Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос №3. Самореализация человека

Термин «самореализация» (self–realisation) впервые был приведен в «Словаре по философии и психологии», изданном в 1902 году. В настоящее время этот термин отсутствует в отечественной справочной литературе, в то время как в зарубежной он трактуется неоднозначно.

Под самореализацией гуманистическая психология понимает состояние осуществления внутренней природы человека.

Говоря проще, самореализация – это раскрытие собственных возможностей.

Однако есть один предшественник теории самореализации в отечественной философии. Это Г.С. Сковорода (1722–1794), русско-украинский мыслитель, который традиционно рассматривается как «…первый философ на Руси в точном смысле слова» (В. Зеньковский)[5].

Цель стремлений человека – «найти самого себя». Все проблемы человека связаны с деятельностью, противоречащей установкам его души. «Сродность» рассматривается Сковородой как божественный закон, который в то же время является и законом для природы и человеческого общества. Если данный закон выполняется, то в мире устанавливается мир, а в индивидуальном плане – счастье.

Абрахам Харольд Маслоу (1908–1970) – американский психолог, который изложил свои представления в книге «Мотивация и личность» (1954)[6]. Идеи А.Х. Маслоу получили распространение не только в США и Европе, но и в Японии, где стали теоретической основой организации производства в масштабе всей страны.

Он выделяет пять уровней потребностей, не ставя их в иерархическую последовательность:

1. физиологические потребности (органические), которые необходимы для физического выживания человека: голод, жажда, половое влечение, сон, отдых, потребность в жилье;

2. потребность в безопасности (самосохранении): безопасность существования и уверенность в будущем, комфорт, постоянство условий для удовлетворения физиологических потребностей;

3. потребность в социальных контактах (потребность в принадлежности к группе и любви): общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, любовь и дружба, совместная деятельность;

4. потребность в уважении (престижные потребности): компетентность, уважение со стороны других (авторитет), признание результатов, достижение успеха и высокой оценки деятельности, стремление к самостоятельности, служебный рост;

5. потребность в самореализации (личностном росте), объединяющая разноплановые духовные потребности: потребность в познании, эстетические потребности и самоактуализация (стремление человека максимально раскрыть, реализовать самого себя, стать тем, кто он потенциально есть).

Следует сказать, что потребность в познании и эстетическую потребность сам автор рассматривал как самостоятельные. Но ввиду их близости к потребности самореализации их часто объединяют в один блок.Физиологические потребности и потребность в безопасности относятся к первичным (позднее А. Маслоу назовет их «потребности нужды»). А следующие три группы потребностей – потребность в социальных контактах, потребность в самоуважении и потребность в самоактуализации – являются вторичными (соответственно, «потребности роста»).Согласно интерпретации А.Х. Маслоу, потребности можно расположить иерархически, в виде пирамиды. В ее основании лежат первичные потребности («потребности нужды»), а на вершине – вторичные («потребности роста»). Иерархическая версия изложения теории потребностей стала классической и воспроизводится практически во всех учебника и учебных пособиях по психологии и теории управления (Рисунок 1).Рисунок 1 Пирамида потребностей (по А.Г. Маслоу) Согласно пирамиде потребностей А. Маслоу, человек стремится к удовлетворению нереализованнных на данный момент потребностей. На практике это означает, что для человека (при прочих равных условиях) приоритетны потребности более низких уровней. А уже потом, по мере их удовлетворения, они стимулируют удовлетворение потребностей более высоких уровней. При конфликте потребностей разных иерархических уровней побеждает потребность более низкого уровня. Данная закономерность достаточно четко проявляет себя в индивидуальном развитии человека (онтогенезе). В этой связи самоактуализация может стать мотивом поведения лишь в том случае, когда удовлетворены все прочие уровни потребностей. Однако зависимость далеко не всегда носит линейный характер: человек может удовлетворять более высокие потребности при частичном неудовлетворении более низких. Особенно это касается потребности в самоактуализации. Формируется своеобразная автономия процессов самоактуализации. А. Маслоу описывает немалое количество подобных примеров из жизни великих людей (А. Линкольн, Л. Ван Бетховен, А. Эйнштейн и другие). Для объяснения этого парадокса автор предлагает дополнительную гипотезу: согласие на ограниченное удовлетворение потребностей более низкого уровня ради потребностей более высокого уровня связано с тем, что потребности более низкого уровня получили достаточно полное удовлетворение в прошлом. И потому их частичная блокировка несущественна в системе потребностей конкретного человека.А. Маслоу констатирует: жизнь и деятельность человека на более высоком «этаже» пирамиды потребностей делает его жизнь более качественной даже с биологической стороны (продолжительность жизни, сон, аппетит, болезни и иные показатели объективного и субъективного качества жизни). Кроме того, она гораздо чаще приносит человеку радость и счастье.Самая высокая потребность – потребность самовыражения и роста человека как личности – никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен. Среди качеств и личностных особенностей, которые присущи самоактуализирующимся личностям, автор выделяет[7]:- точность восприятия реальности;- принятие жизни и других людей как они есть;- центрирование на проблеме;- склонность к уединению;- автономия;- свежесть восприятия;- пиковые переживания (по типу экстатических);- скромность и уважение к окружающим;- разборчивость в средствах достижения цели;- чувство юмора;- креативность;- признание и принятие собственных несовершенств.

