Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №7. Стратегическое планирование – процесс формулирования стратегии по этапам с разъяснением роли каждого члена организации

 

Стратегическое планирование – процесс формулирования стратегии по этапам с разъяснением роли каждого члена организации.

В рамках процесса стратегического планирования реализуются 4 основных вида управленческой деятельности:

  1. распределение ресурсов;
  2. адаптация к внешней среде;
  3. внутренняя координация;
  4. организационное стратегическое предвидение.

 

Миссия организации – четко выраженная причина ее существования. Она должна содержать задачи организации с точки зрения основных услуг, изделий, рынков и технологий, внешнюю среду по отношению к организации, культуру, рабочий климат и т.д.

 

Функции менеджмента. Управленческий контроль, учет и анализ.

 

Учет – сбор, обработка, анализ и хранение информации о фактическом состоянии объекта управления и связанных с ним объектов внешней среды.

Выделяют 3 вида учета:

  1. статистический – сбор информации, осуществляемый государственными органами управления по стандартным формам и в определенные сроки;
  2. бухгалтерский – сбор информации обо всех затратах объекта;
  3. оперативный – сбор информации, состав и сроки предоставления которой определяются субъектом управления.

 

Управленческий учет – процесс в рамках организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для управления деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации (количественной и качественной).

Большая часть данных, используемых в учете, - это оперативная информация. Она является «сырьем» для подготовки финансовых отчетов.

 

В отличие от финансового учета и отчетности, управленческий учет не является обязательным. Управленческий учет скорее средство, чем конечный продукт. Используется небольшой группой людей, не имеет стандартных принципов отчета.

 

Существует 3 вида информации, используемой в различных целях:

­ учет полной себестоимости;

­ дифференцированный учет;

­ учет по центрам ответственности.

 

Контроль – сопоставление фактического состояния объекта управления с ожидаемым, а также выявление расхождений и их оценки.

Важно оценить, насколько существенно выявлены расхождения, требует ли оно вмешательства в деятельность объекта управления или объектов внешней среды.

Контроль – наблюдение за тем, как организация движется к конечной цели, пересмотр ее курса, если необходимо, и корректировка отклонений от принятого курса.

Контроль тесно связан со всеми функциями менеджмента и связывает их воедино.

Специфические черты контроля:

­ предмет (деятельность организации в соответствии с установленными законами, правилами, нормами, решениями и поручениями);

­ метод (комплексное изучение экономической эффективности, законности, достоверности информации и целесообразности развития);

­ возможность превентивного воздействия на процесс (предупреждение возникновения отклонений и предотвращение их негативных последствий на стадии зарождения).

 

Классификации контроля бывают по:

1. отношению объекта и субъекта контроля;

2. видам контрольных методов;

3. длительности и регулярности контроля;

4. зависимости контролера от контролируемого процесса;

5. основанию выполнения функций;

6. полноте осуществления функций;

7. формам проведения контрольных мероприятий;

8. времени осуществления контрольных операций:

§ предварительный – осуществляется до фактического начала работ и предназначен для продвижения стратегического планирования и создания организационных структур. Основные средства его проведения – разработка определенных правил, процедур и политики организации;

§ текущий – осуществляется в ходе проведения работ. Чаще всего он осуществляется в местах непосредственного проведения работ. Он проводится не совсем одновременно с работой, он базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения каких-либо работ;

§ обратный (заключительный) контроль. Для повышения эффективности контроля аппарату управления необходима обратная связь, т.е. объективная информация о полученных результатах. Он проводится после завершения работы. Его основная функция – руководство организации получает необходимую информацию, которую следует использовать для стратегического и текущего планирования в будущем. Вторая функция – совершенствования мотивации сотрудников.

 

3 этапа процесса контроля:

  1. выработка стандартов и норм, которые характеризуются наличием временных рамок по каждой работе и конкретных показателей и признаков. По ним оценивается степень выполнения работы;
  2. сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами заключается в измерении результатов, их анализе, определении масштаба отклонений и передача информации на соответствующий уровень и ее оценке;
  3. принятие необходимых корректирующих действий заключается в выборе одной из трех линий поведения:
    1. ничего не делать;
    2. устранить отклонения;
    3. пересмотреть стандарты.

а – в случае достижения установленных целей

b и с – в случае наличия отклонений.

 

Для стройного функционирования контроля необходимо соблюдать следующие правила:

­ системная упорядоченность;

­ приближение к объекту;

­ делегирование полномочий и ответственности;

­ преемственность во времени и т.д.

 

При принятии решения о контроле могут иметь значение следующие критерии выбора его формы:

­ стоимость и эффективность контроля;

­ эффект влияния на людей;

­ выполнение задач и границы контроля.

 

Рекомендации для избежания негативного воздействия контроля на поведение сотрудников:

­ установление разумных норм;

­ установление двустороннего общения;

­ избежание чрезмерного контроля;

­ установление жестких, но достижимых стандартов;

­ вознаграждение за достижение стандарта или его разумное дополнение и изменение.

 

Для эффективности контроля и ориентации на результаты он должен быть своевременным, гибким, простым, экономичным, на уровне международных стандартов.

 

В зависимости от функциональности контроль бывает:

  1. административный – направлен на определение соответствия результатов хозяйственной деятельности организации показателям, запланированным в текущем бюджете, как в целом, так и по отдельным продуктам сегмента рынка;
  2. финансовый – осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам;
  3. производственный – направлен на повышение эффективности производственного процесса и достижения высокого качества выпускаемой продукции. Включает в себя:
    1. планирование;
    2. маршрутизацию;
    3. контроль сроков исполнения, качества.
  4. маркетинговый контроль включает:
    1. анализ возможностей сбыта;
    2. анализ долей рынка;
    3. наблюдение за отношением клиентов.
  5. контроль качества:
    1. новизна;
    2. технический уровень;
    3. надежность эксплуатации.

 

Сущность анализа

 

Анализ позволяет делить изучаемый объект на составные элементы, выяснить их роль и место в некоторой системе, выявив тем самым структуру системы. Его назначение в каждой функции различно, оно определяется составом задач.

 

Задачи анализа:

­ выявление и описание элементов объекта и процесса;

­ характеристики и способы их функционирования;

­ связей элементов объекта и характеристики этих связей, структуру и динамику элементов объекта и процесса в целом.

 

3 основных вида анализа:

1. оперативный (повседневное изучение выполнения плановых заданий для обеспечения вмешательства в процесс деятельности, его результаты рассматриваются на совещании);

2. ретроспективный (проводится не чаще 1 раза в год, его основные задачи – рассмотрение результатов деятельности, выявление важнейших тенденций развития, актуальность текущих и перспективных проблем, требующих неотложного решения или изучения);

3. диагностический (все его показатели просматриваются, но не все подвергаются анализу и еще меньшее число находит отражение в результатах анализа, где внимание концентрируется на глобальных проблемах развития отрасли).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №6 | Лекция №8. Регулирование и координация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.