Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты международного права

§ 1. Понятие и виды субъектов международного права

Определение понятия субъекта международного права связано прежде всего с оценкой предмета международно-правового регулирования. В настоящее время существует две концепции понятия субъекта международного права, которые принято именовать традиционной и современной.

Традиционная. Это особая концепция по сравнению с общей теорией права и государства, где субъект - участвующий в отношениях, регулируемых правовыми нормами, носитель прав и обязанностей.

Концепция международно-правового статуса субъекта предполагает в качестве основного свойства субъекта юридическую способность к самостоятельным международным действиям, включая создание международных норм. Отличительные черты таких субъектов - независимость друг от друга[1].

Данный статус признавался прежде всего за государствами, некоторыми международными организациями, нациями и народами, борющимися за независимость, и государственно-подобными образованиями.

Современная. Распространяет на международное право понимание субъекта в общей теории права. Иначе говоря, субъектом принимается участник отношений, регулируемых международно-правовыми нормами; носитель прав и обязанностей, установленных этими нормами[2].

В круг субъектов в этом случае включаются юридические и физические лица, хозяйственные объединения и неправительственные организации, а также части (единицы) федеративных государств. Данная теория разделяет субъектов международного права на правосоздающих (к ним относятся «традиционные субъекты») и правоприменяющих, круг последних, разумеется, значительно шире первого.

Определений понятия субъекта международного права в отечественной литературе существует достаточно много.

Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международную ответственность (Г. И. Тункин)[3].

Субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии в общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Это также лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое может вступать или вступает в международные публичные правоотношения (С. В. Черниченко)[4].

Одно из наиболее оптимальных определений было дано Международным Судом ООН при рассмотрении дела о возмещении вреда:

Субъект международного права - это образование, способное иметь права и обязанности и защищать свои права путем заявления международных претензий[5].

Последнее определение является традиционным, однако все упомянутые в нем показатели зависят от наличия субъекта права. Иными словами - образование, которое обычное право признает способным иметь права и обязанности и которому такая право- и дееспособность предоставлена - является субъектом права. Если же первое условие не реализовано, образование все же может обладать провосубъектностью весьма ограниченного характера, которая зависит от выраженного или молчаливого согласия уже существующих субъектов права и будет иметь значение лишь для тех, кто дал это согласие.

Обычными видами субъекта права в международных отношениях являются государства и организации. Однако реальность международных отношений не может быть сведена к такой простой формуле. «Обычным видам» сопутствуют родственные единицы и различные образования, в том числе несамоуправляющиеся народы, кроме того, физические лица обладают некоторой правосубъектностью.

Таким образом, абсолютная строгость в вопросе о видах допустимых субъектов права не отвечает действительности, ибо признание и молчаливое согласие могут санкционировать существование явно аномального образования, которое все же имеет разветвленные правоотношения в международном сообществе.

Основными характеристиками, присущими международной правосубъектности, являются:

Ø способность заявлять претензии по поводу нарушений международного права;

Ø способность заключать юридически действительные в международном плане договоры и соглашения;

Ø пользование привилегиями и иммунитетами в отношении национальных юрисдикций.

По существу, международная правосубъектность - это одновременное:

a) обладание международными правами и обязанностями;

b) подчиняемость международному праву;

c) способность участвовать в международных правоотношениях[6].

От объема прав и обязанностей субъекта, в количественном плане, международная правосубъектность не зависит.

Классификация субъектов международного права проводится по различным основаниям.

Первичные субъекты создаются в историческом процессе; возникнув, неизбежно вступают в контакты друг с другом, создавая для себя правила взаимного общения.

Производные субъекты создаются первичными, объем их международной правоспособности зависит от желания создателей и, как правило, определяется международным договором.

Следующая классификация основана на практике в большей степени, а потому позволяет выделить интересные особенности среди субъектов международного права вне зависимости от того, обладают ли они самостоятельной правосубъектностью либо нет[7].

Устоявшиеся субъекты международного права:

1. Государство - наиболее важная категория субъектов международного права, главная политическая организация общества. В международных отношениях, где нет верховной власти, диктующей правила поведения для государств - они сами и главные создатели, и гаранты соблюдения норм международного права.

Государственный суверенитет - это верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного государственного суверенитета не было никогда, так как все государства взаимосвязаны и взаимозависимы, но к концу ХХ в. он все более ограничивается нормами международного права (экономический суверенитет не означает изолированности от других государств, а только дает возможность определять экономическую политику в стране).

