Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общелогические методы и общенаучные подходы

Конкретные методы в науке

Научный метод как таковой подразделяется на методы, используемые на каждом уровне исследований. Выделяются таким образом эмпирические и теоретические методы.

К методам эмпирического уровня относятся:

1. наблюдение – целенаправленное восприятие явлений объективной действительности;

2. описание – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах;

3. измерение – сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам;

4. эксперимент – наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет воспроизвести эксперимент и проверить его.

К научным методам теоретического уровня исследований относят:

1. формализацию – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности;

2. аксиоматизацию – построение теорий на основе аксиом - утверждений, доказательства истинности которых не требуется;

3. дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В научном исследовании широко используется так называемые общелогические методы и приемы исследования.

- Анализ – реальное или мысленное разделение объекта на составные части, и синтез – их объединение в единое целое.

- Абстрагирование – процесс ответвления от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

- Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности («точка», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Данные объекты не есть «чистые функции», а весьма сложное и очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.

- Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция – восхождение процесса познания от общего к единичному.

- Аналогия (соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод – умозаключение по аналогии.

Его общая схема такова: объект В обладает признаками а, в. с, д; объект С обладает признаками в, с, д; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.

- Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности.

Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) – в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое моделирование. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.

- Классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком (особенно часто используется в описательных науках – многих разделах биологии, геологии, географии, кристаллографии и др.)

-

- Вопрос №3. Общенаучные подходы

Важную роль в современной методологии выполняют так называемые общенаучные подходы, основные положения которых играют роль методологических принципов и применимы ко всем отраслям знания – естествознанию, техническим и социальным наукам.

Вышеназванные научные подходы сформулированы в XX веке: системный анализ – 30-е годы (Л. фон Берталанфи (1901-1972), А.А. Богданов (1873-1928)), кибернетика – середина столетия (Н. Винер, 1948) и самое молодое направление – синергетика – было оформлено в 70-ые годы (школа И. Пригожина).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Научный метод и научная методология | Системный подход: основные понятия и принципы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.