лизингодателем.

В зависимости от соотношения срока договора о лизинге и периода амортизации имущества различают оперативный (с неполной окупаемо­стью) и финансовый (с полной окупаемостью) лизинг.

Оперативный лизинг предусматривает то, что в течение срока догово­ра о лизинге не происходит полной амортизации имущества и оно воз­вращается лизингодателю (срок договора меньше периода амортизации).

Финансовый лизинг связан с тем, что в течение срока договора о ли­зинге имущество полностью амортизируется и, следовательно, лизин­годатель полностью возмещает свои затраты. В таком случае объект ли­зинга передается в собственность лизингополучателя (срок договора не меньше периода амортизации).

Несмотря на очевидные достоинства данной формы отношений, в странах с переходной экономикой на пути распространения лизинга имеются серьезные препятствия, среди которых:

· высокие ставки кредитования и невозможность получения долгосрочных кредитов;

· макроэкономическая нестабильность (высокие темпы инфляции);

· отсутствие стартового капитала у лизинговых компаний;

· высокий уровень налогов;

· нежелание предпринимателей, стремящихся к быстрой прибыли, заниматься сложными и длительными лизинговыми отношениями.

Франчайзинг. Современной формой организации производства без необходимости значительных первоначальных затрат (стартового капитала) является франчайзинг (от фр. «франшиза» - льгота, привилегия). Его содержание заключается в том, что мелкая самостоятельная фирма (франчайзи, или оператор) функционирует на основе предоставляемых ей крупной фир­мой - франчайзером - прав на разработку, производство и сбыт под тор­говой маркой франчайзера продукции.

Выгоду от франчайзинговых отношений имеют как франчайзер, так и франчайзи. Франчайзер расширяет рынки сбыта, привлекая для этого ка­питалы мелких фирм с меньшими для себя рисками. По сравнению с са­мостоятельно открывающими собственное дело предпринимателями франчайзи использует такие преимущества, как готовая рыночная ниша, комплект документации по производству и сбыту продукции, доступ к мощной рекламной сети, возможность покупки дешевого оборудования у франчайзера, работа под его известной и уважаемой торговой маркой.

Недостатки франчайзинга связаны со стандартами по качеству про­дукции, устанавливаемыми франчайзером и нередко вступающими в противоречие со спецификой конкретных условий работы франчайзи.

Различают три основных вида франчайзинга:

· товарный, связанный с передачей средств продажи товаров крупной фирмы (например, дилерские сети по продаже автомобилей);

· производственный, предусматривающий передачу прав на производ­ство и продажу товаров по технологиям и из сырья франчайзера (напри­мер, сеть компаний «Coca-Cola», «Pepsi-Cola» и др.);

· деловой (полноформатный), сопровождающийся передачей прав на все элементы производственного цикла, начиная от заготовок сырья, технологий производства, схем сбыта продукции (например, сеть ресто­ранов «McDonalds»).

 

5. Типы производства (массовое, серийное, индивидуальное) и их характеристика

 

В основу классификации типов производства положен принцип се­рийности, связанный с определением численности серий изделий, вы­пускаемых на предприятии. Для определения типа производства используется коэффициент специализации рабочих мест – показатель, опреде­ляемый числом деталей-операций, выполняемых в среднем на одном рабочем месте:

(36)

где Кс - коэффициент серийности (коэффициент специализации рабочих мест); r - средневзвешенное количество операций, выполняемых при из­готовлении каждой детали; n - количество наименований деталей, обра­батываемых на рассматриваемых рабочих местах; р - число рабочих мест.

В зависимости от значения коэффициента серийности различают сле­дующие типы производства.

Массовое производство связано с узкой специализацией рабочих мест, что отражается в малых значениях Кс = 1-3. Оно характеризуется изготовлением однородной продукции в больших объемах в течение продолжительного времени. Узкая специализация рабочих мест при мас­совом производстве обеспечивает высокий профессионализм рабочей си­лы, ее быструю обучаемость, а также значительное повышение производи­тельности труда и снижение себестоимости продукции. Недостатки массо­вого производства обусловлены ориентацией не на конкретного, а на сред­нестатистического (массового) покупателя, а также низкой гибкостью производственного процесса.

Серийное производство характеризуется тем, что на каждое ра­бочее место изделия поступают не поштучно, а сериями, партиями. Номенклатура изделий при этом расширяется по сравнению с массо­вым производством, а специализация рабочих мест оказывается глу­бокой.

В свою очередь различают производство:

крупносерийное, для которого Кс = 4-10;

среднесерийное, для которого Кс = 11-20;

мелкосерийное, для которого Кс > 20.

Единичное производство связано с небольшим объемом выпуска продукции (турбины, крупные самолеты, суда ледокольного типа и т. п.). Продолжительность производственного цикла при этом длительная, доля ручных операций высокая, специализация низкая, а квалификация рабо­чих - высокая (Кс >> 20).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.172 сек.