Как носители суверенитета все государства юридически равны, независимо от политической, экономической и военной мощи, а потому каждое государство обладает в международном отношении одинаковой степенью самостоятельности и независимости.

Ст. 1 Конвенции о правах и обязанностях государств[8], подписанной в Монтевидео 26 декабря 1933 г. предусматривала, что государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками:

1) постоянное население - применяется в связи с критерием территории и подразумевает наличие стабильного сообщества;

2) определенная территория - важен контроль над определенной пространственной сферой и наличие политического сообщества, а не точнейшее установление границ (например, Израиль был принят в ООН несмотря на разногласия в вопросах о границах);

3) правительство - самое краткое определение государства в целях данного признака, это стабильное политическое сообщество, поддерживающее правовой порядок и расположенное на определенной территории. Лучшее доказательство стабильного политического сообщества - это эффективное правительство с централизованной администрацией и законодательными органами (хотя в некоторых случаях правительство необязательно для статуса государства, как, например, в Польше в 1919 г.).

В чьих интересах и для какой правовой цели правительство должно быть «эффективно»? - если государство уже основано, то значительные гражданские беспорядки или нарушение правопорядка в результате иностранного вторжения или стихийных бедствий не рассматриваются как факторы, затрагивающие правосубъектность;

4) способность вступать в отношения с другими государствами, так называемый критерий независимости.

В связи с последним критерием возникает проблема «зависимого» государства, с несколько ограниченной или делегированной правосубъектностью. Иностранный контроль над делами государства может осуществляться с санкции международного права, например, договора о протекторате (то есть территории, обладающей некоторой степенью автономии в силу внутригосударственного права, причем эта автономия защищена международной гарантией); в силу какого-либо соглашения на представительство во внешних сношениях; вследствие правомерной войны в порядке коллективной обороны и санкций, ведущих к оккупации территории агрессора (например, оккупация Германии союзниками в соответствии с Берлинской декларацией от 05.06.1945 г.).

Термин «зависимое»используется для обозначения одной или нескольких следующих ситуаций[9]:

Ø отсутствует статус государства, поскольку данное образование в столь полной мере подчинено другому государству, что находится у него под контролем;

Ø государство пошло на такие уступки другому государству в вопросах юрисдикции и управления, что в известном смысле перестало быть суверенным;

Ø государство в законном порядке передало другому государству широкие права представительства во внешних сношениях (это возможно и без подчинения - так, например, с 1919 г. Швейцария осуществляет дипломатические сношения княжества Лихтенштейн по соглашению);

Ø в дела государства фактически вмешиваются и хотя количественно оно не находится под постоянным контролем «патрона», в качественном отношении - это государство-«клиент»;

Ø субъект особого рода, фигурирующий в международном праве лишь для некоторых целей (протектораты или подопечные территории и проч.);

Ø государство не рассматривается как «независимое» для целей определенного правового документа.

В доктрине некоторые авторы выделяют ряд дополнительных признаков государства, в частности:

1. Некоторая степень перманентности (постоянства)[10]. Время является одним из элементов государственного статуса, однако перманентность не представляет собой необходимый элемент государства как правового порядка, и страна с непродолжительным сроком жизни может оставить после себя ряд вопросов, которые были связаны с его существованием.

2. Готовность соблюдать международное право. Сам тезис подвергается резкой критике, поскольку деликтная и иная ответственность государств - следствие статуса государства и логически неоправданно выдвигать в качестве критерия условие, которое данное образование может удовлетворить лишь в том случае, если оно является государством[11].

3. Некоторая степень цивилизации (Хайд). «Необходимо, чтобы жители данной территории достигли такой ступени цивилизации, которая делает их способными соблюдать... те правовые принципы, которыми должны руководствоваться члены международного сообщества в своих взаимоотношениях друг с другом». В современном международном праве невозможно рассматривать как res nullius племенное общество, которое отказывается иметь дипломатические отношения с другими государствами (Западное Самоа и др.)[12].

Виды государств как субъектов международного права.

Простые (унитарные): единая система высших органов государственной власти; одна конституция; единое гражданство; единая система права; территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью (иногда, административная автономия). Такое государство выступает в международных отношениях как единый субъект.

Сложные: конфедерация - союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения ряда совместных проблем. Члены конфедерации сохраняют свой статус субъектов международного права; им может обладать и сама конфедерация, если государства-члены закрепили соответствующие положения в конфедеративном договоре.

