КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мемориальный ордер за февраль 200_ г
Регистрационный журнал — учетный регистр, применяемый при мемориально-ордерной форме учета для регистрации мемориальных ордеров. Он является регистром хронологической записи, где записываются дата, номер и сумма каждого мемориального ордера. В конце месяца подводится итог зарегистрированных сумм по всем мемориальным ордерам. Итог по журналу должен равняться сумме всех дебетовых оборотов и сумме кредитовых оборотов за месяц по всем счетам синтетического учета (табл. 25). Таблица 25. Регистрационный журнал за март 200_г.
Проводки из мемориальных ордеров разносят по счетам Главной книги (синтетический регистр систематического учета). Главная книга содержит на отдельных листах только синтетические счета, здесь отражаются только обороты по синтетическим счетам; сальдо не выводится. Записи в Главную книгу фиксируются на основании мемориальных ордеров и приложенных к ним оправдательных документов. Данные ее сверяются с данными регистров аналитического учета (табл. 26). Таблица 26. Главная книга Счет 51 «Расчетные счета»
Записи проводятся по шахматному принципу с указанием корреспонденции счетов. На основании итогов Главной книги составляется оборотная ведомость по синтетическим счетам или шахматная оборотная ведомость. Для контроля итоги ее оборотов по дебету и кредиту сверяются с итогами журнала регистрации мемориальных ордеров.
Форма счетов Главной книги, называемой контрольно-шахматной ведомостью, строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету и имеет следующий вид (табл. 27). Таблица 27. Счет №
На счетах Главной книги фиксируются только текущие обороты за отчетный период, поэтому по этим данным составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета (одновременно производится проверка полноты и правильности записей хозяйственных операций: итоги оборотов по дебету и кредиту счетов сверяются с итогом по регистрационному журналу). В оборотной ведомости рассчитываются остатки по счетам на конец отчетного периода, по которым составляется соответствующий баланс. К недостаткам мемориально-ордерной формы учета относят: • громоздкость и трудоемкость учета (многократное дублирование записей в регистрационном журнале, мемориальном ордере, синтетических и аналитических регистрах); • отставание аналитического учета от синтетического; • отсутствие в формах регистров аналитического учета показателей, требующихся для контроля, составления отчетности и анализа деятельности. При использовании журнально-ордерной формы данные первичных документов систематически накапливаются в журналах-ордерах и вспомогательных ведомостях. Журналы-ордера, составленные по кредитовому принципу, открываются на отчетный период на отдельный синтетический счет или на группу их (см. табл. 22). Записи в журналы-ордера производят на основании первичных документов в хронологическом порядке либо со вспомогательных ведомостей. После подведения итогов по журналу-ордеру его кредитовый оборот переносится в Главную книгу по соответствующему счету, куда также записываются обороты по дебету его, но из других журналов-ордеров (табл. 28, 29).
Таблица 28. Вид журнала-ордера, открытого на несколько счетов
Таблица 29. Вид Главной книги Счет №
Основой для ее использования является принцип применения накопительных регистров (накапливания данных), которые обеспечивают синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций. Накопительные учетные записи производятся по корреспондирующим счетам, что исключает необходимость составления мемориальных ордеров. Обычно в одном регистре совмещаются хронологическая запись, синтетический и аналитический учет. Книги (карточки) аналитического учета ведутся как исключение по некоторым объектам. Регистрами бухгалтерского учета при журнально-ордерной форме являются два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера, вспомогательные (накопительные) ведомости. Кроме этого, применяются также разработочные таблицы, Главная книга. Журналы-ордера — это бухгалтерские регистры, построенные по шахматному принципу на свободных листах специального разграфления. Записи в журналах-ордерах производятся либо по мере поступления документов, либо итогами за месяц в зависимости от характера и содержания операции. Открываются они на каждый синтетический счет или группу взаимосвязанных счетов и имеют постоянный номер. Журналы-ордера построены по кредитовому принципу, ведутся по кредиту одного или нескольких однородных счетов.
