Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1.Основные виды услуг в экскурсионном сервисе

 

Одним из главнейших факторов, от которого во многом зависит общее впечатление туристов от поездки является экскурсионное обслуживание и работа гида с группой.

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в РФ» (гл. II, ст. 4) говорится о том, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного и социального туризма, а также о налоговых льготах на развитие данных видов туризма. Это дает надежду на значительное оживление внутреннего туристского рынка и дальнейшее развитие туристско-экскурсионной деятельности в стране[1].

Кроме размещения и питания турфирма должна предоставить туристу возможность наиболее полного знакомства с историей, национальными особенностями населения, с природой, архитектурными памятниками места его пребывания, а также возможность разнообразного отдыха и развлечений.

Задачами индустрии туризма являются повышение культурного уровня человека, более полное удовлетворение духовных потребностей, оказание положительного влияния на его систему ценностей, знаний, общественное поведение. Эти задачи во многом решаются с помощью экскурсионного обслуживания, которое является сердцевиной туристических программ. Лишь сложные спортивные походы да немногочисленные специализированные туры, такие как охотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальных видов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного, экологического, религиозного, конгрессного, образовательного и других – экскурсии обязательно включаются в программы поездок и оказывают формирующее влияние на личность, обогащают ее новыми знаниями и впечатлениями.

Современный туристский рынок требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие экскурсионный продукт, должны иметь свою марку, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта.

Термин «экскурсия» происходит от лат. «экскурсио», что в переводе с латинского означает «поездка», «вылазка»[2].

За прошедшие столетия российские практики и ученые неоднократно пытались дать формулировку слова экскурсия, но каждый раз жизнь перечеркивала сложившиеся взгляды и у экскурсии появлялись новые задачи. В конце 19 в. Экскурсию определяли как «проходку, прогулку, выход на поиск чего-либо, для собирания трав и прочее». Т.е. она преследовала практические задачи. Затем перед экскурсией вставали научные задачи, такие как выявление экспонатов для краеведческого музея.

Поиски новых форм самообразования выдвинули перед экскурсией общеобразовательную цель.

На сегодняшний день специалисты говорят лишь об основных особенностях, чертах экскурсии. Сейчас в российском экскурсоведении сложилась точка зрения, что экскурсия – это форма познания мира, основанная на методе показа и рассказа, но сам объект показа должен находиться в среде бытования.

Общими признаками для всех экскурсий являются: (разработал известный исследователь экскурсоведения Б.В.Емельянов)

1) наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

2) наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию;

3) протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 3—4 часов);

4) протяженность экскурсии в пространстве - движение участ­ников экскурсии по заранее составленному маршруту;

5) показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее, на выставке) расположения;

6) целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии);

7) активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).

8) единство показа и рассказа. Если отсутствует показ, то этот вид культурно-просветительской и учебной работы превращается в лекцию или беседу. Но лишенная глубокого анализа, пояснений, объяснений увиденного экскурсия предстает перед ее участниками просто осмотром достопримечательностей.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

— у автобусных — обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

— у музейных — знакомство с материалами, расположенными на стендах;

— у производственных — демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций [3] .

1) Информационно-познавательная функция.

2) Воспитательная функция.

3) Развлекательно-досуговая функция.

4) Коммуникативная.

5) Эстетическая.

Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. Во взаимной связи друг с другом.

Принцип научности. Важным качеством экскурсии как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии — способствовать распространению научных знаний. Содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.

Принцип идейности. Идея — это четкий план действий для достижения поставленной цели. В. Даль рассматривал идею «как понятие о вещи, умопонятие, представление, воображение предмета, умственное воображение».

Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии – тексты и методическая разработка.

Не менее важно, чтобы экскурсовод строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявлял свою личную идейную убежденность. В рассказе экскурсовода, в анализе объектов находит свое выражение не только эрудиция экскурсовода, но и тенденциозность как объективное проявление его активной жизненной позиции. Идейный экскурсовод — это специалист, который в своей деятельности и во всех своих поступках руководствуется четкими принципами.

Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в России. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.

Определенные трудности появляются при попытке увязать излагаемый материал с современностью. Нужно иметь в виду, что прошлое и настоящее в экскурсии, независимо от освещаемой темы, так или иначе увязываются между собой.

Материал, характеризующий современность в экскурсиях, находит отражение в трех аспектах: первый аспект – вся тема экскурсии целиком посвящена событиям современости («Калуга строится», «Генеральный план реконструкции города в действии»); второй аспект — современности посвящена часть экскурсии, одна или несколько подтем. Эта форма характерна для обзорной экскурсии по городу, району («Мурманск — столица Заполярья»), («Край наш Раменский»). В экскурсии показывается прошлое (история), настоящее (современность) и будущее города, района (перспектива). Показу современности отведена часть экскурсии. И, наконец, третий аспект — экскурсия полностью посвящена показу исторических событий, памятников истории. Связь с сегодняшним днем находит выражение в том, что события прошлого (порой многовековой давности) оцениваются с позиции современности, на основе достижений науки. Комментарии и выводы учитывают доминирующие точки зрения сегодняшнего дня. Например, в экскурсии «Декабристы в Иркутске» дается следующая оценка: «Русские дворяне-революционеры подняли в декабре 1825 г. восстание против самодержавия и крепостничества... Движение декабристов было первым вооруженным выступлением революционеров в России...».

Эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.

Убедительность экскурсионного материала обеспечивается также: отбором наиболее важных фактов, раскрывающих тему; использованием убедительных сравнений; умелым подбором доказательств; ссылками на авторитетные источники, воспоминания участников и очевидцев событий; демонстрацией фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.

Для каждой экскурсии характерен доверительный тон сообщения знаний. Предположения, версии, варианты не должны подменять главного — раскрытия темы на основе научных данных. Полемические тенденции наносят вред восприятию экскурсионного материала. Историк искусств А. В. Бакушинский, разрабатывая методику музейных экскурсий, высказывается против внесения в экскурсии критико-полемических тенденций. Такой прием очень редко достигает цели, распыляя силы и внимание экскурсантов.

Главное требование к экскурсии — истинность, достоверность фактов, сообщаемых экскурсантам. Именно это приковывает внимание к теме, служит основой для ее восприятия[4].

Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.

Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.

Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента «путешественности», возможность выбора в соответствии со своими интересами — все это делает экскурсию популярным занятием для людей.

Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно возрастает роль экскурсии в организации культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5 — 6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников.

Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.

Экскурсия — это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в. качестве тематически встроенных и методически оправданных частей могут быть включены: а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком; б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941 — 1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы; в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы; г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов; д) прослуши ванне выступлений государственных и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы.

Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии — сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной отрасли знаний. Побывав на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия — это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, — функция формирования интересов; для иностранных туристов — функция информации и т. д.

Лекция 2. Сущность, признаки, виды экскурсий; структура экскурсии; методические приемы и техники проведения экскурсии

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСКУРСИЙ

Еще создатели русской экскурсионной школы в к.19 в. Отмечали, что самые различные по тематике экскурсии можно объединить в группы по составу экскурсантов, по методике показа или рассказа, по отбору экскурсионных объектов. Основные признаки, используемые для классификации экскурсий[5]:

1) по содержанию.

2) По способу передвижения

3) По месту проведения

4) По составу участников

5) По продолжительности

6) По форме проведения

 

1) В первую очередь в рекламной продукции указывается вид экскурсий в зависимости от ее содержания.

- тематическая;

- обзорная.

Обзорные экскурсии в настоящее время составляют подавляющее большинство экскурсий продаваемых на рынке туруслуг. Это связано с тем, что большинство туристов пользуются той или иной экскурсией всего лишь один раз.