Федерация - члены федеральных союзов могут осуществлять по конституциям некоторых государств определенные правомочия, в том числе заключать международные договоры. Обычно эти полномочия осуществляются от имени всего союза в целом, хотя возможно и от имени члена союза. Однако, если союз первоначально образовался как союз независимых государств, отношения внутри него сохраняют международный элемент и союз может действовать как представитель входящих в него государств. Конституция США разрешает штатам заключать с согласия конгресса соглашения с другими иностранными государствами - на практике не было прецедента. Аналогичная ситуация в РФ, противоположная - в Канаде.

2. Политические образования, с правовой точки зрения, приближающиеся к государствам. Такие образования создавались в порядке политического урегулирования вопросов определенных территорий международными многосторонними и двусторонними договорами. Территории обладают известной автономией, населением, некоторой правосубъектностью в международном плане - в общем, похожи на государства.

Вольный город Данциг (Гданьск) признавался Постоянной Палатой международного правосудия как обладающий международной правосубъектностью, за исключением тех ограничений, которые вытекали из договорных обязательств, предусматривавших особые отношения с Лигой Наций и Польшей. Подобным же статусом обладала Свободная территория Триест, существовавшая по договору между Италией и Югославией до 1954 года.

3. Международные организации. Возможность межгосударственных организаций быть субъектами международного права была признана в Консультативном заключении Международного Суда ООН от 11.04.1949 г. «О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН».

Поскольку международные организации не обладают суверенитетом и территорией, они являются субъектами, значительно отличающимися от государств. Основные характеристики определяют, что международные межправительственные организации:

1) вступают только в те правоотношения, которые определяются их функциями и соответствуют учредительному акту;

2) создаются и действуют на основе международных договоров;

3) заключают международные соглашения по определенному кругу вопросов, оговоренному в соответствии с целями и функциями организации;

4) ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров.

Вопросы прекращения и правопреемства для международных организаций решаются волеизъявлением государств-членов международной организации (в частности, в отличие от государств, вопросы правопреемства возникают лишь если организация-предшественник прекращает свое существование).

Международные организации могут быть и субъектами международного частного права: заключать контракты и договоры займа; приобретать движимое и недвижимое имущество; заключать договоры об аренде и проч.

4. Органы международных организаций. Вспомогательные органы международных организаций создаются на основе учредительного международного договора или на основе осуществления прав, предоставленных таким договором.

Такие органы способны обладать большой степенью независимости и значительными административными, нормоустановительными и судебными правами, не приобретая при этом самостоятельной правосубъектности (например, Европейское агентство по атомной энергии, специализированные учреждения ООН и т. д.).

5. Нации и народы, борющиеся за независимость. Право на самоопределение признается за всеми нациями и народами. Особенностью современного международного права является то, что субъектный состав пополнился такими представителями, как нации и народы, ведущие борьбу за собственную независимость.

Хотя в доктрине термины «народ» и «нация» считаются равнозначными, понятие «народа» в Уставе ООН (ст. 1 - самоопределение народов) более точно, поскольку возможны ситуации с многонациональными территориями.

Говоря о возможности ведения борьбы за независимость, следует иметь ввиду, что для правомерности такой борьбы должны существовать необходимые предпосылки. В частности, к ним можно отнести следующие нарушения норм международного права: прямое колониальное владение; оккупация; незаконный протекторат и т. п., а кроме того, неравноправные договоры; иностранный контроль в какой-либо форме; «кабальные» займы и кредиты и проч.

В ходе борьбы нация или народ могут создавать определенные руководящие органы с единым центром, через которые они осуществляют сношения с остальным миром через свои права и обязанности (практически это вооруженные отряды, не разрозненные, имеющие единое командование, которое чаще всего и выступает как политическое руководство).

Особые виды правосубъектности:

В категорию с особой провосубъектностью включаются образования, имеющие те или иные особенности в правовом статусе.

1. Несамоуправляющиеся народы - в соответствии со смыслом гл. XI Устава ООН, народы «несамоуправляющихся территорий» обладают правосубъектностью, хотя и особого вида. Вопрос этот тесно связан с самоопределением.

2. Воюющие и восставшие стороны. На практике воюющие и восставшие стороны в каком-либо государстве могут вступать в правовые отношения и заключать действительные в международном плане соглашения с другими государствами и другими воюющими и восставшими сторонами.

