Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Природа человека и смысл его существования

1. Двойственный характер природы человека.

2. Философия о смысле жизни человека.

 

13.1. Человек «включен» сразу в два мира – в мир общества и в мир органической природы. Еще древние народы отмечали, что человек – это природное существо, сходное с другими животными, но в то же время основательно отличающееся от них. Прежде всего, отличия обнаруживаются в морфологической сфере (морфология – биологическое учение о формах и строении животных), это такие очевидные признаки, как: прямохождение, наличие руки, умение изготавливать орудия труда. Но поскольку у некоторых животных тоже есть аналогичные или похожие признаки и свойства, возникает вопрос о том, в какой же, если не морфологической, области следует искать существенные отличия между человеком и животными?

Один из вариантов ответа на этот вопрос пыталась дать эволюционная теория Дарвина, основанная на принципе развития и причинности. Она выводила человека из животного и тем самым отбросила гипотезу о божественном творении. Теория эволюции описывала переход к человеку как плавный и постепенный: от обезьяны к человеку. Однако, появление человека – это не просто возникновение нового вида, это возникновение принципиально нового способа существования.

Важное значение для объяснения появления человека имела марксистская теория, согласно которой, социальное, так же как и человеческое, является результатом возникновения трудовой деятельности.

Гуманитарный подход в философских концепциях, ориентированных на идею человека, определяет человека, прежде всего, как носителя разума. Для гуманитарного подхода характерно понимание человека как незавершенного и развивающегося существа. Человеком не рождаются, а становятся.

Человек принадлежит природе, и в то же время отторгнут от нее. Он наделен инстинктами, но они не выполняют свою роль механически. Это противоречие своего бытия и своей природы человек разрешает не только в процессе познавательной деятельности, но и процессе предметно-практической жизнедеятельности.

В современных условиях, когда НТР создала множество самых разнообразных средств, подавляющих и деформирующих биологические основы человека, особую актуальность приобрела проблема сохранения человека как биологического вида. Как биологический вид человек чрезвычайно пластичен: он способен, в отличие от других животных сообществ, адаптироваться к весьма широкому диапазону внешних условий. Однако адаптивные возможности человека тоже не безграничны. Существуют пороговые значения внешних условий, за пределами которых биологическая природа человеческого организма претерпевает изменения. В условиях высокоразвитой технической цивилизации адаптивные способности человеческого организма близки к исчерпанию. Техногенные нагрузки на окружающую природную среду привели к появлению, так называемых, «болезней цивилизации» (сердечно-сосудистые заболевания, психические расстройства, нарушения в иммунной системе и пр.). Особую сложность нынешней ситуации придает то, что пагубные воздействия загрязнения окружающей среды непосредственно не ощущаются людьми и могут привести к негативным последствиям в отдаленном будущем.

Во взаимодействии биологического и социального биологическое начало является началом консервативным. Исчерпание резервов человеческого организма, порождаемое загрязнением природы и увеличением нервно-психических нагрузок в процессе труда и общения, может обернуться самыми непредсказуемыми последствиями для человеческого организма.

13.2. Противоречия во взаимодействии природного и социального в человеке ставят перед человеком и обществом проблему осознания и понимания смысла человеческого существования.

Размышляя о своей судьбе, каждый человек думает не только о содержании общественного развития, о состоянии духовности общества, но и о конкретном содержании и самосознании своей собственной жизни. Осмысливая свою собственную жизнь, человек ищет ответ не только на вопрос об объективном значении своего бытия, он и на вопрос о ее субъективном смысле. Размышления о смысле и цели жизни для многих людей оказываются исходным пунктом в выработке основной линии жизни. Отклонения от этой линии нередко оборачиваются нравственными переживаниями, а иногда и гибелью человека.

Вопросы о смысле жизни возникают в сознании человека не только тогда, когда он сталкивается с критическими житейскими ситуациями, вызывающими душевный надлом и крушение идеалов, но и в условиях повседневной жизни. По мнению известного психолога В. Франкла, смысл жизни человека не является неизменным, он претерпевает постоянные изменения, порождаемые течением жизни.

Цель и смысл индивидуальной жизни каждого человека должен быть увязан с социальными идеями и общественными идеалами, определяющими смысл человеческой истории и общества, в котором данный человек живет и трудится.

Обычно смысл жизни человек скорее чувствует, чем знает. Когда человек пытается ответить на смысложизненные вопросы, он в первую очередь пытается сформулировать сознательную цель своего существования, которая организует его жизнь. Поэтому вопрос о смысле жизни человека тесно связан с проблемой мироощущения личности и поиском социально оправданных целей.

Ценностная природа смысла жизни проявляется в избирательном отношении человека к идеалам, целям и традициям, а также к информации и идеологии. Человек живет в мире идеалов, которые определяют его выбор. Отсутствие идеалов, именуемое социальной аномией, порождает чувство психологического и социального дискомфорта, ощущение пустоты и бессмыслицы существования.

Утрата смысла жизни – трагедия человеческой души, которая ведет к потере человеком собственного бытия. Человек, считающий свою жизнь бессмысленной - глубоко несчастный человек. Только человек, обладающий жизнеутверждающей позицией, способный радоваться всем проявлениям бытия, не требующий от жизни многого, лучше адаптирован к житейским переживаниям. Такой человек умеет быть благодарным судьбе за самые незначительные удачи, что обеспечивает ему душевное равновесие и долголетие. Может быть, именно в этом и заключается смысл жизни, что, кстати, утверждали и наши предки, по мнению которых, «смысл жизни – в самой жизни».

Человек, способный при любых обстоятельствах оставаться Человеком по отношению к другим людям, живущий в соответствии с высокими нравственными принципами, находит смысл жизни в конкретных житейских ситуациях – в труде и творчестве на благо других людей. Такой человек в большей степени ценит дружбу, любовь, простые житейские радости, чем материальные ценности. У такого человека много друзей, которые рады ему ради него самого, а не ради тех презентов, которые он им может подарить.

Жизнь человека – это благо, которое человек должен использовать, чтобы раскрыть и реализовать свои способности, чтобы реализовать свой личностный потенциал. Только в этом случае, он способен сделать свою жизнь осмысленной. Направленность на личностную самореализацию и самоактуализацию помогают человеку наполнить свою жизнь подлинно человеческим существованием.

Поиск смысла жизни – это поиск социально оправданной жизни. Неспособность человека стать значимым для другого приводит к ощущению социальной изоляции и одиночества, к переживанию бессмысленности своего бытия.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 11. Проблема сознания | Тема 14. Ценности как способ освоения мира человеком
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.