Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

За 30 лет (1960—1990гг.) рост качества жизни во Франции увеличился почти в 4 раза, в Японии—почти в 4,6, в США—в 3, а в СССР уменьшился на 0,95




По предложению делегации БССР ГА ООН приняла резолюцию о защите лиц, которые задержаны и лишены свободы за борьбу против апартеида, расизма и расовой дискриминации, колониализма, агрессии и иностранной оккупации (1977г.).

По предложению БССР ГА (высший орган) ООН одобрила с некоторыми поправками принципы международного сотрудничества в отношении поиска, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и злодеяниях против человечества (1973г.).

БССР стала участницей Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965г.). Республика стала соавтором резолюции ГА ООН о запрещении использования зарубежных наемников против национально-освободительного движения и борьбы народов за независимость (1968г.).

Важным направлением деятельности делегаций СССР, БССР, УССР в ООН была борьба против колониализма. БССР была в числе инициаторов Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960г.).

Начиная с конференции в Сан-Франциско и до распада СССР, в ООН осуществлялась практика разделения труда между тремя советскими делегациями. СССР решал стратегические задачи, подавал глобальные предложения, белорусская и украинская делегации решали тактические задачи. БССР курировала вопросы, связанные с юридической ответственностью военных преступников, взаимосвязь между правами человека и НТП. Самым активным образом БССР действовала в ЮНЕСКО. Белорусский опыт в системе образования, науки и культуры получил положительную оценку высших органов ЮНЕСКО и ряда стран Азии, Африки, Латинской Америки.

В качестве члена МОТ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др. БССР участвовала в определении направлений их деятельности, принятии важных решений по расширению равноправного сотрудничества во всех сферах жизни, а также присоединялась через них к мировому опыту.

БССР, став в 1954г. членом МОТ, только в 1965г. ратифицировала Конвенцию относительно запрещения труда женщин на подземных работах. Только в 1988г. присоединилась к Конвенции о защите мирового культурного и природного наследия человечества, разработанной ЮНЕСКО еще в 1972г. нарушением международных пактов стало отсутствие в ССР и БССР законодательного закрепления права свободного передвижения граждан, их выезда и возвращения из-за границы. СССР, БССР и УССР голосовали против создания Международной организации по делам беженцев и Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, отказались от участия в их работе и не подписали Конвенцию о статусе беженцев от 25 июля 1951г.

Выводы.

@ Характер и масштабы внешнеполитической деятельности БССР определялись общими процессами развития международного положения, противоборством двух систем и военно-политических союзов. В «холодной войне» с Западом СССР оказался втянут в гонку вооружений, региональные конфликты (Корея, Ближний Восток, Индокитай, Куба, Африка, Камбоджа, Афганистан). Позиции СССР и всего «советского блока» ухудшились в связи с введением советских войск в Венгрию (1956г.), Чехословакию (1968г.), Афганистан (1979г.).

@ Хотя сфера внешнеполитической деятельности БССР и УССР была шире, чем у др. союзных республик, но практически все вопросы отношений республик с другими государствами, международными организациями решались союзными органами. Диктат Центра вытекал из положений Конституции СССР (1977г.) об отнесении к компетенции Союза установлений общего порядка во взаимоотношениях республик с иностранными государствами, не разграничивались функции союзных и республиканских органов, пассивности партийно-государственного руководства БССР.

@ Попытки расширить права союзных республик в середине 1950-х и 1960-х гг., во второй половине 1970-х гг. (особенно в хозяйственной деятельности), были ограниченными, непоследовательными, противоречили интересам КАС и практически не влияли на международные отношения республик.

@ Внешнеполитическая деятельность БССР протекала в общем русле международной деятельности СССР, скоординированной политике стран-участниц Варшавского Договора и СЭВ.

 

@ уровень квалификации, образования, исполнительской дисциплины значительной части населения оказался не на уровне современных требований (катастрофа в апреле 1986г. на ЧАЭС).

@ неэффективная социалистическая экономика захлёбывалась под бременем гигантских военных затрат. Армия численностью 4,5 млн. человек была ориентирована на наступательные действия, что явно противоречило миролюбивой риторике советского руководства. С 1979г. фактически осуществлялась интервенция против Афганистана (авантюра в Афганистане требовала ежегодно 3–4 млрд. долл. на содержание 120 тыс. военного контингента и ведение боевых действий).

@ огромные средства правительство тратило на поддержку коммунистических и прокоммунистических режимов (Куба, Никарагуа, Эфиопия, Ангола, Мозамбик и др.). КПСС оказывала финансовую помощь почти 100 компартиям. Это приводило к обострению региональных конфликтов.

@ внутри страны преследовалось всякое инакомыслие.

@ коррупция, взяточничество, подкуп проникли во все сферы жизни. Происходило сращивание теневой, нелегальной экономики с верхушкой партийно-государственного и хозяйственного аппарата.

@ попытка тяжело больного Ю.В. Андропова (после смерти в 1982г. Л.И. Брежнева занявшего пост Генсека) обновить «реальный социализм», не реформируя его сути, отчетливо продемонстрировала дряхлость «системы», неэффективность огромной государственной машины. Её окончательная несостоятельность обнажилась в тот момент, когда она привела к власти больного, недееспособного лидера – К.У. Черненко.

В этих условиях приход к власти новых сил, готовых к радикальному обновлению стал объективно назревшей необходимостью. В марте 1985г. к власти пришёл М.С. Горбачев и его «команда» (Н.И. Рыжков, А.Н. Яковлев, Б.Н. Ельцин и др.) – это последний этап в истории СССР, получивший название «перестройка», хотя все начиналось с «кадровой революции» – смены правящей элиты.

@ определенную роль сыграла и позиция США – отказ администрации Р. Рейгана (1981г.) от политики мирного сосуществования и переход к стратегии «экономического удушения» через эскалацию гонки вооружений. США снижали цены на нефть, договорившись на антисоветской основе со странами ОПЕК: в ноябре 1985г. 1баррель стоил 30 $, а через 5 месяцев – 12 $. В итоге только в 1986 г. СССР потерял 10 млрд. долл., т.е. половину всех валютных поступлений.

Апрель 1985г.август 1991г. — реформистский период — бессистемные попытки реставрировать и улучшить «административный социализм» – «государственно-бюрократический социализм».

Этапы «перестройки»:

I. апрель 1985г. – январь 1987г. – начало преобразований, попытка улучшить «административный социализм», данный курс в официальных документах получил название – «стратегия ускорения».

Во-первых, начали действовать по принципу – «стоит ввязаться в бой, а там посмотрим», т.е. отсутствовала продуманная концепция реформ. Считали, что советская система обладает огромным потенциалом и задача заключается в том, чтобы его полноценно использовать. Поэтому и выдвинули курс на «ускорение» социально-экономического развития страны. В основе его лежала новая структурно-инвестиционная политика: отказ от разорительной практики «долгостроев», упор на техническое перевооружение, модернизацию действующих предприятий и производств. Ставилась задача ускоренного развития машиностроения, активизации «человеческого фактора» и приведение в действие других «скрытых резервов».

Во-вторых, в помощь политике «ускорения» «снизу» решили создать Советы трудовых коллективов (СТК) с законодательно закрепленными широкими полномочиями (выборы руководящих работников, регулирование зарплаты, определение цены выпускаемой продукции, госприемка продукции и др.). На практике зачастую все сводилось к проявлению «коллективного эгоизма».

Позднее М. Горбачев критически оценивая этот этап, признал, что начинать надо было с сельского хозяйства и лёгкой промышленности, что дало бы быструю отдачу для людей и укрепило социальную базу «перестройки».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.