Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 7 1 страница




План 6

План 5

План 4

План 3

План 2

Введение

§ 1. Понятие, содержание, субъекты права собственности на природные объекты и ресурсы.

§ 2. Понятие и виды права природопользования. Права и обязанности природопользователей.

 

Введение

 

Одной из причин экологического кризиса в России считается бывшая монополия государственной собственности в лице Союза ССР на природные объекты и ресурсы, средства производства со¬циалистической системы хозяйствования. Государство являлось еди¬ноличным собственником земли, недр, вод, лесов, животного мира, а также предприятий, учреждений, организаций, через которые оно осуществляло эксплуатацию природных объектов и их ресурсов. Причем потребительские интересы государства были приори¬тетными и сводились к лозунгу: "Все взять от природы — наша задача'. Привлечение к ответственности за нарушение требований охраны окружающей природной среды и нерациональное природо¬пользование сводилось к "перекладыванию денежных средств из одного государственного кармана в другой". В этот период господ¬ствовал один метод регулирования экологических отношений меж¬ду обществом и природой — административно-правовой, который основывался на отношениях власти и подчинения, запретах и раз¬решениях.

Распад социалистического строя в нашей стране повлек за со¬бой денационализацию природных богатств и в первую очередь - приватизацию земли. Вместо единой исключительно государствен¬ной собственности установились частная, государственная, муни¬ципальная и иные формы собственности на землю и другие при¬родные ресурсы. Земля перешла в категорию имущества и стала предметом купли-продажи, аренды, залога, наследования и других гражданско-правовых сделок. Природные ресурсы включились в гражданский оборот, что привело к изменению содержания эко¬логических отношений. В их регулировании все большее значение при¬обретает гражданско-правовой метод, основанный на равенстве сто¬рон, экономических договорных способах их возникновения и пре¬кращения.

Современное экологическое законодательство, несмотря на провозглашенные Конституцией Российской Федерации различные формы собственности на землю и другие природные ресурсы, под¬ходит к решению этого вопроса осторожно. Учитывается необходи¬мость обеспечения экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду, соблюдения интересов всех народов России, государственной защиты окружающей природной среды. Поэтому недра, воды, леса, животный мир преимущественно отнесены к государственной собственности, тем более, что охрана окружаю¬щей природной среды является, прежде всего, задачей государства. Согласно требованиям экологического законодательства введены определенные ограничения и запреты на отчуждение этих видов природных объектов и ресурсов.

 

§ 1. Понятие, содержание, субъекты права собственности

на природные объекты и ресурсы

Собственность – основа любого общественного строя и общества. Она возникла ещё на заре развития человечества, выразившись сначала в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а позднее и в коллективном (в охоте племени на крупных животных, добыча которых была не под силу одному человеку). Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует той или иной формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы.

Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом. Собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.

Право собственности на природные ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права — конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как о комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собст¬венности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности на природные ресурсы определе¬ны Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие при¬родные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, го¬сударственной и иных формах собственности. В законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации полномочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле понимается совокуп¬ность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Праву собственника на владение, пользование и распоряжение природными ресурсами корреспондирует возлагаемая на него законодательством обязанность обеспечения рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окру¬жающей среды. Эта обязанность практически означает, что в процессе природопользования, если собственник сам реализует своё правомочие пользования, он обязан выполнить соответствующие требования, предусмотренные законодательством. Если собственник природных ресурсов передает их в пользование дру¬гим лицам, что, как правило, особенно часто встречается приме¬нительно к государственной собственности, то на него возлагается обязанность обеспечить контроль за выполнением пользователем положений законодательства о рациональном использовании природных ресурсов, их воспроизводстве и охране окружающей среды.

Право собственности можно рассматривать и как систему правоотношений между субъектами собственности, возникающих по поводу присвоения и отчуждения природных объектов и ресурсов. Как и любое правоотношение, право собственности включает в себя три основных элемента: объект, субъект, содержание.

Вопрос об объектах права собственности на природные ресур¬сы можно рассматривать в двух аспектах: какие именно природ¬ные ресурсы в соответствии с законодательством являются объек¬тами права собственности и какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ в частной, государствен¬ной, муниципальной и иных формах собственности могут нахо¬диться земля и другие природные ресурсы.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории.

