Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ОСОБЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ИНФОРМАЦИИ

Защита прав граждан в информационной сфере.

Защита информации от несанкционированного вторжения.

Защита интересов личности от недоброкачественной информации.

С одной стороны, гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается (статья 29 Конституции РФ), что дает возможность создавать и распространять любую информацию, но с другой стороны, не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

Ответственность за распространение недоброкачественной информации предусмотрена УК РФ и КоАП за клевету, оскорбление, заведомо ложную рекламу, заведомо ложное сообщение об акте терроризма.

Конституция (статья 23) гласит, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, на тайну телефонных переговоров и переписки. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Запрещается получать информацию от гражданина без его добровольного согласия. За данные правонарушения наступает ответственность по УК РФ И КоАП.

Устанавливается ответственность:

· за нарушение неприкосновенности частной жизни

· за нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, …

· за неправомерный доступ к компьютерной информации

· за создание и распространение вредоносных программ

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать информацию любым законным способом. Каждый имеет право на доступ к культурным ценностям. Отказ в доступе к открытой информации может быть обжалован в суде.

Нормы УК РФ и КоАП

Нарушения авторских и смежных прав, отказ в предоставлении гражданину информации, разглашение тайны усыновления, воспрепятствование права на свободу совести и вероисповедания.

Во всех случаях можно требовать возмещения морального ущерба в соответствие со статьей 151 ГК РФ.

 


 

Понятие особых правовых режимов

 

Правовой режим – система норм права, которая регулирует деятельность и отношения между людьми по поводу определенных объектов.

Таким образом, правовой режим направлен на регулирование правового положения какого-либо объекта. Поскольку информация является объектом правового регулирования, то она имеет свой правовой режим, например, режим массовой информации, режим электронного документа. Для определенных видов информации в силу их особого значения устанавливает специфические правовые режимы. Это относится к информации, не предназначенной для широкого распространения. В связи с этим эта информация подлежит охране от несанкционированного доступа. Использование особых правовых режимов является одной из мер правовой защиты информации.



Для характеристики информации с особым правовым режимом доступа используется термин конфиденциальная информация.

Конфиденциальная информация – документированная информация, доступ к которой ограничивается законодательством.

Выделяют:

· режим личной тайны (персональных данных);

· режим государственной тайны;

· режим служебной тайны;

· режим коммерческой тайны;

· режим банковской тайны.

Для некоторых видов информации запрещено вводить ограничения доступа. К такой информации относятся:

1.законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, а также прав, свобод, и обязанностей граждан, эти нормативные акты подлежат обязательному опубликованию;

2.документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую, и другую необходимую информацию для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов и безопасности населения вцелом;

3.документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти, и самоуправления, об использовании бюджетных средств и о состоянии экономики и потребностей населения;

4.документы в открытых фондах библиотек и архивах, которые представляют собой общественный интерес и необходимый для реализации прав и свобод граждан.

За нарушение особых правовых режимов предусматривается юридическая ответственность:

1) уголовная;

2) административная;

3) гражданско-правовая;

4) дисциплинарная.

 

Режим личной тайны (персональных данных)

 

Каждый гражданин в процессе своей жизни вступает во взаимоотношения с различными предприятиями и гражданами, при этом у последних происходят накопления данных о лице, причем иногда специфических (о заболеваниях, судимостях, доходах…). По различным причинам эти сведения лицо разглашать не желает.

В целях защиты этих сведений вводится режим персональных данных. Необходимость защиты этого режима признается мировым сообществом.

Международное право обязывает государство принимать надлежащие меры для охраны персональных данных, накопленных в автоматизированных БД от случайного или несанкционированного доступа, изменения или распространения. При этом сведения о национальности, политических взглядах или религиозных убеждениях, здоровья, сексуальной жизни, судимости могут подвергаться автоматической обработке только в тех случаях, когда национальное право предусматривает надлежащие гарантии.

Закон «Об информации, информатизации и защите информации» устанавливает, что персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а также информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров почтовых отправлений…, без согласия физического лица, кроме как на основе судебного решения.

Юридическое и физическое лица, которые согласно своим полномочиям владеют информацией о гражданах, за нарушение ее сохранности несут ответственность.