Тематическая экскурсия встречается гораздо реже. Ее предназначение – дать углубленные знания по какой-либо проблеме. Тематические экскурсии бывают по отдельным видам знаний или человеческой деятельности (производственные – когда экскурсанты, посещая фабрику «Красный Октябрь» знакомятся с производством конфет).

Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо од­ной темы в области истории, культуры, природопользования того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии, ее традиционно относят к одному из типов:

- исторические,

- архитектурно-градостроительные,

-искусствоведческие, литературные,

-природоведческие

- производственные (технологические).

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на

- историко-краеведческие;

- археологические (с показом вещественных исторических источников — раскопок); - этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов;

- военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы;

- историко-биографические (по местам, свя­занным с жизнью и деятельностью известных людей);

- экскурсии в исторические музеи.

Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на экс­курсии с показом архитектурного облика данного города; экскур­сии с показом памятников архитектуры определенного историче­ского периода; экскурсии, дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии, знакомящие с планиров­кой и застройкой городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам.

Искусствоведческие экскурсии имеют следующие подтемы: историко-театральные, историко-музыкальные, по местам бытования народных художественных промыслов, по местам жизни деятелей

искусства, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, ис­кусствоведческие музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии подразделяются на литературно-био­графические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные, посвящен­ные определенным периодам развития русской литературы; литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя).

Природоведческие экскурсии делятся на ботанические, зоологичес­кие, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятникам природы.

Производственные экскурсии могут быть производственно-историческими, производственно-экономическими, производст­венно-техническими и профессионально-ориентационными для учащихся.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного типа редко существуют изолированно, практика показывает, что границы между ними бывают размыты. Так, исторический матери­ал используется в архитектурно-градостроительных, искусствовед­ческих, литературных, производственных экскурсиях.

2) По способу передвижения.

- В экскурсоведении сложилась традиция обязательно указывать для потребителя способ передвижения в экскурсии. В СССР широко были распространены железнодорожные экскурсии, которые сейчас из-за дороговизны резко сократились или стали спецификой в турбизнесе отдельных регионов (например, в этом году относительно широко предлагались туры в Забайкалье, с включением экскурсий по Кругобайкальской железной дороге).

- пешеходная экскурсия предназначается дл детального осмотра группы памятников, расположенных на относительно небольшом пространстве, например по Соборной площади Владимира. Ее недостатками является невозможность показать крупные города..

3) По месту проведения

-музейные экскурсии;

- городские;

- загородные.

4) По составу участников

По составу участников в первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов.

5) По форме проведения

По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзор­ных и тематических) выделяются экскурсии-прогулки, в основном на природоведческие темы, в лес, в парк, на озеро, по морю, по ре­ке. Во время экскурсий-прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом.

В 60—80-е гг. XX в. проводились экскурсии-массовки, участни­ки которых одновременно передвигались по маршруту на 10—20 автобусах, в каждом из которых работал экскурсовод. В такие экскурсии, кроме осмотра объектов, могли входить: проведение митингов у памятников, мест захоронений, встреч с героями и участниками исторических событий, выступление участников художественной самодеятельности, участие в фольклорных пра­здниках и театрализованных представлениях.

Экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослу­шиванием музыкальных произведений в салоне автобуса во время дальней экскурсии.

Рекламная экскурсия проводится с целью привлечения клиен­тов или деловых партнеров.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятель­ности для различных групп экскурсантов. С этой точки зрения выделяются:

- экскурсия-урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учеб­ного заведения;

экскурсия-демонстрация в наиболее наглядной форме знако­мит группу с природными явлениями или производственными процессами;

пробная экскурсия проводится на завершающем этапе ин­дивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий и представляет собой форму проверки знаний и навыков у студен­тов или работающих экскурсоводов при разработке ими новой экскурсионной темы.

В заключении еще раз отметим, что деление экскурсий на четко определенные группы на практике носи условный характер, однако оно необходимо, т.к. имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Материалы для ухода за лакокрасочными покрытиями | Виды деятельности туристско-экскурсионного предприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1992; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.