Проблемным в юридической науке оказался вопрос об атмосферном воздухе как объекте права собственности. В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» объектом права собственности воздух не является. Это обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение – одно из важнейших правомочий собственника.

В соответствии с российским правом природные объекты и предметы социальной среды как объекты собственности могут находится в гражданском обороте. В то же время нельзя не видеть разницы между богатейшими российскими недрами и металлургическим заводом, перерабатывающим добытые недра, как объектами права собственности и как имуществом, находящимся в гражданском обороте. Один объект создан природой, без малейшего приложения труда человека, другой – гением человека.

Поэтому природный объект в отличие от товаро-материальных ценностей обладает тремя признаками:

1. Естественное происхождение. Природные объекты образовались в результате естественных эволюционных процессов. Результатом данных процессов стала одна из особенностей природных объектов, отличающих их от товаро-материальных ценностей, - отсутствие стоимости как общественно необходимых затрат человеческого труда для производства вещи.

Конечно, подобное свойство не безупречно. Оно не исключает возможность применения труда для восстановления и воспроизводства природного вещества некоторых объектов естественного мира (лес, животный мир). Но такая деятельность не создаёт, а возвращает то, что когда-то потреблялось человеком.

Но всё же естественное происхождение, хотя и предполагает, ещё не предрешает принадлежности элементов материального мира к природным объектам. Земля, заполняющая цветочные горшочки, вода, вытекающая из водопроводного крана, звери в клетках и вольерах зоопарка и другие компоненты природной среды также возникли естественным путём. Но никто их не относит к природным объектам экологического права.

Решающее значение имеет второй признак.

2. Экологическая взаимосвязь с окружающей природной средой. Она позволяет им функционировать в составе естественных экосистем, обеспечивающих качество окружающей среды. Этот признак помогает разграничить объекты охраны природной среды от тех компонентов природы, которые, оставаясь в ранге естественного происхождения, по воле человека вышли из механизма взаимосвязи с окружающей средой и перешли из мира естественного в мир социальный, где действуют уже другие законы развития материи.

3. Выполнение функции жизнеобеспечения. Данный признак проявляется в способности природного объекта работать на качество окружающей среды. Таким образом, те явления природы, исходящие от охраняемого природного объекта, которые противостоят интересам человека и требованиям качества среды его обитания, не могут входить в охраняемую окружающую среду. Это: эрозия почв, заболачивание земель, пылевые бури, землетрясения, извержения вулканов и т.д. Более того, эти явления становятся объектами борьбы человека с нежелательными и экологически вредными для его существования естественными процессами.

Субъект права собственности на природные объекты и ресурсы является вторым неотъемлемым элементом экологических правоотношений. Гражданское и экологическое законодательство выделяет три основные группы субъектов права собственности:

1. Российская Федерация и её субъекты. От их имени в отношениях по поводу собственности на природные объекты и ресурсы участвуют Президент РФ, соответствующие представительные и исполнительные органы государственной власти (Федеральное собрание, Правительство РФ, законодательные собрания, администрации субъектов и т.п.).

2. Муниципальные образования в лице представительных и исполнительных органов местного самоуправления на уровне города, района, села и пр.

3. Граждане и юридические лица.

В соответствии с субъектами права собственности различают три основные формы собственности на природные объекты и ресурсы: государственная; муниципальная и частная. Провозглашение Конституцией РФ «иных форм собственности» на природные ресурсы предполагает наличие и других субъектов права собственности: «народы России, проживающие на соответствующей территории». Федеральный закон «О животном мире» и Лесной кодекс выделяют и «коренные малочисленные народы и этнические общности».

Субъекты права собственности в отношении природных объектов и ресурсов обладают различными правами и обязанностями, которые конкретизируются природоресурсовым законодательством в зависимости от вида природного объекта. Среди общих прав собственников выделим следующие:

- свободное владение, пользование и распоряжение природными объектами и ресурсами при условии соблюдения требований экологического законодательства и не нарушения прав и законных интересов иных лиц;

- самостоятельный выбор способов и методов хозяйствования на тех же условиях;

- возведение строений и сооружений на праве собственности;

- проведение мелиоративных и других необходимых работ в целях рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;

- право на возмещение их стоимости и понесённых убытков при изъятии этих объектов для государственных и общественных нужд, при совершении экологических правонарушений со стороны других лиц;

- право на охрану объектов законными способами и методами.

Среди общих обязанностей выделим такие как:

- нести бремя их содержания и риск порчи;

- рационально использовать, строго в соответствии с целевым назначением;

- регулярно производить платежи за природопользование, выплачивать соответствующие налоги;

- своевременно предоставлять необходимые сведения о состоянии и использовании природных объектов и ресурсов;

- при разрешённом строительстве соблюдать действующие нормы и правила;

- проводить необходимые природоохранные мероприятия (рекультивацию земель, лесовосстановительные работы, очистные работы и др.).

Содержание права собственности на природные объекты и ресурсы в качестве третьего элемента структуры правоотношений выражается в совокупности «триады» правомочий: владения, пользования и распоряжения.

Право владения природными объектами и ресурсами предполагает фактическое обладание ими, возможность иметь в своём хозяйстве. Фактическое обладание осуществляется путём проведения землеустроительных, недроустроительных, лесоустроительных и других работ, связанных с отводом собственнику на местности в натуре участков земли, недр, леса и других природных объектов и ресурсов; определение их размеров, границ с установлением необходимых отграничивающих знаков; оформления необходимых схем, карт, планов и т.д. Право владения должно быть обязательно подтверждено оформлением соответствующего государственного акта и зарегистрировано в установленном порядке компетентными государственными органами. Право владения может быть: а) полным, когда природные объекты и ресурсы находятся целиком на территории автономного образования; б) частичным, если они находятся на территории нескольких субъектов РФ (в током случае вопросы владения ими должны быть согласованны этими субъектами или урегулированы с помощью Российской Федерации). Право владения – юридическая основа для пользования и распоряжения природными объектами и ресурсами. Без этого права их эксплуатация незаконна.

Право пользования предполагает извлечение полезных свойств природных объектов и ресурсов, возможность свободного хозяйствования (с соблюдением требований охраны окружающей среды и не нарушения прав других лиц), получение дохода и т.д.

Право распоряжения – право определять юридическую судьбу природных объектов и ресурсов путём изменения их статуса (например, право на изменение категорий земель, группы лесов), а также состава лиц – собственников, владельцев, пользователей при отчуждении природных объектов и ресурсов (купли-продажи, наследовании и т.д.).

Только совокупность всех правомочий позволяет говорить о праве собственности на природные объекты и ресурсы. Правомочия собственников данных объектов могут осуществляться от имени собственников их региональными органами через соответствующие функции, которыми эти органы наделены. Владение, пользование и распоряжение отдельными природными объектами и ресурсами, как правило, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Содержание права собственности на природные объекты и ресурсы существенно отличается от содержания прав собственности на движимое имущество и другие объекты не экологического характера, а именно:

1. Природные объекты и ресурсы должны использоваться строго по целевому назначению. Поэтому нарушениями экологического законодательства являются строительство промышленных объектов и сооружений на землях сельскохозяйственного назначения, заполнение ям на дорогах плодородным слоем земли и т.д.

2. Эксплуатация природных объектов и ресурсов происходит с учётом соблюдения требований экологического законодательства.

3. За состоянием природных объектов и ресурсов проводится непрерывное наблюдение через систему мониторинга. Поэтому собственник не вправе препятствовать входу компетентных лиц на свою территорию для произведения замеров, взятия проб и других необходимых работ, связанных с осуществлением мониторинга.

4. По всем природным объектам и ресурсам, находящихся в собственности субъектов права собственности, осуществляется система государственного контроля в целях их охраны, рационального использования и воспроизводства. Представители специально уполномоченных органов в пределах своей компетенции вправе требовать от собственников предоставления необходимых отчётных документов о количестве добытых природных ресурсов, способах хозяйствования и т.д. кроме того, природоресурсовый государственный контроль в рассматриваемой области отличается от государственного контроля за использованием других объектов не экологического характера особыми полномочиями и привлечением различных специалистов.

Имеются и другие отличия содержания права собственности, о которых говорится в отраслевом природоресурсовом законодательстве. Подробнее мы о них поговорим, когда будем рассматривать содержание права собственности на отдельные виды природных объектов и ресурсов.

Статья 9 Конституции РФ закрепляет государственную, муниципальную и частную формы собственности на землю и другие природные ресурсы.

Право государственной собственности на природные ресурсы.

Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закреплённых законодательством форм собственности. Гражданский кодекс предусматривает, что в государственной собственности находятся земли и другие природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную либо муниципальную собственность. Иначе говоря, установлена своеобразная презумпция (предположение) государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, что исключает их существование в качестве бесхозяйного имущества. В настоящее время право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира и другие объекты. Вопрос же о субъектах государственной собственности на природные ресурсы в законодательстве решён по разному. Так, Лесной кодекс РФ устанавливает, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (ст. 19).

Согласно Закону о недрах недра в границах территорий РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (ст. 1).

Разграничение государственной собственности на природные ресурсы между субъектами права – Российской Федерацией и субъектами Федерации, в соответствии с п. «г» ст. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и её субъекты должны по взаимной договорённости разграничить права собственности на природные ресурсы.

Земельный кодекс РФ содержит статьи о собственности Российской Федерации на землю и собственности на землю субъектов Российской Федерации. Соответственно в федеральной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю. Разграничение государственной собственности на землю регулируется Федеральным законом от 17 июля 2001г. «О разграничении государственной собственности на землю»;

- которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находится не предоставленные в частную собственность земельные участки:

- занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

- предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;

- отнесённые к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов РФ в соответствии с федеральными законами, землями водного фонда, занятыми водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, землям фонда перераспределения земель;

- занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Кроме того, в соответствии с природоресурсовым законодательством к федеральным природным ресурсам относятся:

- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления иных функций, отнесённых к ведению федеральных органов государственной власти;

- земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения. Вопросы разграничения объектов федеральной, региональной и местной собственности применительно к особо охраняемым природным территориям решены Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». В соответствии с ним к особо охраняемым природным территориям федерального значения относятся территории государственных природных заповедников и национальных парков. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения;

- виды растений и животных, занесённые в Красную книгу РФ;

- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесённые к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Федерации, а также животные, отнесённые к видам, подпадающим под действие международных договоров;

- месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;

- водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты.

Исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Право муниципальной собственности на природные ресурсы.

В состав муниципальной собственности входят муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Эти органы в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Состав муниципальной собственности на землю определяется ст. 19 ЗК РФ. В муниципальной собственности находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ;

- право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В муниципальной собственности могут находится не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований. Земельный кодекс РФ уточняет, что в субъектах РФ – городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право муниципальной собственности на земельные участки в этих субъектах Российской Федерации возникает при передаче земельных участков из собственности городов Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов.

Если недра в границах территории РФ являются государственной собственностью, то добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находится в муниципальной собственности.

Водный кодекс РФ прямо установил право муниципальной собственности на водные объекты. Согласно ст. 39 муниципальной собственностью являются обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям. В муниципальной собственности находятся обособленные водные объекты, предназначенные для муниципальных нужд.

Лесной кодекс РФ не устанавливает непосредственно право муниципальной собственности на леса. В нём даётся лишь отсылка к федеральному закону, который может устанавливать формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений.

В собственности муниципальных органов могут находится особо охраняемые природные территории местного значения. К такого рода территориям Федеральный закон от 14 марта 1995г. «Об особо охраняемых природных территориях» относит лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения.

Право частной собственности на природные ресурсы.

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находится в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 36 ВК РФ обособленные водные объекты также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юриди¬ческим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В ст. 40 уточняется, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) — небольшие по площади и непроточные искусствен-ные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими по¬верхностными водными объектами. Предельные размеры обособ¬ленных водных объектов определяются земельным законодатель¬ством РФ.

Лесной кодекс РФ также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на зе¬мельном участке (ст. 20). Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться указанной древесно-кустарниковой растительностью в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юри¬дическому лицу, является его собственностью, которой он владе¬ет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 ЗК РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собствен¬ностью) являются земельные участки, приобретенные граждана¬ми и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным за¬конодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют право ни равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в соб¬ственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права част¬ной собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, пере¬чень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.