Неправомерная деятельность органов государственной власти и организаций по сбору персональных данных может быть установлена в судебном прядке по требованию заинтересованных лиц.

Персональные данные – зафиксированная на материальном носителе информация о конкретном человеке, отождествленная с конкретным человеком, позволяющая идентифицировать этого человека прямо или косвенно в частности посредством ссылки на его идентификационный номер, либо на факторы, специфичные для его физической, психологической, ментальной, экономической, культурной или социальной идентичности.

К персональным данным могут относиться: биографические сведения, личные характеристики, сведения о социальном положении, об образовании, о профессии, состоянии здоровья и т.д.

По общему правилу персональные данные относятся к конфиденциальной информации.

Режим конфиденциальной информации может быть снят:

· при обезличивании персональных данных;

· по желанию субъекта персональных данных;

· по истечении 75-летнего срока хранения персональных данных, если законом не предусмотрено иное.

Таким образом, с письменного согласия лица могут включаться в общедоступные массивы его личные данные. (Ф.И.О.,год рождения и т.д.)

Действующее законодательство регулирует правовую защиту только некоторых видов персональных данных. Так в Трудовом кодексе предусматривается, что все персональные данные работника следует получать только у него самого. Работодатель не имеет право получать и обрабатывать персональные данные работника о его религиозных, политических и иных убеждениях, если это не связано с трудовыми отношениями.

Нельзя получать информацию о профсоюзной принадлежности работника к той или иной организации.

Работодатель обязан обеспечить защиту персональных данных работника. В случае утраты этих сведений он несет ответственность.

Работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны.

При обработке персональных данных работодатель обязан соблюдать следующее:

· не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

· не сообщать данные в коммерческих целях без согласия работника;

· внутри организации осуществлять передачу персональных данных в соответствии с локальным актом организации, с которыми стороны должны быть ознакомлены под роспись.

Закон о системе государственной службы устанавливает, что персональные данные государственных служащих вносятся в личные дела, которые хранятся в соответствии с режимом конфиденциальной тайны.

За разглашение персональных может быть установлена юридическая ответственность:

· административная (статья 13 пункт 11);

· уголовная (ст137, 138);

· ответственность за моральный ущерб.

 

Режим служебной тайны

 

Служебная тайна всегда тесно связана с личной, коммерческой и иными видами тайны.

Перечень сведений, составляющих служебную тайну устанавливается государственными и муниципальными органами. Документы, содержащие эту информацию имеют гриф для служебного пользования. Охрана служебной тайны возлагается на руководителей организации и должностных лиц, владеющих этой тайной.

Служебная тайна имеется в различных отраслях.

Тайна предварительного расследования установленная статьей 161 УПК РФ, в соответствии с которой эти данные разглашению не подлежат, кроме случаев, когда это разрешено и при наличии следующих условий:

1) если не противоречит интересам следствия;

2) если оно не связано с нарушениями прав и законных интересов участников судопроизводства;

3) если участники дали согласие на такое разглашение.

Тайна совещания судей. Совещание ведется в специальной совещательной комнате. Там могут находиться только судьи, участвующие в деле и никто из судей не в праве разглашать обсуждение приговора.

То же самое в отношении присяжных заседателей.

Адвокатская тайна – любые сведения, связанные с оказанием юридической помощи. Гарантией адвокатской тайны является запрет допроса адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными во время оказания помощи по делу.

Налоговая тайна предусмотрена статьей 102 Налогового Кодекса. Налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщиках, кроме сведений о нарушениях.

Нотариальная тайна обязывает нотариуса хранить о завещаниях и о документах, переданных на хранение.

 

Режим коммерческой тайны

 

Регулируется Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Информация представляет коммерческую тайну, только если отвечает 3 признакам:

1) имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность всилу неизвестности ее третьим лицам;

2) отсутствует свободный доступ к информации;

3) владелец информации принимает меры по охране ее конфиденциальности.

1) означает, что к коммерческой тайне не могут быть отнесены сведения, которые заведомо не могут обладать коммерческой ценностью.

2) означает, что информация теряет статус коммерческой тайны, если становиться общедоступной.

3) информация не будет являться коммерческой тайной, если владелец не принял мер по ее охране от доступа других лиц.

Коммерческую тайну могут составлять:

· деловая переписка;

· бизнес-план;

· содержание договоров.

Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:

· сведения о государственной регистрации предприятий и предпринимателей;

· сведения о составе имущества государственного и муниципального предприятия и об использовании ими бюджетных средств;

· сведения о загрязнении окружающей среды, противопожарной безопасности, радиационной обстановке;

· о численности работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, о наличии свободных мест рабочих;

· сведения о задолженности по выплате заработной платы.

Тем не менее, эти сведения не являются общедоступными, они могут быть представлены в обязательном порядке только специально уполномоченным на то органам государственной власти. Например: документы об уплате налогов только налоговым органам.

За нарушение режима коммерческой тайны может применяться гражданско-правовая, уголовная или дисциплинарная ответственность. Так статьей 139 ГК РФ предусмотрено, что обладатель коммерческой тайны вправе требовать возмещение убытков от лиц, получивших информацию незаконными методами, от работников, разгласивших коммерческую тайну, от контрагента (сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию), разгласившего тайну вопреки договору.

Возмещение убытков можно также требовать от государственных органов, должностные лица которых неправомерно разгласили коммерческую тайну.

На документах, представленных в государственной охране проставляется гриф «Коммерческая тайна», с указанием ее обладателя. Если юридическое лицо, то полное наименование и место нахождения. Если физическое лицо – Ф.И.О. и адрес.

Обязанность не разглашать коммерческую тайну содержаться во многих нормативных актах, регламентирующих деятельность государственных органов. Например, в законе, регулирующем деятельность антимонопольного органа, в таможенном кодексе, в трудовом кодексе предусматривается дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны.

Для возмещения убытков лицу, которое их понесло необходимо доказать:

1) факты незаконного получения или разглашения коммерческой тайны;

2) наличие убытков и их размер;

3) наличие причинной связи между этими событиями.

За незаконное разглашение коммерческой тайны по статьи 183 УК РФ «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну» предусмотрен штраф или лишение свободы, на срок, зависящий от тяжести последствий после разглашения конфиденциальной информации.

Право, на отнесение информации к коммерческой тайне принадлежит обладателю.

Обладатель информации вправе:

1) устанавливать, изменять или отменять в письменной форме режим коммерческой тайны;

2) запрещать или разрешать доступ к этой информации и определять порядок этого доступа;

3) вводить эту информацию в гражданский оборот на основании договоров, но с обязательным включением в договор условий об охране информации;

4) требовать от лиц, в том числе от органов государственной власти, получивших доступ к информации соблюдать конфиденциальность;

5) требовать возмещения убытков, в случае разглашения коммерческой тайны.

Для установления режима коммерческой тайны необходимо:

1. Приказом определить перечень сведений, отнесенных к коммерческой информации.

2. Определить порядок обращения с этой информацией в виде инструкции.

3. Определить приказом перечень лиц, имеющих доступ к коммерческой информации

4. Нанесение грифа «Коммерческая тайна» на информацию.

5. Ознакомить под расписку работников, получивших доступ к информации с перечнем сведений, составляющих коммерческую тайну, с режимом коммерческой тайны и ответственностью за нарушение последней.

6. Создать работнику условия для соблюдения режима коммерческой тайны (сейф, печать, отдельный кабинет).

Доступ работника к коммерческой информации осуществляется только с его согласия.

Работник имеет право обжаловать в судебном порядке незаконное установление режима коммерческой тайны.

Банковская тайна является разновидностью коммерческой тайны, хотя и выделена в Гражданском кодексе в отдельный раздел, который включает:

· тайну банковского счета;

· тайну банковского вклада;

· операции по счету;

· сведения о клиенте.

Статья 183 включает ответственность за разглашение коммерческой тайны. За разглашение этих сведений клиент может потребовать возмещение ущерба от банка.

 

Режим государственной тайны

 

Режим государственной тайны устанавливается законом 1993 года «О государственной тайне».