На статус конкретной воюющей стороны могут влиять факторы, связанные с принципом самоопределения и правосубъектностью несамоуправляющихся народов. Воюющая сторона часто представляет собой политическое движение, стремящееся к достижению независимости и к отчуждению.

3. Образования особого рода: Ватикан и религиозный орден

В договоре и конкордате 1929 г. Италия признала «суверенитет Святейшего престола в международной области» и его исключительный суверенитет и юрисдикцию над городом Ватиканом (конкордат - договор между правительством какого-либо государства и Ватиканом, определяющий взаимоотношения государства и католической церкви в данной стране).

Ряд государств признает Святейший престол и поддерживает с ним дипломатические отношения; он является участником многих многосторонних конвенций, в том числе Конвенций о морском праве 1958 г.

С точки зрения функций, территории, административной организации Ватикан приближается к государству. Особенности выражаются в следующем:

Ø не имеет населения, кроме церковных должностных лиц;

Ø единственная цель существования - поддержка Святого престола как религиозного центра.

Правосубъектность Ватикана основывается, во-первых, на схожести с государственной в отношении функций, несмотря на наличие определенных особенностей, включая патримониальный характер суверенитета Святого престола и, во-вторых, на молчаливом согласии и признании со стороны существующих субъектов международного права.

Правосубъектность религиозного ордена, независимо от его территориальной базы в Ватикане, может существовать лишь для тех государств, которые готовы вступать в отношения с такими институтами в международном плане.

Даже в сфере признания и двусторонних отношений правосубъектность таких институтов, как Суверенный орден Иерусалима и Мальты, должна быть ограниченной по причине отсутствия территориальных и демографических признаков государства. В области права войны статус упомянутого ордена – «общество помощи» (ст. 125 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.).

4. Территория с неопределенным статусом. Имеет население и самостоятельную администрацию - образования, существующие на территории с таким статусом, могут считаться обладающими модифицированной правосубъектностью, приближающейся к правосубъектности государства.

Тайвань (Формоза) до марта 1972 г. рассматривалась в международных отношениях как остров с неопределенным статусом. Другие государства поддерживали отношения с властями, признавали паспорта, имели консульство на острове.

Нежелательно, чтобы население подобных территорий рассматривалось с точки зрения права, как не имеющее гражданства.

5. Физические лица. Общей нормы, в соответствии с которой физическое лицо не может быть субъектом международного права и выступать в определенных контекстах как субъект права - не существует.

В то же время относить физические лица к полноправным субъектам международного права - бесполезно, так как это предполагало бы наличие у него таких прав, которых в действительности нет, а кроме того, все равно пришлось бы проводить границу между физическим лицом и иными субъектами международного права. В настоящее время физические лица считаются обладающими определенными полномочиями в международных отношениях[13].

Достаточно долгое время в международных отношениях велась дискуссия о том, что транснациональные корпорации обладают статусом субъектов международного права. Их экономические ресурсы могут превышать ресурсы небольших государств; они пользуются мощной дипломатической поддержкой; заключают соглашения, в том числе и концессионные с иностранными государствами и правительствами - предполагалось, что эти отношения должны рассматриваться в международно-правовом аспекте.

На практике в 1969 году в споре между США и Перу в отношении американской компании «Интернешнл петролеум компани» Перу национализировало эту компанию, а также аннулировало договор с ней от 13.08.1968 г., по которому Перу отказывалось от всех требований к США о выплате долга и предоставляло ряд льгот компании.

Правительство США заявило, что договор между Перу и компанией является международным и подлежит обязательному исполнению, то есть делало попытки приравнять концессионный договор к международному (первые заключаются государством с иностранными компаниями и регулируются внутренним законодательством). Международный суд ООН отказал США в иске и устранил, таким образом, повод для споров.

 

§ 2. Признание государств

В международных отношениях наиболее важным аспектом института признания в целом является признание государств, правительств, статуса воюющей и статуса восставшей стороны.

Как это ни странно, но сложность правовых вопросов находит наиболее точное выражение в доктринальном споре между декларативной и конститутивной точками зрения на признание государств и правительств.

Согласно декларативной теории (Фишер Уильямс, Брайерли, Кожевников и др.) правовые последствия признания имеют ограниченный характер, так как признание - это лишь декларация или подтверждение существующего правового и фактического положения, поскольку правосубъектность возникла уже раньше, в силу самого права.