По содержанию и форме их можно подразделить на группы: • первая группа — журналы-ордера, в которых регистрируются кредитные обороты по счету и вспомогательные ведомости, составленные в целях контроля за движением денежных средств; • вторая группа — журналы-ордера, используемые для учета операций по счетам расчетов с подотчетными лицами, поставщиками и подрядчиками. Используется линейный способ (дебетовые и кредитовые обороты размещаются по одной строке). Так, например, отражается задолженность организации поставщику и по мере оплаты производится запись о ее погашении — все по этой строке; • третья группа — журналы-ордера для учета затрат на производство. Записи производятся в них в шахматном порядке. При этом дебетуемые счета отражаются по горизонтали, кредитуемые — по вертикали журнала-ордера. Итоги из журналов-ордеров переносятся в Главную книгу, которая открывается на все счета синтетического учета, применяемые на данном предприятии. Записи делаются по мере поступления документов или итогами за месяц из журналов-ордеров. Затем они переносятся в Главную книгу, где по каждому счету кредитовый оборот отражается одной суммой, а дебетовый — в корреспонденции с кредитуемыми счетами. В книге обобщаются данные текущего учета и взаимно сверяются записи по отдельным счетам; на основании нее составляется бухгалтерский баланс. Вспомогательная (накопительная) ведомость — учетный регистр, предназначенный для систематизации (накапливания) данных, содержащихся в первичных документах. Эти данные общими итогами записываются по счетам учета. Вспомогательная ведомость улучшает и упрощает учет, сокращает количество учетных записей. Особенностями журнально-ордерной формы учета являются: • использование для учета финансово-хозяйственных операций журналов-ордеров, запись в которых производится только по кредитовому признаку; • совмещение и объединение в журналах-ордерах хронологической записи, синтетического и аналитического учета;
• облегчение и ускорение составления отчетности; • улучшение организации и разделение труда учетных работников; • уменьшение объема учетной работы, что достигается широким применением накопительных ведомостей, устранением дублирующих записей, смещением в одном регистре хронологической записи, синтетического и аналитического учета, упразднением мемориальных ордеров, а также оборотных ведомостей, которые применяются как исключение; • группировка документов по отношению к журналам-ордерам и накопительным ведомостям; • ускорение учетной регистрации и ликвидации отставания аналитического учета от синтетического. Таблично-автоматизированная форма учета ведется с использованием компьютерной техники. С помощью специальных программ данные первичных документов группируются и обобщаются непосредственно на компьютере, в результате чего пользователь получает информацию, эквивалентную по содержанию регистрам синтетического и аналитического учета. Использование электронно-вычислительных машин позволяет автоматизировать процесс измерения и регистрации хозяйственных операций. К процессу подготовки и решению задач бухгалтерского учета на ЭВМ относятся: • разработка алгоритма (порядка) решения поставленной задачи; • программирование решения задачи; • подготовка исходных данных и программы; ввод исходных данных и программы в оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) ЭВМ; • отладка программы непосредственно на машине; • решение задачи на машине и обработка результатов. При автоматизированной форме технологический процесс делится на четыре этапа: 1) начальным этапом учетного процесса являются сбор, регистрация и передача первичных данных для обработки на ЭВМ; 2) второй этап — формирование массивов учетных данных на носителях (магнитных, оптических): массивов, остатков и оборотов по счетам за отчетный период; классификаторов хозяйственных операций, бухгалтерских записей и рабочих массивов, с помощью которых определяется многоуровневая структура итогов; 3) третий этап — процессы обработки (и контроля за ней) информации, записанной в массивах учетных данных, и нормативно-справочной информации, выдача машинограмм оперативного и аналитического учета; 4) заключительный этап — получение результатов за отчетный период по требованию пользователя в виде регистров синтетического учета, аналитических таблиц, справок по бухгалтерским счетам или отображения на экране дисплея требуемой информации. При упрощенной (простой) форме бухгалтерского учета, используемой на небольших предприятиях, применяется Книга учета хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), в которой каждая операция в хронологическом порядке с указанием номера, суммы и содержания сразу отражается на счетах бухгалтерского учета (табл. 30). Таблица 30. Книга (журнал) учета хозяйственных операций
Книга по форме К-1 является: • регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у предприятия на определенную дату, и составить бухгалтерскую отчетность; • комбинированным регистром, который содержит все применяемые бухгалтерские счета и позволяет вести учет операций на каждом из них. При этом Книга должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса. Книга (журнал) учета хозяйственных операций открывается записями сумм остатков на начало года (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются. Затем в графе «Содержание операции» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения. По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе «Сумма». После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому виду (счету) на 1 -е число следующего месяца. Упрощенная форма учета может вестись: • без использования учетных регистров для субъектов малого предприятия (простая форма); • с использованием соответствующих учетных регистров. Простая форма применяется в случае, когда у