Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три подхода к пониманию наказаний




1-й подход – из последствий (консеквенциализм) – о благе или неправомерности поступка (практики) можно судить исключительно исходя из всего комплекса последствий, вытекающих из него (нее).

2-й подход – из самостоятельной оценки поступков (нон-консеквенциализм, или ретрибутивизм) – виновный, и только виновный, заслуживает наказания.

3-й подход – из идеи изменения самого преступника (коммуникативизм).

Искусство наказывать в режиме дисциплинарной власти, по мысли М. Фуко, не направлено на репрессию. Оно нормализует. Через дисциплины проявляется власть Нормы. Она, по Фуко, присоединилась к ранее существовавшим властям: Закона, Слова и Текста, Традиции.

В осмыслении проблемы преступления и наказания выделяют две крайние позиции: «против» – Ч. Беккариа (1738-1794) и «за» – И. Кант (1724-1804). Благодаря усилиям А. Кёстлера (1905-1983) и А. Камю (1913-1960).

I. СВОБОДА – понятие, фиксирующее возможность деятельности и поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания.

Выделяют два типа свободы: негативную («свобода от...») и позитивную («свобода для...»).

В философии права проблема свободы объявняется через представление о свободе воли (способность человека к самоопределению в своих действиях; понятие классической философии, традиционно рассматриваемое как наиболее важный аспект свободы в целом).

В понимании свободы традиционно выделяют три традиции:

- либерализм (непреходящая ценность и равноправие человеческой личности);

- консерватизм (отрицает лежащую в основе представлений о свободе идею равенства);

- социализм (построение нового, совершенного общества).

II. СПРАВЕДЛИВОСТЬ – соразмерность (пропорциональность) благ и тягот в жизни человека и общества.

Существуют два вида (формы) справедливости:

- распределительная, или дистрибутивная;

- уравнивающая, или ретрибутивная.

Существуют три основных исторически выработанных принципа распределительной справедливости:

- каждому – то же самое (всем поровну);

- каждому – по заслугам;

- каждому – по потребностям.

Джон Ролз (1921-2002) в работе «Теория справедливости» (1971) сформулировал два принципа:

1) «каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других»;

2) «социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они:

а) были к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших;

б) делали доступ к должностям и положениям, открытым для всех в условиях честного равенства возможностей».

Не менее популярна коммуникативная теория справедливости К.-О. Апеля (род. 1922) и Ю. Хабермаса (род. 1929).

III. РАВЕНСТВО – одно из основных понятий социальной философиии самой социальной жизни.

Формальное равенство представляет собой одинаковое отношение к подобным ситуациям.

 

 


 

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2010.

2. Канке В.А. Современная философия. – М.: Омега-Л, 2011.

3. Кочетков В.В. Конституционализм и свобода: критика юридического разума // Вопросы философии. – 2012. – № 7. – С. 17-26.

4. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: базовый курс: Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.

5. Орехов А.М. Справедливость как базисный принцип устройства общества: путь к очевидности // Вопросы философии. – 2010. – № 9. – С. 60-73.

6. Прокофьев А.В. Определения и типологии справедливости в новоевропейской этике (Локк – Юм – Смит) // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 133-143.

7. Философия: Учебник / Под ред. Л.А. Деминой. – М.: Проспект, 2012.

8. Философия: Учебник для вузов / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Проспект, 2012.

9. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. – М.: Ad marginem, 1999.

10. Хабермас Ю. Концепт человеческого достоинства и реалистическая утопия прав человека // Вопросы философии. – 2012. – № 2. – С. 66-80.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.