Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Режим иностранцев

Правовое положение беженцев

Беженцы - это лица, покинувшие страну постоянного проживания в результате преследований, военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств.

Проблема беженцев нашла отражение вряде международных договоров. В рамках ООН для содействия ее решению создано Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) и подписана многосторонняя Конвенция о статусе беженцев 1951 г.

Конвенция иУстав УВКБ включают в понятие «беженцы» лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвами преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут либо не желают пользоваться защитой правительства этой страны.

Их нередко называют лицами без гражданства de facto, поскольку практически их статус ничем не отличается от статуса лиц без гражданства.

Принадлежность к категории политических беженцев может рассматриваться как основание для того, чтобы претендовать на получение политического убежища.

Перемещенными являются лица, насильственно вывезенные в ходе войны с оккупированных территорий.

В Конвенции о статусе беженцев 1961 г. термин «перемещенные лица» не встречается. В последние годы в практике УВКБ наблюдается тенденция применять его к некоторым категориям «внутренних» беженцев, т. е. лиц, которые не по своей воле покинули какую-либо часть своей страны и вынуждены были поселиться в другой ее части. Иногда их именуют «вынужденными переселенцами».

 

Иностранным гражданином считается лицо, находящееся на территории любого государства, гражданином которого не является, при том, что оно имеет гражданство другого государства.

Иностранец вправе рассчитывать на дипломатическую защиту со стороны государства своего гражданства.

Если иностранец находится на территории другого государства незаконно, то последнее имеет право выдворить его за пределы своей территории, привлечь к ответственности за незаконный въезд и т. п.

Режим иностранцев обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данной страны. Он устанавливается ее внутренним законодательством с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

Существуют три вида такого режима:

1. Национальный режим означает уравнивание иностранцев в той или иной области с собственными гражданами.

2. Режим наибольшего благоприятствования означает предоставление иностранцам в какой-либо области таких же прав и (или) установление для них в какой-либо области таких же обязанностей, какие предусмотрены для граждан любой третьей страны, находящихся на территории данного государства.

3. Специальный режим означает предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и (или) установление для них определенных обязанностей, отличающихся 0т тех, что предусмотрены в данной области для собственных граждан. Специальный режим может носить и негативный характер, т. е. представлять собой совокупность правовых ограничений, распространяющихся только на иностранцев.

Сложность положения иностранца с позиции международного права заключается в том, что, с одной стороны, он находится под юрисдикцией государства пребывания, а с другой пользуется правами и несет обязанности по законам своёй страны. Определенные трудности могут возникнуть и в том случае, если законы страны пребывания и законы государства гражданства в чем-то противоречат друг другу.

Иностранец может пользоваться правами или выполнять обязанности, вытекающие из его гражданства, лишь в той мере, в какой это допускается страной пребывания и не противоречит ее суверенитету и безопасности. Вместе с тем страна пребывания, устанавливая режим иностранцев, не должна нарушать общепризнанных принципов международного права.

Иностранец не несет воинской обязанности, поскольку мог бы оказаться в таком положении, когда вынужден был бы вопреки собственной воле поднять оружие против своего отечества. Встречаются случаи, когда привлечение некоторых категорий иностранцев к обязательной военной службе не вызывает возражений у заинтересованных государств. Как правило, иностранцы ограничены в пользовании политическими правами. Это касается, в частности, избирательных прав.

В современных условиях практически во всех государствах существует разрешительный порядок въезда и выезда иностранцев. Иногда он существенно упрощается на основе международных договоров.

Разрешительный порядок предполагает, что в выезде из страны или въезде в нее как: иностранцу может быть дан и отказ. Положение меняется, если с просьбой о выезде обращается иностранец, проживающий на территории данного государства.

Отказ может быть мотивирован целым рядом причин, в частности, если данное лицо находится под судом или следствием либо является гражданином государства, с которым страна пребывания находится в состоянии войны.

В международном праве сложилась обычная норма, согласно которой государство обязано принять своего гражданина, если другие страны по каким-либо причинам не разрешают ему дальнейшее пребывание на своей территории.

Государства привлекают собственных граждан к уголовной ответственности за преступления, совершенную ими на своей территории, а в некоторых случаях и за рубежом. Иностранцы в принципе несут ответственность за все преступления, совершенные ими на территории страны пребывания, по ее законам.

В некоторых случаях, иностранцы не подвергаются наказанию на территории страны пребывания и высылаются.

Вместе с тем в международном праве существует общепризнанная обычная норма, согласно которой иностранец не может привлекаться к уголовной ответственности на территории страны пребывания за преступления, совершенные им в каком-либо другом государстве, если эти преступления не затрагивают страны пребывания, В подобном случае может возникнуть вопрос о его выдаче.

Исключение составляет выдача военных преступников, которая основана на принципах, закрепленных не только в договорах, но и в обычаях.

Следует различать дипломатическую защиту как институт внутригосударственного права и институт международного права. С позиции международного права государство имеет право оказывать дипломатическую защиту своему гражданину, находящемуся за границей, и другие государства обязаны уважать это право.

Под политическим убежищем понимается предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политичёским мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или Местожительства. Преследование по политическим мотивам слёдует рассматривать как преследование не только за политические, но и за религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность, общественную деятельность и т. п.

Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище предоставляется на своей территории, дипломатическое - в помещении дипломатического или консульского представительства иностранного государства либо на иностранном военном корабле. В современном международном праве сложилось правило, запрещающее предоставление дипломатического убежища, хотя в Латинской Америке оно считается правомерным.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственные границы. Государственные границы определяют пределы государственной территории, и в этом состоит их основное назначение | Понятие прав человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.