Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы внешних сношений

Понятие и источники дипломатического права

Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников

Органы внешних сношений

Понятие и источники дипломатического права

 

Дипломатическое право является одной из старейших отраслей международного права. Институт послов был известен еще в глубокой древности.

Дипломатическое право - это отрасль международного права, аккумулирующая совокупность норм, которые регламентируют статус и функции государственных органов внешних сношений.

Дипломатией принято называть официальную деятельность государства и его органов внешних сношений (см. схему 16) по защите интересов страны и ее граждан, поддержанию и укреплению мира и добрососедских отношений с другими государствами.

Дипломатия осуществляется и регулируется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Нормами дипломатического права являются международно-правовые нормы, содержащиеся в международных обычаях и договорах, а также иногда в регламентах и постановлениях международных организаций и конференций.

К числу важнейших источников дипломатического права следует отнести:

· Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 г.;

· Венскую конвенцию о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.; Конвенцию о специальных миссиях 1969 г.;

· Конвенцию 1973 г. о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов;

· Гаванскую конвенцию о дипломатических чиновниках 1928 г.;

· Каракасскую конвенцию о консульских чиновниках 1928 г.

В отношении ООН и специализированных учреждений действуют Конвенция 1946 г. о привилегиях и иммунитетах ООН и Конвенция 1947 г. о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН-

Кроме того, нормы, относящиеся к дипломатическому праву, содержатся во многих двусторонних договорах между государствами, вступившими в дипломатические отношения.

Среди законодательных актов Российской Федерации, регулирующих вопросы дипломатических отношений, основополагающими являются Конституция Российской Федерации и Закон о международных договорах 1996 г.

 

Дипломатическая деятельность государств реализуется через систему органов внешних сношений, которые подразделяются на внутригосударственные и внешние (см. схему 16).

К первым относятся: высший представительный, орган, определяющий основы внешней политики; глава государства; правительство; парламент; министерство иностранных дел; министерства и ведомства, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.

В Российской Федерации президент определяет основные направления внешней политики, осущёствляет руководство ею, принимает решения о проведении переговоров и подписании международных договоров, ведет переговоры, подписывает международные договоры и ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей, назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в других государствах и международных организациях, присваивает высшие дипломатические ранги.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает законы, в том числе о ратификации и денонсации международных договоров, о вступлении Российской Федерации в международные союзы и организации и др.

Правительство Российской Федерации реализует меры по проведёнию внешней политики, принимает решения о переговорах и заключении межправительственных и межведомственных договоров.

Министерство иностранных дел Российской Федерации в соответствии с Положением о МИД Российской Федерации разрабатывает общую стратегию внешней политики, вносит свои предложения па рассмотрение Президента Российской Федерации, обеспечивает дипломатические и консульские отношения с иностранными государствами и международными организациями, представляет и защищает интересы Российской Федерации за рубежом, а также права и интересы российских физических и юридических лиц, ведет переговоры, разрабатывает проекты международных договоров и наблюдает за их выполнением.

К зарубежным органам внешних сношений относится ряд постоянных, а именно — дипломатические представительства, представительства при международных организациях, консульские учреждения, и временных - специальные миссии и делегации на международных конференциях и в международных органах.

Существует два вида дипломатических представительств: посольство во главе с послом и миссия во главе с посланником.

В настоящее время большинство государств поддерживает отношения на уровне посольств. Они учреждаются по соглашениям между государствами в их столицах.

По Венской конвенции 1961 г. главы представительств делятся на три класса:

· чрезвычайные и полномочные послы;

· посланники, аккредитуемые при главах государств;

· поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. Полномочные представители Ватикана имеют названия папских нунциев или интернунциев. На практике назначение постоянных поверенных в делах и посланников производится крайне редко. Временные поверенные в делах — это лица, в какой-то период исполняющие функции главы представительства в его отсутствие на территории аккредитующего государства.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на дипломатический, административно-технический (переводчики, бухгалтеры, машинистки и т.д.) и обслуживающий (садовники, повара, уборщицы и т.д.).

 

Согласно Венской конвенции 1961 г. к дипломатическому персоналу относятся послы, посланники, специальные атташе (военный, военно-морской, военно-воздушный), советники (первые, вторые, третьи секретари) и атташе (младший ранг дипломатического представителя).

В соответствии с Венской конвенцией функциями дипломатического представительства являются:

· представительство аккредитованного государства в стране пребывания;

· защита интересов аккредитованного государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

· ведение переговоров с правительством страны пребывания;

· выяснение всеми законными средствами условий и событий в стране пребывания и сообщение о них своему правительству;

· поощрение дружественных отношений с аккредитующим государством.

Назначение главы представительства предварительно подтверждается согласием (агреман) у правительства соответствующего государства на принятие назначаемого лица в качестве такого представителя. Право принимающего государства — принять данное лицо или отказать в выдаче агремана, причем без всяких мотивировок.

С получением агремана аккредитация (назначение) считается состоявшейся. По прибытии в страну пребывания глава дипломатического представительства вручает главе государства свои верительные грамоты. Верительные грамоты — это документ, удостоверяющий назначение дипломатического представителя в данном государстве. Они адресованы властям страны пребывания и содержат просьбу верить тому, что данное лицо будет заявлять от имени своего государства.

Прекращение дипломатической миссии происходит:

· при прекращении государствами поддержания официальных отношений без их разрыва,

· при разрыве дипломатических отношений,

· при вооруженном конфликте,

· исчезновении одной из сторон в качестве субъекта международного права и иногда — при социальной революции в одном из государств либо при неконституционной смене правительства.

В дипломатической практике допускается совмещение (кумуляция) должностей дипломатического представителя одновременно в нескольких государствах.

Дипломатический персонал в стране пребывания образует дипломатический корпус.

Дипломатический корпус - это совокупность членов дипломатических представительств и членов их семей в данном государстве. Согласно обычаю старший по классу и по времени пребывания в данной стране считается главой (дуайеном) дипломатического корпуса.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 6. Дипломатическое право | Консульские функции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.