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области военной внешенполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Государственную тайну составляют следующие сведения:

1) в военной области;

2) в области экономики, науки и техники;

3) в области внешней политики и экономики;

4) в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Решение о засекречивании сведений принимают должностные лица органов государственной власти, перечень которых утвержден президентом РФ:

· министр Внутренних дел;

· министр Обороны;

· министр Образования;

· министр Здравоохранения;

· директор ФСБ;

· руководитель ФСО;

· председатель банка.

Степень секретности бывает трех видов:

· «секретно»;

· «совершенно секретно»;

· «особой важности»;

Степень секретности определяется исходя из тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.

К сведениям особой важности относятся сведения распространение, которых может нанести ущерб интересам РФ вцелом.

К совершенно секретным сведениям относятся сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства или отрасли экономики РФ.

К секретным относятся все остальные сведения.

Для разработки проекта засекречивания сведений создается экспертная комиссия. Проект перечня утверждается руководителем соответствующего государственного органа, после утверждения документу присваивается соответствующий гриф.

Законом, определяется перечень органов, которые уполномочены осуществить мероприятия по защите государственной таны:

· Межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

· Федеральная служба безопасности;

· Министерство обороны;

· Служба внешней разведки;

· Государственная техническая комиссия при Президенте.

Меры по защите государственной тайны можно разделить на 2 группы:

1) Административно–процессуальные меры;

2) Меры ответственности.

Административно–процессуальные меры:

· сам процесс засекречивания сведений и их носителей.

· установление ограниченного допуска лиц, к сведениям, составляющим государственную тайну;

· установление возможности ограничений некоторых конституционных прав для лиц, допущенных к государственной тайне.

Предупредительные меры:

· установление разрешенного режима допуска организаций, к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий по защите государственной тайне.

· требование обязательной сертификации средств защиты информации, составляющих государственную тайну.

Лица, виновные в нарушении законодательства о государственной тайне несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность.

Для лиц, допущенных к государственной тайне могут быть установлены следующие ограничения:

· запрет на выезд за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре;

· предоставление государственными органами права проведения проверочных мероприятий в отношении самого лица и его родственников;

· запрет на распространение сведений в последствии после увольнения.

Лицу может быть отказано в допуске к государственной тайне, если оно:

· ограниченно дееспособно;

· имеет не снятую судимость за преступления, связанные с государственной тайной;

· имеет медицинские противопоказания;

· постоянное проживание его самого или близких родственников за границей;

· уклоняется от проведения проверочных мероприятий и сообщает заведомо ложные сведения;

· выявление действий проверяемого, создающих угрозу безопасности РФ.

Отказ в допуске может быть обжалован в суде.

Допуск может быть прекращен при расторжении трудового договора, при совершении нарушений, либо при возникновении ранее указанных обстоятельств.

За работу со сведениями, составляющими государственную тайну предусмотрена надбавка к окладу работника, в зависимости от степени секретности этих сведений.

Особый порядок допуска к государственной тайне имеют:

· члены Совета Федерации

· депутаты Государственной Думы

· судьи и адвокаты при рассмотрении деятельности, связанной с государственной тайной

На документы, содержащие государственную тайну наносятся реквизиты:

· о степени секретности;

· об органе, осуществляющем засекречивание;

· о регистрационном номере в соответствии со степенью секретности.

Устанавливают 3 формы допуска:

1) для граждан, допускающихся к сведениям особой важности;

2) для граждан, допускающихся к совершенно секретным сведениям;

3) для граждан, допускающихся к секретным сведениям.

Проверочные мероприятия, связанные с допуском по первой и второй форме, проводит ФСБ. По третьей форме – руководителем организаций по месту работы без проведения проверочных мероприятий ФСБ.

Допуск дается только с 18 лет.

Лицо, имеющее допуск по первой форме может знакомиться с любыми документами, содержащими государственную тайну. Вторую форму – с секретными и совершенно секретными сведениями.

Снижение формы возможно по указанию руководителя, повышение – после проверки в полном объеме.

Студенты, достигшие 16 лет только секретные.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| ОСОБЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ИНФОРМАЦИИ

Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.161.96.152
Генерация страницы за: 0.185 сек.