Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 19. Россия в начале XXI века

План.

План

План

Тема 16. СССР в 60-е – первой половине 80-х гг.

1. Социально-экономические и политическое развитие СССР 1964-1985 гг.

2. Незавершенность реформ 60-х гг. Политическое и социально-экономическое развитие СССР.

3. Нарастание застойных явлений в обществе в 70-80-х гг. Осознание необходимости радикальных перемен.

Основные понятия: «застойные явления», милитаризация экономики, НПО, стагнация, интегра­ция, экология, научно-технический прогресс (НТП), менталитет, геополитика, солидарность, хозяйственный расчет, правозащитное движение, самиздат, номенклатура, «развитой социализм».

Государственные и общественные деятели: Л.И.Брежнев(1906-1982), А.Н.Косыгин(1904-1980), Ю.В.Андропов(1914-1984), Н.И.Рыжков(р.1929), А.Я.Пельше(1899-1983),Горбачев (р.1931), А.А. Громыко (1909-1989),А.Н. Косыгин (1904-1980), И.В. Кур­чатов (1902-1960), А.Д. Сахаров (1921-1990), М.А. Суслов (1902-1982), Д.Д. Устинов (1908-1984), К.У. Черненко (1911-1985), Э.А. Шеварнадзе (р.1928-

 

Вопросы для самопроверки:

1. Какие международные договоры были подписаны в 60-70-х гг.?

2. В чём суть и какие последствия политического противостояния в Чехословакии и Польше в 70-80-х гг.?

3. Как вы оцениваете факт ввода войск СССР в Афганистан и его по­следствия?

4. Что такое механизм торможения. Как он формировался?

5. В чём причины незавершенности реформ 60-х годов?

6. Что такое «развитой социализм»?

Литература дополнительная:

Справочник школьника по отечественной истории XIX—XX веков / Под ред. А. В. Ушакова.- М., 1997.

Мунчаев М. М., Устинов В. М., Чернобаев А. А. Политическая история рос­сийского государства. М., 1998.

Киселев Г. С. Трагедия общества и человека. Политика осмысления опыта советской истории. - М., 1991.

История России: Справ, пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. - Минск, 2000.

Национальная политика России: история и современность.- М., 1997.

Социально-экономическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 гг. характеризовалось наличием двух противоречивых тенденций. С од­ной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обществе в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких темпов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее поло­жение, тенденция к консервативному курсу, направленному на сохране­ние в целостности советской системы, стабильности в высших эшело­нах власти. В данной ситуации даже явно прогрессивные начинания в экономической сфере вступали в противоречие с господствующей в обществе командно-административной системой, устаревшей оргструк­турой, закостеневшим экономическим мышлением.

Начало пе­риода отмечено попыткой реформирования экономики в духе преобра­зований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.) поставил задачу изменить соотношение меж­ду административными и экономическими методами управления пред­приятиями в пользу последних. Проводимая реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиле­ние материальной заинтересованности рабочих в результатах своего труда. Произошли изменения в формах и методах управления народ­ным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуще­ствляется совершенствование системы планирования: выполнение пла­на теперь выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализо­ванной продукции, то есть, учитывалось только то, что действительно было продано. Оплата труда ставилась в зависимость от общих итогов работы предприятия. Вводилась взаимная ответственность предприя­тий за поставку продукции друг другу.

Сами предприятия получили некоторую свободу в вопросах плани­рования, заработной платы, распоряжении прибылью - все это созда­вало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улуч­шении экономических показателей. Руководство уделило внимание решению проблем народного потребления: значительные финансовые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, легкую и пищевую про­мышленность, нефтегазовую отрасль. Несмотря на то, что реформа проводилась достаточно медленно, она дала ряд неплохих результатов. Стабилизируются темпы роста производительности труда, ра­стет средняя зарплата.

Все же инициатору реформ, тогдашнему председателю Совета ми­нистров А.Н. Косыгину, не удалось довести ее до конца. Хозяйственная реформа не получила дальнейшего логического развития. Расши­рение самостоятельности предприятий плохо сочеталось с параллель­ным увеличением количества министерств, усилением их администра­тивных и ведомственных полномочий. Партий­ный аппарат увидел в реформе попытку разрушить всю плановую сис­тему, и от этой идеи тут же отступили. Постепенно ограничивались пра­ва предприятий, возрастало количество плановых показателей, участи­лись корректировки планов. Начиная с девятой пятилетки, происходит прекращение роста жизненного уровня населения. Сокращается вало­вой внутренний продукт; производительность труда, падает фондоотда­ча, эффективность капиталовложений. Страна погружается в застой.

Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, достигнутых стра­ной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу 70-х годов во много раз увеличилось производство электроэнергии, нефти, газа, стан­ков. В ряде отраслей в непосредственную производительную силу пре­вращается наука, ее достижения. В производство внедряются ЭВМ, ки­бернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строятся атомные энергетические станции, работающие на ядерном топ­ливе.Однако в целом партийно-государственный аппарат оказался не­способным перестроить экономику страны в соответствии с новым эта­пом научно-технической революции («микроэлектронная революция»). В структуре экономики господствующее положение занимали устарев­шие, традиционные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды и т. д.). Сказывалась предельная милитаризация экономики, чрезмер­ная военная нагрузка на народное хозяйство. Экономика развивалась в основном за счет экстенсивных факторов - министерства предпочи­тали строить новые предприятия, а не оснащать старые. В итоге вытес­нение ручного труда в производстве шло очень медленно. Политическая элита предпочитала на­ращивать экспорт нефти и газа, доходы от продажи которых позволяли снижать социальную напряженность, сглаживать последствия кризиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. В итоге уже в 70-е годы наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам экономического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-технической революции не производилось. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприятиях, предпринимались попытки изменить органи­зацию промышленного производства путем создания научно-производ­ственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производ­ства эти меры не принесли. Отличительным признаком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промышленной и торговой деятель­ности, коррупции. В этой обстановке все проникающие на руководя­щие посты лица стремились обогатиться. Происходит сращивание го­сударственных структур и спекулятивного капитала. В результате до­ходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К началу 80-х годов стала очевидной неэффективность ограниченного рефор­мирования советской системы.

Политическое развитие общества характеризовалось всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации произ­водства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетель­ствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. Такое положение ве­щей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономики, рас­хищению государственной собственности, сращиванию преступных, уго­ловных элементов с органами государственной власти.

Основным противоречием в политической системе являлось рас­хождение между демократической формой и бюрократической сущ­ностью советского строя. В Конституции 1977 года подчеркивался общенародный характер советского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситуацией. Формально при выборах в Советы избиралось много депу­татов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрировалась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководя­щие должности назначались исключительно партийные работники.

Верховный совет не контролировал правительство, был по суще­ству декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовлен­ные аппаратом решения. В местных Советах все решал исполнитель­ный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

В условиях коррупции власти, многочисленных фактов попирания закона со стороны аппарата, расхищения государственной собственно­сти меняется весь жизненный уклад советского общества. Нарастают кризисные явления, выразившиеся в падении трудовой дисциплины, идейной мотивации труда, росте апатии, безразличия, воровства. В ду­ховном развитии общества усиливается критический настрой, появляет­ся диссидентское движение, представители которого выступили с рез­кой критикой командно-административной системы. Кризисные явления, характерные для советс­кой экономики в 70-е - начале 80-х годов, были хорошо известны руко­водству, однако длительное время оно не могло решиться на радикаль­ные реформы, тем более что продажа нефти на Запад позволяла отло­жить этот вопрос. Между тем кризис в экономике распространялся и на социальную систему, затронув и государственные органы власти в виде коррупционных процессов. Таким образом, стагнация экономической сфе­ры угрожала в начале 80-х годов уже непосредственно государственно­му функционированию в СССР.

15 месяцев Андропова. Приход к власти в 1982 году Ю.В. Анд­ропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуля­цией и другими проявлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями торговли, происходит активная чистка замешанных в коррупции партийных кад­ров. Устанавливается жесткий контроль за соблюдением рабочего режима, вводятся строгие меры наказания за пьянство и другие дис­циплинарные нарушения на производстве. Смерть Андропова и приход к власти консервативного лидера Черненко заморозили имеющиеся планы ре­форм. Возобновление экономических преобразований в СССР про­изошло после очередной смены руководства страны. С именем нового главы советского государства М.С. Горбачева, связана политика пе­рестройки как попытки обновления социализма.

Тема 17. Советский союз на этапе перестройки(1985-1991)

1. М.С. Горбачев и перестройка: поиск новых концепций развития страны.

2. Основные направления внешней политики СССР на этапе перестройки.

3. Образование и деятельность новых партий, общественных организаций и движений.

4. Реформа экономики.

Основные понятия: Администрация Президента, Беловежское согла­шение, ваучер, гласность, Государственная Дума, ГКЧП, демократизация, заказное убийство, инфляция, консенсус, Конституционное совещание, Конституционный Суд, конфедерация, КПРФ, криминальная революция, ЛДПР, мафия, ММФ, перестройка, политическая забастовка, политиче­ский плюрализм, приватизация, референдум, Россия, РФ, свободные вы­боры, сепаратизм, Совет Федерации, статус, суверенитет» уровень жизни, Федеральное Собрание, Хартия для новой Европы, «шоковая терапия», экстремизм.