Возрастные кризисы в жизни человека. Для введения представления о кризисах возрастного развития исходным является членение периода развития на отдельные этапы.

Примем за исходную посылку, что при переходе от одной возрастной стадии развития к другой существуют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения.

Традиционно такие исследования концентрировались в рамках кризисов детства (кризис трех лет, подростковый и т.п.). Однако многие авторы (Ниемеля, 1982; Эриксон, 1996), рассматривая периодизацию жизни взрослого человека, пишут не просто о наличии в ней возрастных кризисов, но и об их необходимости для продолжения процесса развития. Действительно, в течение кризисных периодов человек совершает важную духовную работу: выявляет противоречия между тем, кто он есть на самом деле и кем хотел бы быть, что имеет и что хотел бы иметь. В эти периоды он начинает понимать, что некоторые моменты своей жизни он переоценивал, а другие – недооценивал. Человек может осознать, что не проявляет свои способности, не реализует идеалы. При этом у него может появиться смутное чувство, что с ним что-то не так. И лишь когда человек начинает понимать, что ему необходимо изменить что-то не в социальном окружении, а в себе самом, лишь тогда он начинает строить новую жизнь на реальной основе.

Сущностью каждого кризиса является выбор, который человек должен сделать между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Принятое решение сказывается на успешности и развитии всей последующей жизни.

Следует еще раз подчеркнуть, что нами рассматривается нормативный кризис, неизбежно возникающий на жизненном пути большинства людей.

В качестве рабочего определения кризиса примем следующее: кризис это столкновение двух реальностей: психической реальности человека с его мировоззрением и поведением и той части объективной действительности, которая противоречит его предыдущему опыту.

Эта действительность уже воспринята человеком, но не преобразована, и преобразование ее затруднено или сейчас невозможно, так как для этого требуются качественно иные механизмы, в данный момент отсутствующие.

Основными характеристиками кризисных периодов, по Выготскому, можно назвать:

- наличие резких изменений в короткие отрезки времени;

- неотчетливость границ кризиса, т. е. трудность определения моментов его наступления и окончания;

- конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка, выпадение его из системы педагогического воздействия;

- наличие разрушения в развитии: «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии» (Выготский, 1984).

Положения Выготского применимы и для понимания закономерностей развития взрослых.

Динамика личностного кризиса. Л.С. Выготский (1984) ввел деление кризисного возраста на предкритическую, собственно критическую и посткритическую фазы. В предкритической фазе возникает противоречие между объективной и субъективной составляющими социальной ситуации развития (средой и отношением человека к среде). В собственно критической фазе это противоречие обостряется и проявляется, обнаруживая себя, и достигает своего апогея. Затем в посткритической фазе противоречие разрешается через образование новой социальной ситуации развития, через установление новой гармонии между ее составляющими.

Предкритическая фаза состоит в том, что человеку открывается неполнота той реальной формы, в которой он живет. Такое открытие возможно лишь на основе возникновения представления об иной, новой идеальной форме. Человеку открылось нечто иное, ожидающее его в будущем, образ нового поведения. До подобного открытия человек довольствуется сегодняшними проблемами и их решениями. В переломные моменты жизни этого оказывается недостаточно. Иное, будущее, предстоящее оказывается привлекательным, притягивающим. Обнаружить это открытие будущего можно лишь косвенно, поскольку оно нерефлексивно. Этот этап можно назвать этапом эмансипации: в предшествующий стабильный период ребенок был полностью погружен в текущую ситуацию, теперь эта ситуация представляется ему пока еще как привлекательная, но уже лишь как одна из многих.

Далее наступает критическая фаза, состоящая из трех этапов.

На первом этапе происходит попытка непосредственно реализовать наиболее общие представления об идеальной форме в реальных жизненных ситуациях. Открыв новое, иное, отсутствующее у него, человек сразу же пытается «попасть» в это другое измерение. Специфика этого этапа связана с особенностями самой идеальной формы, с тем, что идеальная форма существует в культуре не сама по себе, а в разнообразных воплощениях.

Далее наступает этап конфликта – необходимое условие нормального развития в кризисе, позволяющее человеку и окружающим его людям предельно обнажить собственные позиции. Позитивный смысл этого этапа состоит в том, что для человека раскрывается невозможность прямого воплощения идеальной формы в реальную жизнь. До конфликта единственной преградой для материализации идеальной формы остаются внешние ограничители – старые формы жизни и взаимоотношений. Конфликт создает условия для дифференциации этих ограничителей. Посредством конфликта обнаруживается, что часть из них действительно была связана с теряющими свою актуальность табу (и они затем убираются), но какая-то часть связана и с собственной недостаточностью (неумением, отсутствием способностей). В конфликте с предельной ясностью обнажаются и эмоционально переживаются преграды к реализации идеальной формы. Внешние преграды затем убираются, но остаются внутренние, связанные с недостаточностью собственных способностей. Именно в этот момент и возникает мотивация новой деятельности, создаются условия для преодоления кризиса. Именно в фазе конфликта происходит обнаружение человеком нового «жизненного значения» (Запорожец, 1986).