предприятия нет основных средств, расчеты с контрагентами ведутся сразу (отсутствуют задолженности на конец периода), отсутствуют переходящие остатки (например, нет незавершенного производства). Наряду с Книгой учета фактов хозяйственной деятельности (форма К-1) для учета расчетов по оплате труда с работниками (а также по налогу на доходы физических лиц и т. п.) надо вести также ведомость учета заработной платы по утвержденной форме (форма В-8). Кроме того, ведется кассовая книга, лицевые счета и т. п. Форма с использованием регистров применяется организациями малых предприятий, у которых есть собственные основные средства и другие товарно-материальные ценности, а также ведущими расчеты с последующей или предварительной оплатой. При этом в учете используются лишь несколько бухгалтерских счетов, объединяющих отдельные группы счетов. Применяются в качестве учетных регистров для учета имущества и источников его образования ведомости, которые составляются для учета операций по одной группе используемых бухгалтерских счетов на основании первичных документов: В-1—В-8, также применяется для обобщения данных ведомостей и проверки шахматная ведомость (форма В-9). Сумма по любой операции записывается в двух ведомостях одновременно: в одной — по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой — по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета. В обеих ведомостях в графе «Содержание операции» делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции. Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.). Обобщение месячных итогов финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, отраженных в ведомостях, производится в ведомости (шахматной) по форме В-9, на основании которой составляется оборотная ведомость, являющаяся основанием для составления бухгалтерского баланса предприятия. Контрольные вопросы 1. Дайте определение понятия «учетные регистры». Назовите виды учетных регистров. 2. Кратко охарактеризуйте содержание по внешнему виду: а) бухгалтерских книг; б) карточек; в) свободных листов. 3. Какова характеристика учетных регистров по: а) характеру записей; б) объему содержания операций; в) построению. 4. Какие способы применяются для исправления ошибочных записей в бухгалтерском учете? Дайте характеристику этих способов. 5. Что понимается под формой бухгалтерского учета? Перечислите формы бухгалтерского учета. 6. В чем сущность мемориально-ордерной формы бухгалтерского учета?
7. Что представляет собой мемориальный ордер? Каковы недостатки, присущие мемориально-ордерной форме учета? 8. Приведите схему бухгалтерского учета по мемориально-ордерной форме. 9. Каково содержание журнально-ордерной формы бухгалтерского учета? 10. Что представляет собой журнал-ордер? Что такое схема бухгалтерского учета по журнально-ордерной форме? 11. Кратко охарактеризуйте автоматизированную форму бухгалтерского учета. Какова схема этого учета? 12. Кратко охарактеризуйте упрощенную форму бухгалтерского учета. Какова схема этого учета? Контрольный тест 1. Дайте.определение понятия «учетные регистры». Ответы: 1. Это разграфленные таблицы, в которых производятся учетные записи. 2. Это книги, приспособленные для регистрации и группировки в них данных о движении имущества и источников их образования, зафиксированных в первичных документах. 3. Это журналы-ордера, в которых регистрируются хозяйственные операции. 4. Это таблица специальной формы для регистрации хозяйственных операций. 2. Какова классификация регистров бухгалтерского учета по внешнему виду? Ответы: 1. Картрчки, свободные листы, книги. 2. Перфокарты, книги, журналы-ордера. 3. Книги, карточки, магнитные ленты. 4. Свободные листы, перфокарты, журналы-ордера. 3. Как группируются учетные регистры по характеру записей? Ответы: 1. Синтетические, аналитические, шахматные. 2. Шахматные, односторонние, многографные. 3. Линейные, комбинированные, хронологические. 4. Комбинированные, систематические, хронологические. 4. Укажите правильную группировку учетных регистров по строению. Ответы: 1. Линейные, синтетические, аналитические и комбинированные. 2. Односторонние, многографные, линейные, шахматные, двусторонние. 3. Систематические, односторонние, двусторонние, шахматные, комбинированные. 4. Шахматные, комбинированные, хронологические, карточные. 5. Найдите правильную группировку учетных регистров по объему и содержанию. Ответы: 1. Хронологические, систематические, комбинированные. 2. Хронологические, систематические, аналитические и комбинированные. 3. Систематические, аналитические. 4. Линейные, многографные, шахматные и комбинированные. 6. Каким способом производится исправление ошибок в журналах-ордерах после перенесения итогов в Главную книгу? Ответы: 1. В журнале-ордере зачеркивается ошибочная и сверху записывается правильная сумма. 2. Корректурным способом исправляются записи в Главной книге. 3. Если ошибочная сумма меньше правильной, составляется дополнительная проводка. Если наоборот, то составляется проводка методом «красное сторно». 4. Исправление записей в учетных регистрах производят путем составления справки, данные которой заносят в Главную книгу отдельной строкой. 7. Как исправляется ошибочная запись: по платежной ведомости выдана заработная плата в сумме 20 ООО руб. В журнале-ордере № 1 по кредиту счета 50 бухгалтер записал: 200 ООО руб. Главная книга не составлена. Ответы: 1. Делается сторнировочная запись на сумму 200 ООО руб. 2. В денежных документах исправления не допускаются. 3. Исправление производится корректурным способом. 4. Делается сторнировочная запись на сумму 200 ООО руб. и дополнительная запись на 20 ООО руб., но в следующем отчетном периоде. 8. Что понимается под формой бухгалтерского учета? Ответы: 1. Совокупность технических средств и учетных регистров, используемых в учете. 