Государственные и общественные деятели: Б.Н. Ельцин, Е.Т. Гайдар, П.С. Грачев, Д.М. Дудаев, В.Д. Зорькин, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский, А.И. Лебедь, Ю.М. Лужков, С.В. Кириенко, А.В. Козырев, Л.Д. Кравчук, В.А. Крючков, А.И. Лукьянов, А.А. Масхадов, В.С. Павлов, В.В. Путин, Е.М. Примаков, А.В. Руцкой, И.П. Рыбкин, Г.И. Селезнев, И.С. Силаев, С.В. Степашин, Е.С. Строев, B.C. Черномырдин, А.Б. Чубайс, С.С. Шаталин, С.С. Шушкевич, Г.А. Явлинский, А.А.Собчак, Р.И. Хасбулатов.

Вопросы для самопроверки:

1. В чём причины кризиса в стране в 80-е годы?

2. Была ли необходимость перестройки в СССР?

3. Проблемы перестройки политической системы СССР?

4. В чём особенности перехода нашей страны на путь рыночных от­ношений?

5. Почему политика реформ не приводит к положительным результа­там?

6. Каковы перспективы развития международных отношений в со­временных условиях?

7. Война в Чечне: причины и последствия.

Литература дополнительная:

Акаев В. Чечня. Суфийские братства и Ваххабиты //Азия и Африка

сегодня – 1998-№66.

Бовин А. Кризис мирового социализма. - М.,1991.

Боффа Дж. История Советского Союза. В 2-х т. Т.2. -М.1998.

Горбачев М.С Перестройка и новое мышление для всей страны и для

всего мира.- М.,1987.

Ельцин Б.Н. Исповедь на заданную тему.- М.,1991.

Зиядуллаев Н. Сценарий будущего СНГ //Свободная мысль.- 1997-№l2.

История современной России (1985-1994) /Под ред. В. Журавлёва. - М.,1995.

Капустин Н. Конец утопии? (Прошлое и будущее социализма). - М., 1990,

Козлов В. Национализм, национал-сепаратизм и русский вопрос/ Отечественная история-1993-№2.

Ткшков В. Геополитика Чеченской войны //Свободная мысль.1997-№4.

 

С середины 80-х го­дов произошел переход истории советского общества в принципиаль­но новое качество. Новая эпоха, начало которой было положено в марте-апреле 1985 года, получила наименование «перестройки». Науч­ных оценок этих событий пока еще достаточно немного. Сторонники перемен обуславливают события объективными причинами, противни­ки считают, что эти меры были искусственными, проведенными посред­ством иностранного влияния или даже при участии потусторонних сил. В этой связи необходимо отметить, что экономика советского обще­ства к середине 80-х годов действительно вступила в предкризисное состояние: абсолютное господство плановой системы тормозило пе­ревод народного хозяйства на рельсы научно-технической революции, производство развивалось в условиях преобладания в ряде отраслей ручного труда, низкой производительности. Эти проблемы были осоз­наны руководством страны задолго до 1985 года (в частности, руко­водством Ю.В. Андропова). Первые два года перестройки были пери­одом возврата к прежним андроповским планам экономических реформ, с определенными коррективами, внесенными новым главой государства — М.С. Горбачевым. Преобразования в экономике были затем дополне­ны реформированием политической сферы. Ученые в настоящее время сходятся во мнении, что у руководства страной отсутствовала четкая концепция преобразований, стратегия реформ. Первоначально Горбачев заявил, что все делается для укрепления социализма, не собираясь ме­нять основу советского государства, однако фактически политика де­мократизации не только привела к крушению советского режима, но и обернулась развалом самого государства - Советского Союза.

Периодизация перестройки. В истории перестройки можно ус­ловно выделить три этапа:

1) март 1985 - январь 1987 - период экономических реформ, раз­рабатывающихся в рамках традиционных механизмов хозяйствования. Главным принципом было объявлено «ускорение социально-экономи­ческого развития», разрабатываются планы по схеме директивного планирования;

2) 1987-1988 гг. Лейтмотивом периода стали решения январского 1987 г. пленума ЦК КПСС, на котором заявляется о намерении партии радикально демократизировать общество и внутрипартийную жизнь. 3) 1989-991 гг. Период размежеваний и расколов в лагере пере­стройки, ознаменовавшийся резким изменением соотношения сил в пользу радикальных реформаторских группировок. Кризис политики Горбачева приводит к неудавшейся попытке консерваторов предотвра­тить распад СССР.

Официальной датой отсчета перестройки можно считать апрельский пленум ЦК КПСС 1985 года. Согласно реше­ниям пленума, предполагалось осуществить техническое перевооруже­ние и модернизацию производства, ускоренное обновление, прежде все­го, машиностроительной отрасли. В дополнение к этим мерам руковод­ство приняло несколько скороспелых решений, в частности, усиление борьбы с пьянством. Несмотря на некоторые достижения, экономичес­кий эффект от этих мер был отрицательным: снизились поступления в бюджет, теневая экономика быстро удовлетворяла спрос на алкоголь­ные напитки. В целом, в 1985-1986 гг., реформирование осуществлялось с применением обычных схем государственного управления (пытались, к примеру, повысить ответственность предприятий за выполнение догово­ров, вводили госприемку продукции), однако ускорить социально-эконо­мическое развитие посредством этих мер не удалось. К середине 1987 года относится новый этап экономических преобразований, - расширя­ются права предприятий: часть из них переводится на хозрасчет, самоуп­равление. Правительство намеревалось ввести договорные цены на не­которую продукцию. В целом, руководство стремилось сформировать экономическую структуру, характеризующуюся функционированием ры­ночных механизмов в рамках командно-административной системы. При этом роль министерств и ведомств оставалась ведущей. Предприятию навязывали потребителя. Свобода производственной деятельности рас­сматривалась по остаточному принципу (цены в основном устанавлива­лись сверху). Все же частичная децентрализация производства дала не­которые положительные результаты: показатели советской экономики несколько возросли, в том числе на 5% в сельском хозяйстве. Отсутствие реальных сдвигов в экономическом развитии и уже проявляющийся фи­нансовый кризис привели руководство Горбачева к мысли о необходи­мости более радикальных экономических реформ. Выход из тупика ви­делся политической элитой в легализации частной собственности. Еще в конце 1986 года выходит закон об индивидуальной трудовой деятель­ности (ИТД), в мае 1988 г. - закон о кооперации (здесь разрешалось использовать наемный труд). Колхозники получили возможность созда­вать арендные и подрядные коллективы. В 1990 году правительство издает закон о малых предприятиях: данные предприятия имели опре­деленный юридический статус, получали в рамках большого предприя­тия определенную самостоятельность. В том же году выходит закон об аренде, согласно которому трудовой коллектив мог брать в аренду свое предприятие.

Законо­дательные основы перестройки экономических отношений были в ос­новном заложены к концу периода (в 1989—1990 гг.). Начался процесс отделения хозяйственной деятельности от законодательной, исполни­тельной власти государства. Образовалась двойственная структура ус­ловий хозяйствования: только часть предприятий приобрела свободу предпринимательской деятельности, другая продолжала функциониро­вать в рамках командно-административной системы. Государственная исполнительная власть не сумела перестроить свою деятельность в соответствии с требованиями рыночной экономики. Рыночные меха­низмы были вынуждены действовать в условиях прежней системы: со­хранялся госзаказ, лимитирование продукции. Те же кооперативы ли­шались возможности свободно закупать средства производства. В итоге деятельность большинства из них сводилась к спекуляции. Что же ка­сается государственных предприятий, то они были поставлены в край­не тяжелое положение: труд на них становился все менее престижным, прокатилась волна забастовок. Экономика страны вступила в глубокий кризис. В 1991 году спад производства составил 11%, дефицит бюдже­та – 20-30%, а внешний долг достиг 103,9 млрд. долларов. Кризисный процесс грозил стать нерегулируемым. Провал политики перестройки экономики в СССР, распад страны ставил на повестку дня проведение реформ уже в российском масштабе.

Формирование многопартий­ной системы. Демократическое движение. Практически одновре­менно, параллельно с процессами реформирования экономики руко­водство предприняло попытку преобразовать политическую систему общества. Теоретической платформой идеологов перестройки явля­лась концепция общечеловеческих ценностей (сюда включались как экономические, так и политические принципы). Товарно-рыночные от­ношения, индивидуально-трудовая собственность должны были быть дополнены демократизацией общества, борьбой с бюрократией, глас­ностью, правовой реформой. Советы предполагалось преобразовать в соответствии с законами парламентаризма. Было решено созвать съезд народных депутатов, который должен был сформировать Верховным совет, являющийся постоянным органом. Данные решения фактически перевернули весь ход советской истории.

В марте 1989 года состоялись первые в истории СССР альтернатив­ные выборы, которые вызвали небывалую активность избирателей. Первый съезд стал действительно историческим событием, здесь впер­вые прозвучала критика в адрес руководства страны, что уже само по себе было беспрецедентным явлением. Постепенно идеи XIX Партий­ной конференции начинали работать против самого аппарата, так как ему все больше угрожала оппозиция. Радикальное крыло Верховного совета образовало Межрегиональную депутатскую группу (Афанасьев, Попов, Ельцин), которая стала доносить свои идеи до сознания десят­ков миллионов людей. Радикалы делали упор на необходимости де­монтажа командно-административной системы, предложив реформу по передаче всей власти Советам, лишением ее КПСС. В 1989 году руко­водство Горбачева впервые столкнулось с кризисом доверия. Демократи­ческое движение в этот период разрабатывает новую стратегию, со­гласно которой сначала необходимо было завоевать власть в стране, а потом проводить в ней реформы. Радикально настроенные депутаты создали блок «Демократическая Россия», в программу которого вхо­дило сочетание рынка и систему государственных рычагов экономи­ческого стимулирования. В самой КПСС образуется демократическая платформа ставящая задачей завоевание цен­тральных позиций в партии. С другой стороны, в рядах партии формируется и консервативно настроенная часть, состоящая из лидеров партийной номенклатуры, не желавших никаких перемен в обществе.

 

Т ема 18. Российская Федерация в 90-е гг.XX в.

1. Августовские события 1991г. Провал августовского путча и его последствия.

2. Крушение СССР и создание СНГ. Образование Российской Федерации

3. Экономические реформы в новой России.

4. Государственно - политическое развитие Российской Федерации.

5. Августовские события 1991г. Провал августовского путча и его последствия.

6. Крушение СССР и создание СНГ. Образование Российской Федерации

7. Общественно- политическая обстановка в РФ в 1991-1993гг.

8. Экономическая и политическая жизнь в России в период 1994-1997гг.

9. Внешняя политика России в 1991-1997гг.

Основные понятия: ПУТЧ, радикальные реформаторы, президент, декларация, депутаты, политическая элита, социально-политическая система, монетаристские методы, либерализация, финансовая стабилизация, силовые ведомства, апогей, референдум, депутаты, приватизация, «шоковая терапия», дезинтеграция, оппозиция, президентская республика, парламентская республика, МММ, ЛДПР, КПРФ, Договор об общественном согласии, терроризм, сепаратисты,

Государственные и общественные деятели: Г.И. Янаев, Р.И. Хасбулатов, М.С. Горбачев, В.Крючков, В.Павлов, Е.Т.Гайдар, В.Жириновский, А.Лебедь, Е. Примаков, С.Степашин, В.В.Путин, А.Б. Чубайс, Б.К.Пуго, С.С.Шаталин, Г.А. Явлинский, А.Г.Лукашенко, Ю.М.Лужков,Б.А.Березовский.

Литература дополнительная.

Селезнев Г. К. Политическая история современной России: 1991-2001 гг.:

Практ. пособие для учителей.- М., 2001.

Шафаревич И. Р. Есть ли у России будущее? - М., 1991.

Шевцова Л. Режим Бориса Ельцина. - М., 1999.

Шаповалов В. Ф. Россиеведение. - М., 2001.

В условиях фактического раскола Верхов­ного Совета, КПСС и общества в целом на сторонников и противников преобразований советского строя формальный глава государства М.С. Горбачев занимает центристскую позицию. В 1990-1991 Горбачев пытается найти компромисс с радикалами: он признает ошибки К. Маркса, заявляет о необходимости использования опыта за­падной социал-демократии. Горбачев соглашается с требованием радикалов об отмене 6-й статьи Конституции СССР («главенствующая роль КПСС»), предлагает избрать Президента - главу советского госу­дарства. На третьем съезде народных депутатов Горбачева избирают Президентом СССР. Однако принятие президентства не усилило, а на­против, ослабило его позиции. Горбачев не был избран всенародно, не получив, тем самым, необходимую легитимность избрания. Новый Прези­дент не смог создать крепкую вертикаль президентской власти взамен прежней дискредитировавшей себя партийно-государственной системы. Заняв президентскую должность, Горбачев не выдвинул ни одной пози­тивной идеи. Политическое влияние президента неуклонно падало. Вер­ховный совет РСФСР возглавляет ярый противник Горбачева, один из лидеров радикальных реформаторов, Б.Н. Ельцин. Радикалы получили власть в Московском (Попов) и Ленинградском советах (Собчак). Побе­да 12 июня 1991 года в первом же туре президентских выборов в РСФСР Ельцина также свидетельствовала о расшатывании старого номенкла­турного строя. В этой ситуации Горбачев был поставлен перед выбором: или поддержать силы, ориентирующиеся на силовые методы сохра­нение старых структур власти, или окончательно встать на сторону де­мократов. Президент выбрал путь политического наблюдателя и тем самым предрешил свою судьбу. Своим бесконечным лавированием, так­тикой уступок Горбачев подтолкнул часть высшего руководства к приня­тию чрезвычайных мер (августовский путч 1991 г.). События августа 1991 года и последовавший за ним распад СССР фактически завершил эпоху перестройки, как курса на обновление социализма. В чем заключаются причины про­вала политики перестройки? Во-первых, необходимо отметить, что гор­бачевское руководство не смогло выработать четкой стратегии, концеп­ции реформирования. Во-вторых, ошибочной следует признать попытку руководства стра­ны сконцентрировать гигантские ресурсы на подъеме машинострое­ния. Как известно, львиную его долю составляли предприятия военно­го комплекса. В итоге на рынок была выброшена огромная денежная масса, не имеющая товарного покрытия. В последующие годы объем денежной массы постоянно возрастал. Этому способствовала и масш­табная денежная эмиссия. Ощущение полной безнадежности дополняли и пустые полки магазинов. Были израсходованы практически весь золотой за­пас и валютные резервы страны. В результате «шоковая терапия» оказалась, как считают сейчас многие ученые, единственным возможным выходом из создавшегося положения.

Начало 90-х годов было отмечено ростом проявлений сепаратизма со стороны республик, входящих в состав СССР. В 1990 году ряд республик (в первую оче­редь прибалтийских) в одностороннем порядке заявили о самоопреде­лении и создании независимых национальных государств. Неудача эко­номических реформ, неспособность центра вывести страну из кризиса побудили политические элиты республик искать собственные пути вы­хода из тупика. По стране прокатилась волна провозглашения сувере­нитетов союзных республик, избрание в них своих президентов. Рес­публики старались избавиться от диктата центра, объявив о своей не­зависимости.

12 июня 1990 г. российские депутаты также принимают Деклара­цию о государственном суверенитете Российской Федерации, отдав в ведение органам власти РСФСР все вопросы государственной и обще­ственной жизни. В данной ситуации Горбачев и его ближайшее окру­жение были вынуждены пойти на уступки лидерам союзных респуб­лик в целях сохранения Союза в какой-либо форме. 23 апреля в Ново-Огареве был достигнут предварительный договор президента СССР с представителями девяти республик о подписании в ближайшем буду­щем нового Союзного договора суверенных государств. В нем шла речь о новой концепции Союза. Согласно этому документу, республи­ки получали гораздо больше прав, чем это было ранее, центр из управ­ляющего превратился в координирующий. В результате многие союз­ные структуры: министерства и ведомства — претерпели бы серьезные изменения. Намеченное на 20 августа 1991 года подписание нового Союзного договора подтолкнуло консерваторов на решительные дей­ствия, так как указанное соглашение фактически лишало верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий. В начале августа 1991 года на­чинается подготовка к введению в стране чрезвычайного положения в целях восстановления полной роли центральной власти и КПСС.

Путч начался 19 августа. В первый же день были, опубликованы важнейшие документы новой власти. Вице-президент СССР Г. Янаев объявил о своем вступлении в должность президента. Что же касается М.С. Горбачева, то он был «заблокирован» на своей крымской даче в Форосе. Создавался новый орган власти - ГКЧП (Государственный комитет по чрезвычайному положению) в СССР, в который вошла группа высокопоставленных чиновников: министр обо­роны Д. Язов, председатель КГБ В. Крючков, премьер-министр В. Пав­лов и другие. Постановлением ГКЧП в ряде регионов страны вводился режим чрезвычайного положения, приостанавливалась деятельность партий, оппозиционных КПСС, вводилась цензура. В столицу страны были введены войска. Десятки тысяч людей вышли на улицы сто­лицы, часть войск перешла на сторону Президента России Б.Н. Ельци­на. Руководители республик СССР выступили за непризнание ГКЧП. Сам Ельцин объявил «путчистов» государственными преступниками и уже 21 августа руководство ГКЧП было арестовано.

Власть Президента Горбачева, оказалась чисто ус­ловной. 23 августа от Горбачева потребовали подписать указ о роспус­ке КПСС, он был вынужден распустить союзный Совет министров, съезд народных депутатов СССР, отказаться от должности Генерального сек­ретаря. ЦК КПСС объявил о самороспуске. Все попытки Президента СССР сохранить союзное государство, возобновить работу по подписанию нового союзного государства оказались безуспешными. Особую роль в ликвидации Союза сыграли по­литические элиты России и Украины. Встретившиеся в Беловежской Пуще лидеры России, Украины и Белоруссии - Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич - 8 декабря заявили о роспуске Советского Союза и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позже к ним присоединились Казахстан и другие республики (кроме Прибалтики и Грузии). Подписанием этого договора заканчивалось существование Советского Союза как единого государства. Президент СССР М.С. Горбачев был вынужден сложить свои полномочия, добровольно уйти в отставку.

В результате переворота августа 1991 года Российская Федерация вместе с другими республиками бывшего Со­ветского Союза вступила на путь самостоятельного существования. Перед руководством страны встала задача проведения экономических реформ. Пришедшие к власти радикальные реформаторы придержи­вались концепции свободных рыночных отношений, считая, что свободный рынок преобразует экономику России. Экономическая свобода рассматривалась как основа политической демократии: реформаторы полагали, что народ под влиянием рынка должен оформиться в сред­ний класс. В итоге Россия сделала ставку на монетаристские методы перехо­да к рынку. Они связаны с решительным отказом от государственного контроля над экономикой в пользу рыночного саморегулирования. Отсюда предлагается широкий набор жестких средств для ускоренной либерализации и финансовой стабилизации. В правительственной программе углубления реформ (1992) при­оритет в государственной политике отдавался изменению отношений собственности. Предполагалось, что доля госсектора в производстве должна составить не более 40%; в торговле - не более 10%; доля кредитов, выдаваемых частным фирмам, — не менее 70%; доля частных инвестиций в фонде накопления - не менее 70%.

В программу реформ, в основном осуществленных в 1992 г., вошли следующие мероприятия правительства России: 1) введение свободных цен; 2) либерализация торговли; 3) широкая приватизация государствен­ных предприятий, жилья. Политика приватизации занимала центральное место в процессе изменения отношений собственности. Программа пер­вого российского правительства ставила следующие ключевые ее цели: формирование широкого слоя частных собственников и повышение эф­фективности производства; в лице новых собственников создание мощ­ной социальной базы рыночной экономики и демократического обще­ства.

Однако уже первые результаты реформ оказались плачевными. Драматические последствия, в частности, имел отпуск цен. Идеологи реформ полагали, что цены вырастут в максимум в три раза, однако реально они возросли в 10-12 раз. Рост заработной платы и пенсий не успевал за ростом цен. В итоге большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились сберегательные вклады. Не оправ­дались надежды правительства и на широкомасштабную валютную помощь Запада.

Продолжение политики «шоковой терапии» в условиях обнищания населения, разорения предприятий легкой и оборонной промышленно­сти, сельскохозяйственного комплекса привело к формированию мас­сового недовольства курсом реформ исполнительной власти.

Радикальные реформы правительства Российской Федерации встре­тили широкую оппозицию в Верховном Совете. Парламент страны на­чинает все более решительно отмежевываться от правительственного курса, выдвигая концепцию большей социальной защищенности в про­цессе реформ. На VII Съезде народных депутатов большинство депутатов в жесткой форме потребова­ло отставки правительства и премьера Е.Т. Гайдара. Президент Ельцин был вынужден пойти на компромисс с парламентом. Съезд признал пра­во Президента иметь своего премьер-министра, а Ельцин согласился пред­ложить съезду для голосования три кандидатуры на этот пост, по которым съезд провел рейтинговое голосование. Затем президент выбрал из числа поддержанных претендентов кандидатуру опытного министра-хозяйствен­ника В. Черномырдина, который и возглавил правительство на ближай­шие шесть лет. Кадровые замены в правительстве фактически не отразились на характере предпринимаемых им реформ. Принципиальный подход к экономическому развитию оставался прежним: в качестве главной меры по выходу из кризиса рассматривалась финансовая стабилизация и создание стихийного механизма саморегулирования экономики без участия государства. Более быстрыми темпами осуществлялась при­ватизация мелких и крупных предприятий (более 70% из них к концу 1994 года были акционированы). Позитивные результаты деятельности правительства были невелики: рост реальных доходов населения ока­зался крайне незначительным, стремительно происходила поляриза­ция россиян по материальному положению, уровню доходов.

Углубление экономического кризиса привело к обострению про­тивостояния двух ветвей власти. Весной 1993 года в стране фактичес­ки сложилось двоевластие. Ельцин объявил об «особом порядке» уп­равления страной и назначил всенародный референдум о доверии президенту и его проекту конституции. В свою очередь, IX Съезд на­родных депутатов, собравшийся в марте, попытался отрешить президен­та от должности. Но большинство депутатов высказалось за доверие Президенту. Итоги проведенного референдума тоже оказались проти­воречивыми: с одной стороны, большинство участвовавших в референ­думе (58%) высказалось за доверие Б. Ельцину и социально-эконо­мической политике правительства, с другой стороны, население одно­временно выступило против досрочных выборов Президента и народ­ных депутатов. Результаты референдума были оценены обеими сторо­нами как безусловная победа, что не позволило достигнуть желаемой политической стабилизации.

Апогеем противостояния правительства и парламента стала осень 1993 г. 21 сентября Президент объявил о прекращении полномочий съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно докумен­ту, указанные представительные органы должны были быть распущены, вместе них создавался новый профессиональный парламент, состоя­щий из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации. Вер­ховный Совет отказался подчиниться указу президента и квалифици­ровал его действия как антиконституционные, приведя к присяге в ка­честве главы государства вице-президента А. Руцкого. Попытки созда­ния оппозицией дееспособного правительства оказались безрезуль­татными, Ельцин по-прежнему контролировал силовые ведомства, бло­кируя деятельность парламента и здание, где он заседал. Силовые акции сторонников парламента, направленные на захват ключевых объек­тов в столице, провалились. Президентские войска вынудили Верхов­ный Совет капитулировать, руководители сопротивления были аресто­ваны. Используя сложившуюся ситуацию, Президент назначил выборы законодательных органов и утверждение новой Конституции на 12 де­кабря 1993 года. Политическая система российского общества под­верглась резким изменениям: к концу 1993 года в стране была завер­шена ликвидация системы Советов народных депутатов. Чрезвычайно широкими полномочиями, согласно новой Конституции, наделялся Пре­зидент Российской Федерации. Фактически Российская Федерация ста­новилась президентской республикой: Президент получил право на­значать главу правительства, распускать Государственную думу и объяв­лять новые выборы.

Парламентские выборы, состоявшиеся 12 декабря 1993 года, явились показателем кризиса доверия населения к исполнительной власти страны: ни одна из партий, поддерживающих президента, не набрала более 15% от общего числа избирателей. Глав­ной неожиданностью стал успех Либерально-демократической партии (ЛДПР), во главе с В. Жириновским, набравшей около 25% голосов. Президент Ельцин, исходя из итогов выборов, несколько скорректи­ровал политику кабинета министров. Поддержку правительства ощути­ли некоторые отрасли отечественной промышленности (прежде всего, добывающей). За счет увеличения государственного вмешательства в экономику были снижены темпы инфляции, уменьшены темпы роста падения производства. Финансовая стабилизация, тем не менее, оказа­лась непрочной, о чем свидетельствовал крах финансовых пирамид («МММ» и других), «черный вторник» 11 октября 1994 г. (резкое повы­шение курса доллара США).

Экономическая политика правительства в этот период ориентиро­валась в основном на экспортные отрасли производства (нефтегазо­вый комплекс, другие виды сырья). В результате ряд областей Россий­ской Федерации, не связанный с производством сырья, оказался в со­стоянии кризиса: уровень производства здесь продолжал падать. В этот период правительству никак удавалось создать стабильную фи­нансовую систему, вовремя платить зарплату бюджетникам.

Относительные успехи были достигнуты и в процессе внутриполи­тической стабилизации. Президент Ельцин и правительство стреми­лись к «мирному сожительству» с Государственной думой: с этой це­лью исполнительная власть подписывает Договор об общественном согласии с ведущими партиями и движениями страны. Однако этот договор не подписали левые оппозиционные движения — КПРФ, агра­рии, Трудовая Россия. Неудачные военные действия в Чеченской Рес­публике, террористические акции и вторжения боевиков на территорию Российской Федерации (Буденовск и Кизляр) способствовали усиле­нию оппозиции, что убедительно показали результаты выборов в Госду­му 1995 г. Больше всего голосов вновь получили оппозиционные партии КПРФ (22%) и ЛДПР (11%). 16 июня 1996 г. должны были состояться выборы президента России, на которых вновь была выставлена кандидатура действующего президен­та Ельцина. Руководство России предприняло беспрецедентную атаку средств массовой информации на избирателей, в предвыборную гонку включилась и местная пропрезидентская администрация, проведшая ши­рокомасштабные агитационные акции. Стремясь заручиться поддержкой избирателей, правительство частично погасило долги бюджетникам, выве­ло войска из Чечни. В итоге Ельцину удалось одержать победу на выбо­рах во втором туре во многом благодаря поддержке одного из кандида­тов - А. Лебедя.

«Второе пришествие» Б.Н. Ельцина не способствовало улучшению социально-экономических показателей уровня жизни населения. Эко­номический курс правительства Черномырдина остался без изменений. Осенью в стране прошли забастовки, массовые акции протеста. Госу­дарственная дума отказывалась утверждать государственный бюджет на 1997 год. В этих условиях для властей было необходимо показать готовность к обновлению, продолжению реформ, сделать упор на их социальную направленность, включить во властные структуры полити­ков нового поколения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 15. Противоречия и трудности развития СССР в 1945-1985 ГГ. Послевоенный мир. Противостояние двух мировых систем | Тематика контрольных работ по истории России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.