Поэтому на таком, достаточно объективном форуме, как Международный суд ООН, совершенно обоснованно было бы исходить из предпосылки существования государства и в том случае, когда другая сторона в споре или третьи государства его не признавали. Например, решением по делу Tinoco Concessions (1923г.) удовлетворен иск Великобритании, предъявленный на основе концессионных прав, предоставленных правительством Коста-Рики, не получившим признания со стороны некоторых государств. «Когда непризнание правительства другими государствами обусловливается не отсутствием у него фактического суверенитета и полного правительственного контроля, а ссылками на его незаконность или неправомерный характер его появления, такое непризнание, в какой-то степени теряет свою доказательственную силу»[14] (концессия - договор, по которому государство предоставляет иностранному предпринимателю или фирме промышленное предприятие или участок земли с правом добычи полезных ископаемых, строительства и проч.).

Конститутивная теория (Анцилотти, Оппенгейм, Лаутерпахт и др.) определяет, что политический акт признания - это предварительное условие существования юридических прав; в самой крайней форме это означает, что сама правосубъектность государства зависит от политического решения других государств.

С этим принципиально невозможно согласиться, так как есть ясное положение, согласно которому государства не могут по своему собственному решению устанавливать компетенцию других государств, которая определена международным правом и не зависит от согласия или признания.

Кроме того, сами сторонники конститутивной теории, чувствуя, возможно, необходимость дать разумное объяснение положению непризнанного государства, становятся подчас на точку зрения, приближающуюся к декларативной теории.

Вопрос о признании государства возникает с его появлением на свет как суверена. Признание имеет как политическое, так и юридическое значение - оно облегчает существование нового государства, нормализует международные отношения.

Для государств существует обязанность признавать и применять основные принципы международного права: существует обязанность «признания», хотя бы для определенных целей, но не обязанность прямого, публичного и политического разрешения вопроса или декларации о готовности вступить в дипломатические отношения путем признания. Эта форма признания остается политической и дискреционной (по своему усмотрению).

Признание не обязательно влечет за собой установление дипломатических отношений, а отсутствие дипломатических отношений не означает само по себе непризнание государства. Признание осуществляется в форме письменного послания от признающего государства, передаваемого дипломатическим путем или на торжественной церемонии провозглашения независимости.

Признание правительства. Современное международное право при решении этого вопроса учитывает прежде всего:

Ø фактический контроль новым правительством территории и власти в стране;

Ø степень поддержки правительства населением;

Ø готовность и способность нового правительства выполнять свои международные обязательства и следовать нормам международного права.

Признание государства и признание правительства могут находиться в тесной связи, но они не обязательно идентичны (хотя признание государств может иметь форму признания правительств).

Непризнание не означает, что государство не обладает признаками государственности; непризнание правительства имеет более «политический» характер, чем непризнание государств, так как нежелание вступать в нормальные отношения более часто выражается в непризнании правительственных органов.

С точки зрения установления добровольных двусторонних отношений непризнанное правительство находится не в лучшем положении, чем непризнанное государство.

Переходным видом в признании самостоятельного государства или вариантом признания правительства является признание органов национально-освободительного движения или признание воюющей или восставшей стороны. Это признание повстанцев на различных ступенях гражданской и освободительной войны. Точных критериев для разграничения воюющих или восставших сторон нет. Юридическое последствие такого признания - распространение на восставших и воюющих законов и обычаев войны (Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.).

На практике очень сложно говорить о единых формах признания или непризнания. Дело в том, что терминология официальных сообщений и деклараций не отличается последовательностью - встречаются и «признание де-юре»; «признание де-факто»; «полное дипломатическое признание»; «формальное признание» и проч.

Наиболее распространены:

признание де-факто (de-facto) - как правило, это выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно и предполагает лишь торговые или консульские контакты;

признание де-юре (de-jure) - полное, окончательное, влекущее установление дипломатических отношений. Оно не может быть взято назад, в отличие от де-факто;

признание ад-хок (ad-hoc) - в буквальном смысле это означает «в данной ситуации», «по конкретному делу». Разовые контакты, в которые государства вступают друг с другом вынужденно, для решения конкретных вопросов.

 

§ 3. Правопреемство государств

Вопросы правопреемства кодифицированы двумя универсальными конвенциями - Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. и Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 г. Россия не является участницей последней.