Прежде чем критическая фаза завершится, должен произойти третий этап – рефлексия собственных способностей, должно возникнуть новообразование кризиса. Здесь мы рассматриваем рефлексию как этап кризиса, представляющий собой интериоризацию конфликта между желаемым и реальным. Интеллектуальная рефлексия может быть лишь одной из форм рефлексивного отношения к собственным возможностям.

Кризис завершается посткритической фазой, представляющей собой создание новой социальной ситуации развития. В этой фазе завершается переход «реальное-идеальное» и «свое-иное» (Эльконин, 1994), принимаются новые формы культурной трансляции идеальной формы (новая ведущая деятельность), происходит поиск нового «значимого другого». Реализуется новая форма – идеальная, а не идеализированная, полноценная, а не формальная.

В детском и юношеском возрасте выделяют большие кризисы (кризис новорожденности, кризис трех лет, подростковый кризис в 13–14 лет) и малые кризисы (кризис одного года, кризис семи лет, кризис в 17–18 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка (подростка) и общества. Малые кризисы проходят внешне спокойнее, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.

Оценка кризисного состояния личности оценивается по следующей матрице.

Рисунок 2

Четыре статуса эго-идентичности во время кризиса

    Пережит ли кризис?
    ДА НЕТ
Принято ли решение? ДА Достижение идентичности Предрешенность
  НЕТ Мораторий Диффузия идентичности

Диффузия идентичности характеризуется «отягощенностью отсутствием обязательств». Индивидуум с диффузией идентичности может переживать или не переживать кризис, но в любом случае здесь наблюдается минимум или даже отсутствие принятых индивидуумом ценностей и ролей, отсутствие заветной мечты.

Предрешенность –состояние юноши или девушки, уже утвердившихся в своих основных ориентациях. Однако при этом отсутствуют признаки (или их очень мало) того, что они переживали кризис. Примером «предрешенной идентичности» может служить студент колледжа, решивший стать зубным врачом, потому что это профессия его отца и деда.

Статус моратория на идентичность предполагает, что человек находится в данное время в состоянии кризиса (выбирает между альтернативами), и его предпочтения слишком слабы и неопределенны. Студентка колледжа, видящая себя в будущем химиком, министром или журналисткой, –пример, иллюстрирующий состояние упорной и продолжительной внутренней борьбы с неопределенностью выбора, характерной для этого статуса.

Наконец, статус достижения идентичности относится к людям, пережившим период кризиса и сделавшим определенный выбор в отношении профессиональных и идеологических целей и позиций.

Основные кризисы современного человека. У взрослых большинство исследователей выделяет три основных кризиса: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости, а также ряд менее значимых критических периодов.

Стадия ранней зрелости, или молодость (20–30 лет), соответствует вступлению человека в интенсивную личную жизнь и профессиональную деятельность, периоду «становления», самоутверждения себя в любви, сексе, карьере, семье, обществе.

В зрелые годы выделяют также кризис (примерно в 33–35 лет), когда, достигнув определенного социального и семейного положения, человек с тревогой начинает думать: «Неужели это все, что может дать мне жизнь? Неужели нет ничего лучшего?» Затем наступает недолгий (около десяти лет) период стабилизации, когда человек закрепляет все то, чего он достиг, уверен в своем профессиональном мастерстве, в своем авторитете, имеет приемлемый уровень успеха в карьере и материального достатка, нормализуется здоровье, положение в семье, сексе.

Вслед за периодом стабильности наступает критическое десятилетие «среднего возраста» (45–55 лет), когда появляются первые признаки ухудшения здоровья, потери красоты и физической формы, отчуждения в семье и в отношениях с повзрослевшими детьми, приходит опасение, что уже ничего лучшего не получишь в жизни, в карьере, в любви. В результате возникает чувство усталости от надоевшей действительности, депрессивные настроения, от которых человек прячется либо в мечтах о новых любовных победах, либо в реальных попытках «доказать свою молодость» через любовные интриги или взлет карьеры.

Завершающий период зрелости (55–65 лет) – период физиологического и психологического равновесия, снижения сексуального напряжения, постепенного отхода человека от активной трудовой и социальной жизни.

О возрасте 65–75 лет говорят как о первой старости. После этого возраст считается преклонным – человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах и либо принимает свою жизнь как неповторимую судьбу, которую не надо переделывать, либо осознает, что жизнь прошла неверно, зря.

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «Я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие личности: психосоциальные стадии | Воспитание и самовоспитание
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 921; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.