2. Совокупность учетных регистров, предопределяющих связь синтетического и аналитического учета, методику и технику регистрации хозяйственных операций, технологию и организацию учетного процесса. 3. Совокупность приемов производства записей в учетных регистрах. 4. Количество применяемых учетных регистров, их назначение, содержание и внешний вид. 9. Какие основные формы применяются в бухгалтерском учете России? Ответы: 1. Упрощенная форма для малых предприятий, мемориально-ордерная. 2. Журнально-ордерная, мемориально-ордерная. 3. Автоматизированная, Журнал-Главная. 4. Упрощенная форма, мемориально-ордерная, журнально-ордерная и автоматизированная. 10. Какую упрощенную форму бухгалтерского учета имущества малого предприятия использует бухгалтерский регистр — Книга учета хозяйственных операций (форма К-1)? Ответы: 1. При форме бухгалтерского учета с использованием регистров-ведомостей № 2 и 3. 2. При использовании регистров-ведомостей бухгалтерского учета № 5 и 6. 3. При использовании ведомостей бухгалтерского учета № 9. 4. При использовании простой формы бухгалтерского учета, но без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия. 11. Какие ведомости используются при форме бухгалтерского учета с использованием регистров? Ответы: 1. Ведомости В-1 и В-2. 2. Ведомости В-5 и В-6. 3. Ведомости В-1—В-9 включительно. 4. Ведомость В-9. 12. При какой форме бухгалтерского учета применяются Регистрационный журнал и Главная книга? Ответы: 1. При журнально-ордерной. 2. При форме учета Журнал-Главная. 3. При упрощенной форме для малых предприятий. 4. При мемориально-ордерной. 13. Какой признак положен в основу строения журналов-ордеров? Ответы: 1. Шахматный. 2. Дебетовый. 3. Кредитовый. 4. Смешанный. 14. При какой форме бухгалтерского учета применяются вспомогательные и группировочные ведомости? Ответы: 1. При мемориально-ордерной. 2. При форме учета Журнал-Главная. 3. При журнально-ордерной. 4. При упрощенной форме учета для малых предприятий.
Темэ 9 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Бухгалтерская отчетность — единая система данных (показателей) об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам за отчетный период (месяц, квартал, год). Бухгалтерская отчетность завершает учетный процесс. Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке заполнения этих форм разрабатываются и утверждаются Минфином РФ. Бухгалтерская отчетность состоит из: • бухгалтерского баланса (форма 1); • отчета о прибылях и убытках (форма 2); • приложений к ним; • отчета о движении капитала (форма 3); • отчета о движении денежных средств (форма 4); • приложения к бухгалтерскому балансу (форма 5) и других форм отчетов, предусмотренных нормативными актами; • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; • пояснительной записки (которая именуется «пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках»). Каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности должна содержать следующие данные: • наименование составляющей части; • указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; • наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; • формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность, которая должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении: • формируется исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету; • позволяет установить недостаток или излишек источников средств; при этом можно определить, насколько предприятие обеспечено собственными и заемными источниками. Статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств; • позволяет оценить кредитоспособность предприятия {ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок перевода которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств); • устанавливаются правила оценки отдельных статей бухгалтерской отчетности соответствующими положениями по бухгалтерскому учету. При этом должно быть обеспечено соблюдение допущений и требований, предусмотренных ПБУ 1/98. Основные требования при составлении бухгалтерской отчетности: • нейтральность информации, содержащейся в ней (т. е. исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими); • должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы); • информация должна основываться на данных унифицированных форм первичной учетной документации, синтетического и аналитического учета; • данные баланса вступительного должны соответствовать показателям баланса заключительного за предшествующий отчетному период. Организация должна придерживаться принятых ею содержания и формы отчетности последовательно от одного отчетного периода к другому; • по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого за первый отчетный период) должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному (если данные за предшествующий период несопоставимы с данными за отчетный период, то первые данные корректируются исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету); • бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин (которые должны раскрываться в пояснениях к отчетности); • изменения, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных; • исправление ошибок должно быть подтверждено подписью сделавших исправление лиц с указанием даты исправления; • должна быть составлена на русском языке в валюте Российской Федерации; • не допускается зачет между статьями активов и пассивов, прибылей и убытков (кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен действующим законодательством); • подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) предприятия. Если учет ведется на договорных началах специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, то отчетность, кроме того, подписывается руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии) либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |