Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономическое и политическое развитие

План

Тема 20: Политическая история России в начале XX века

Культура России во второй половине XIX в.

Либеральные реформы 60–70-х гг. XIX в., экономическое развитие, формирование новых общественных отношений, либеральное и революционное движение – все это в значительной степени способствовало развитию культуры, определяло ее приоритеты.

Устав гимназий и прогимназий, утвержденный 19 ноября 1864 г., разделил средние учебные заведение – гимназии – на классические и реальные с семилетним сроком обучения. Создавались также прогимназии, программа которых соответствовали четырем классам гимназии. В гимназии принимались дети всех сословий и вероисповеданий. В классической гимназии преобладали предметы гуманитарного цикла, велась подготовка к поступлению в университеты. Реальные гимназии готовили специалистов для промышленности и торговли. Плата за обучение была довольно высокой. В 1865 г. Насчитывалось 96 гимназий, в середине 90-х гг. – около 600.

В 1890 г. средний уровень грамотности составлял 21,1%. При этом в городе грамотных было в два раза больше, чем в деревне. В конце XIX в. в России действовало более 500 публичных библиотек и около 3 тыс. земских читален.

После 1881 г. произошли изменения в сфере просвещения. С 1884 г. церковно-приходские школы перешли в ведение Синода. Расширилось преподавание Закона Божьего в государственных школах. Циркуляр Министерства народного просвещения от 5 июня 1887 г. ввел ограничения на прием в гимназии, чтобы не допустить «поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Плата за обучение была повышена. Университетский устав 23 августа 1884 г. фактически уничтожал автономию университетов. Для поступления в университет требовалась справка из полиции о благонадежности. Собрания студентов запрещались. В 1885 г. Для них была введена особая форма. С 1887 г. плата за обучение возросла вдвое, кроме того, правительство снизило университетам ассигнование. По распоряжению властей в 1886 г. был прекращен прием на все высшие женские курсы, кроме Бестужевских (в Петербурге)

 

 

1. Социально-экономическое и политическое развитие.

2. Первая российская революция 1905 – 1907 гг., ее характер и движущие силы.

3. Аграрная реформа П.А. Столыпина.

4. Первая мировая война.

5. Февральская революция 1917 года.

 

В социально-политическом строе России переплетались старые и новые черты. Сохранялась сословная градация общества и привилегированное положение отдельных социальных групп. Отсутствовали демократические свободы, была запрещена (до 1905 г.) деятельность политических партий и профессиональных союзов. Вся законодательная и исполнительная власть была сосредоточена в руках царя, самодержавно правившего Россией и опиравшегося в основном на дворянство. Новые черты в социальной структуре возникали вследствие изменений в экономике страны. Модернизация ускорила образование классов капиталистического общества – буржуазии и пролетариата. Она же вызвала размывание сословного деления, изменение социального лица помещиков и крестьян. Дворяне владели большим земельным фондом и играли заметную роль в сельском хозяйстве. Они во многом определяли политическую жизнь страны, занимали ключевые посты в центральных и местных органах управления. Под влиянием развития капитализма дворянство все более было готово к политическому сотрудничеству с буржуазией. Крестьяне являлись самой многочисленной социальной группой (около 80 % населения). Они были основным податным и наиболее бесправным сословием. До реформы 1906 – 1910 гг. они не могли свободно распоряжаться своими наделами и платили выкупные платежи, подвергались телесным наказаниям (до 1905 г.). К 1913 г. численность наемных рабочих составляла примерно 18 млн. чел., из них индустриальных рабочих – 4,2 млн. чел. По утверждению В.И. Ленина, сила промышленного пролетариата заключалась в том, что он уже сложился как класс, господствовал «над центром и нервом всей хозяйственной системы капитализма», был наиболее политически сознателен и организован (имел свою политическую партию). Не менее примечательная была и промышленная российская буржуазия. Она начала складываться на базе торговой буржуазии и оформилась в класс во 2-й половине XIX века.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Русско-турецкая война 1877–1878 гг | Первая российская революция 1905 – 1907 гг., ее характер и движущие силы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.