Термин «правопреемство государств» в науке международного права используется как для обозначения той фактической ситуации, которая влечет за собой постановку проблемы перехода прав и обязанностей, так и для названия самого перехода прав и обязанностей от одного государства к другому, происходящему при этом.

В науке международного права были попытки дать единое решение проблемы правопреемства - истории известны два противоположных решения этого вопроса.

В течение XVII-XIX вв. господствовала теория универсального правопреемства, сторонники которой утверждали, что государство-преемник наследует и международную личность предшественника. Ее основы были заимствованы из римского наследственного права, которое считало, что «в наследстве воплощена имущественно-правовая личность умершего», и в соответствии с этим устанавливало полный переход к наследнику прав и обязанностей наследодателя. Теория универсального правопреемства была введена в науку Гуго Гроцием и нашла отражение в Конвенции 1978 г.

Не нашла сколько-нибудь широкой поддержки в науке международного права негативная теория, или, как называет ее Г. Вилкинсон - теория дисконтинуитета. Ее автором считается английский юрист А. Кейтс: «Правопреемство является в действительности только субституцией без континуитета. У прав появляется новый хозяин, но их связь с обязанностями, которые раньше существовали, прекращается».

Разновидностью негативной теории считается принцип tabula rasa, в соответствии с которым новое государство начинает свое существование «с чистого листа».

Крупными примерами правопреемств являются: вхождение в 1990 г. ГДР в состав ФРГ и образование единого государства; отделение в 1991 г. Латвии, Литвы, Эстонии от СССР; прекращение существования СССР и образование на его основе 12 независимых государств; образование на территории СФРЮ в качестве самостоятельных государств Боснии, Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, Сербии, Черногории, объединившихся в Союзную Республику Югославию; возникновение Чехии и Словакии. По произведенным в 1993 г. на западе подсчетам за предшествующие полтора года на политическую карту мира было нанесено 21 новое государство.

Межгосударственное правопреемство - это смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Момент правопреемства - дата смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за международные отношения применительно к территории, являющейся объектом правопреемства государств.

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств не участвовало, всегда различаются две стороны: государство-предшественник и государство-преемник.

К наиболее распространенным основаниям возникновения правопреемства, относятся:

1) возникновение нового государства в результате социальной революции;

2) возникновение нового государства в результате национально-освободительной борьбы (деколонизации);

3) разделение или отделение частей государства;

4) объединение государств;

5) частичные территориальные изменения в государстве.

В отношении международно-правового регулирования различаются сферы, в которых осуществляется правопреемство. Речь идет о международных договорах, государственной собственности, государственных архивах, государственных долгах, государственной территории, границах государства, членстве в международных организациях и органах.

Действующие нормы, относящиеся к правопреемству государств, носят характер норм обычного права или определяются соглашением заинтересованных сторон. Конвенции имеют определенное значение, так как формулируют общепринятую практику.

Объекты правопреемства:

1. Государственная собственность. В контексте правопреемства под государственной собственностью понимаются имущество, права и интересы, которые на момент их передачи государству-правопреемнику принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву.

В Венской конвенции 1983 г. предусматривается, что переход собственности осуществляется в принципе без компенсации, если иное не предусмотрено соглашением заинтересованных государств или решением компетентного международного органа. Государство-предшественник обязано принять все меры для предотвращения ущерба или разрушения собственности, переходящей к государству-преемнику. Правопреемство не затрагивает собственность, права и интересы, находящиеся на территории государства-предшественника, но принадлежащие третьим государствам, согласно внутреннему праву государства.

Нормы правопреемства различают режим движимого и недвижимого имущества.

При объединении к государству-преемнику переходят все имущество (движимое и недвижимое).

При разделении государства:

Ø недвижимая собственность переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится;

Ø недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника переходит к преемникам в справедливых долях;

Ø движимая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к соответствующему преемнику, оставшаяся - в справедливых долях.

Эти положения не применяются, если иное соглашение не достигнуто между государствами-преемниками.

При отделении части территории государства или ее объединения с другим государством:

Ø недвижимая собственность, находящаяся на отчуждаемой территории переходит к государству- преемнику;

Ø движимая собственность, связанная с деятельностью этой территории переходит к государству-преемнику, иная движимая собственность переходит в справедливых долях.

2. Государственные архивы. Это совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных этим государством в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали ему согласно внутреннему праву и хранились под его контролем в качестве архивов для конкретных целей.

По договоренности между государствами может устанавливаться компенсация за переход архивов. По Венской конвенции 1983 г. от государства-предшественника требуется, чтобы оно приняло все меры для предотвращения утраты или повреждения архивов.

При объединении государств, к государству-преемнику переходят все архивы государства-предшественника.

При разделении государства, часть архивов, которая должна находится на территории государства-преемника, в целях нормального управления территорией передается новому государству. К нему переходят также архивы, непосредственно касающиеся этой территории.

При отделении государства, части его территории, на которой образуется самостоятельное государство, передается часть архивов государства-предшественника, которая необходима для нормального управления территорией. Передается часть архивов, непосредственно связанная с территорией.

Судьба государственных архивов СССР была урегулирована в связи с его распадом соглашением о правопреемстве от 6 июля 1992 г. Соглашение исходит из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур СССР, и хранящихся за пределами государств-участников соглашения. Они не претендуют на право владения архивами.

3. Государственные долги. Для целей правопреемства это - любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным обязательством. Правопреемство государственных долгов не затрагивает прав и обязанностей кредиторов.

Датой перехода долга является дата правопреемства.

При объединении государств к государству-преемнику переходят все долги государства предшественника.

При разделении государства и отсутствии специального соглашения долги переходят в справедливой доле, с учетом имущества, прав и интересов, которые переходят к ним в связи с государственным долгом.

В январе 1992 г. Россия взяла на себя общую ответственность за внешний долг бывшего СССР.

4. Международные договоры. С точки зрения складывающихся в международном праве норм и международной практики, вопросы правопреемства в отношении договоров разрешаются в зависимости от того, что является основанием для правопреемства: объединение государств, разделение или отделение от него части его территории.

При объединении государств и создании, таким образом, одного государства-преемника любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждого из объединяющихся государств, продолжает действовать в отношении государства-преемника, если оно и другое государство-участник договора не условятся об ином. Этот договор применяется лишь к части территории государства-преемника, в отношении к которой он находился в силе в момент правопреемства. Однако в случае двустороннего договора государство-преемник и другой участник договора могут договориться об ином. Таким же образом могут договориться участники многостороннего договора с ограниченным числом участников, объект и цели которого предполагают согласие всех его участников на применение договора в отношении части территории.

Если многосторонний договор не относится к вышеупомянутым категориям, государство-преемник может уведомить всех участников договора, что он применяется в отношении всей его территории, при условии, однако, что такое применение не является несовместимым с целью и объектом этого договора и не изменит коренным образом условий его действия.

При разделении государства-предшественника и образовании на его месте нескольких государств-преемников любой его договор, находившийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого государства-преемника. Соответствующие государства могут, однако, договориться об ином: если в момент правопреемства договор действует в отношении лишь части территории, он продолжает действовать в отношении того государства, кому принадлежит эта территория.

Если отделившаяся часть одного государства-предшественника становится частью другого государства, то договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении государства-преемника, в силу вступают договоры государства-преемника, если применение не является несовместимым с предметом и целями таких договоров.

Когда после отделения части его территории государство-предшественник продолжает существовать, находившийся в силе и не относившийся к отдельной территории договор продолжает действовать в отношении его сохранившейся территории, однако заинтересованные государства могут договориться об ином.

Для преемника действительны оговорки предшественника, он может сделать собственные оговорки (ст. 15 п. 1а, 2).

В соответствии со ст.19 двусторонний договор считается оставшимся в силе в отношении государства-преемника, если стороны явственно договорились об этом, в силу поведения они должны рассматриваться выразившими такое согласие.

Современное международное право - это нашло отражение и в Конвенции 1978 г. - исходит из того, что правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, предусмотренных в договоре и относящихся к режиму границы. Эти положения ограждают незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима от тех или иных превратностей, которые могли бы возникать в процессе осуществления правопреемства государств в отношении договоров о границах (ст. 11).

Применительно к правопреемству в отношении договоров Венская конвенция 1978 г. исходит из того, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником исключительно по причине того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, явившейся объектом правопреемства. Для оставления в силе в отношении нового независимого государства двустороннего договора необходима явно выраженная договоренность с другим государством - участником договора, или такое его поведение, которое равносильно подобной договоренности.

Венская конвенция предусматривает неприменимость зафиксированных в ней правил правопреемства нового независимого государства, если применение в отношении этого государства какого-либо договора «было бы несовместимо с объектами и целями этого договора или коренным образом изменило бы условие его действия».

Процесс правопреемства после распада СССР.

Российская Федерация получила официальное либо молчаливое признание в качестве государства, которое для международного сообщества восприняло от Союза ССР основные направления и компоненты его международно-правового статуса. В договорах, заключенных Россией после распада Советского Союза, использовался термин «государство-продолжатель». Данный термин был применен для того, чтобы подчеркнуть в договоре, что Российская Федерация является государством - продолжателем СССР (в качестве примера можно привести Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Королевством Испания от 12 апреля 1994 года). Однако далеко не все соглашения содержат эту формулу и нельзя сделать вывод о том, что концепция «государства-продолжателя» является нововведением в положения о правопреемстве. Кроме отдельных соглашений, основное значение этой концепции заключалось в применении к членству СССР в Организации Объединенных Наций (этот вопрос был решен 21 декабря 1991 года соглашением государств СНГ о продолжении Российской Федерацией членства СССР в Совете Безопасности ООН и других международных организациях) и в решении судьбы дипломатических и консульских представительств СССР - МИД Российской Федерации 3 января 1992 года обратился к правительствам государств с просьбой считать представительства Советского Союза представительствами России, которая была удовлетворена.

Проблемы государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов Советского Союза решались, в принципе, в соответствии с правилами Конвенций 1978 г. и 1983 г. Самым сложным стал вопрос о правопреемстве собственности Союза ССР вне его территории. Заключенное Соглашение государств СНГ о собственности бывшего Союза ССР за рубежом устанавливает, что «каждое из них (государств СНГ) имеет право на соответствующую фиксированную справедливую долю в собственности бывшего Союза ССР за рубежом».

Меморандум о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес определил, что вопрос об участии в международных договорах должен решаться в соответствии с международным правом каждым государством самостоятельно, в зависимости от конкретных деталей. Двусторонние договоры решаются сторонами данных соглашений на взаимной основе.

Определенная специфика была установлена в правопреемстве договоров, ограничивающих вооружение. В частности, можно коснуться Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года - Российская Федерация на сегодняшний день является участником этого договора как государство, обладающее ядерным оружием; остальные бывшие республики присоединились к нему как неядерные государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правопреемство бывших республик Советского Союза проходило в традиционных рамках правопреемства в международном праве, за исключением положения Российской Федерации, которая, с одной стороны, выступает в качестве государства-продолжателя СССР в отношении определенных категорий прав и обязанностей, а с другой стороны, является традиционным государством-преемником.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие «субъект международного права»?

2. Что такое международная правосубъектность?

3. Каков круг субъектов международного права?

4. Выделите значимые с точки зрения международного права признаки государства.

5. В чем особенности правосубъектности федеративного государства?

6. Каковы формы и виды международно-правового признания?

7. Охарактеризуйте основные теории признания.

8. В чем сущность межгосударственного правопреемства?

9. Каковы особенности правопреемства основных объектов: договоров, собственности, архивов и долгов?

10. В чем особенности правопреемства в связи с распадом СССР?

 


[1] См., например: Международное право / Под ред. Г. В. Игнатенко, Д. Д. Остапенко. - М., 1978; Международное право / Под ред. Г. И. Тункина. - М., 1994 и др.

[2] См., например: Международное право / Под ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунова. - М., 1999.

[3] См.: Международное право / Под ред. Г. И. Тункина. - М., 1994.

[4] См.: Международное право / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. - М., 1994.

[5] Дело Reparation for Injuries // International Court of Justice Reports, 1949. - P.179.

[6] Броунли Я. Международное право. - Т.1. - М., 1973.

[7] Классификация основана на: Броунли Я. Международное право. - Т.1. - М., 1973.; I.C.J. Reports – материалы дел, рассмотренных Международным Судом ООН и др.

[8] Конвенция в юридическую силу не вступила, но с теоретической точки зрения интересна в плане определения критериев государственности в международном праве.

[9] Броунли Я. Международное право. - Т.1. - М., 1973.

[10] Kelsen Н. Principles of International Law. - L., 1958.

[11] См., например: Броунли Я. Международное право. - Т. 1. - М., 1977; Chen. The International Law of Recognition. - P., 1968.

[12] Там же.

[13] См. подробнее тему «Международно-правовое регулирование прав человека».

[14] Броунли Я. Международное право. - Т. 1. - М., 1977. - С. 149.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 4. Учебно-методическое Обеспечение дисциплины | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 4888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.807 сек.