Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели производственной программы и методика их определения




Понятие производственной программы. Портфель заказов. Разделы производственной программы.

Ориентирами для деятельности любого предприятия является его планы: план производства, план реализации продукции, план развития и т.д. Производственная программа является о сновным разделом плана развития производства, который отражает основные направления и задачи развития в плановом периоде, производственно-хозяйственные связи с другими предприятиями, профиль и степень специализации производства.

Производственная программа - это основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. Это научно обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту выпускаемой продукции, в натуральном и стоимостном выражениях, разработанное на основе заключаемых договоров и утвержденное на п/п соответствующими органами.

При формировании производственной программы нужно ориентироваться на потенциальные и фактические возможности предприятия по производству продукции, т.е. на производственную мощность

Какие аспекты управления производством находят свое отражение в производственной программе? Подготовка производственной программы является ответом на ключевые вопросы управления производством:

  • Какие виды продукции и в каких количествах производить?
  • В какие сроки должна быть готова продукция к отправке покупателю?
  • Какого качества должна быть продукция в планируемом периоде?
  • Сколько продукции предприятие может выпустить дополнительно в случае возникновения срочных заказов, какого вида и качества?
  • Каков нижний предел объема выпуска продукции, при котором следует перейти в режим его консервации или остановить для модернизации?
  • Каковы должны быть объемы потребляемых ресурсов для производства продукции и возможности для их удовлетворения?

При разработке производственной программы необходимо основываться на потребностях регионального и мирового рынков, общей рыночной ситуации, состоянии конкурирующих предприятий и отраслей.

Где брать данные для разработки производственной программы? В качестве исходных данных при разработке производственной программы нужно использовать:

  • уставные виды деятельности предприятия по производству и реализации продукции;
  • результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;
  • данные по спросу на продукцию предприятия;
  • сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции за предыдущий период;
  • сведения о долях продукции в общем объеме ее выпуска на рынке за предыдущий период по уровням качества;
  • сведения об объеме реализации продукции за предыдущий период по месяцам (кварталам);
  • расчеты производственной мощности предприятия;
  • прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;
  • решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития

 

 

Производственная программа - календарный план использования производительных сил с целью осуществления выпуска продукции и услуг в ассортименте и объемах, востребованных товарным спросом и потребностями внутрикорпоративной кооперации, по установленной технологии, однозначно задающей ресурсные потребности.

Целью расчета производственной программы является максимально полное удовлетворение ранжированного спроса путем выбора из альтернативных вариантов производства, технологий при ресурсных ограничениях с учетом переходящих планов за пределами горизонта планирования и существующих обязательств.

При разработке производственной программы следует реализовывать следующие задачи:

1. Научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

2. Систематическое обновление номенклатуры, ассортимента продукции и повышение ее качества в соответствии со спросом.

3. Согласованность произв.программы с произв.программами других предприятий.

4. Наиболее полное и рациональное использование всех ресурсов на п/п.

5. Непрерывное наращивание выпуска и реализации продукции, если есть спрос на эту продукцию.

Основные этапы формирования производственной программы:

-определяется номенклатура и ассортимент продукции в натуральном выражении. Расчеты проводятся исходя из имеющегося оборудования, технологии, снабжения сырьем и материалами, транспортными связями и другими факторами;

-на основании объема поставок (реализации) и изменения остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец планового периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением;

-обосновывается объем выпуска по отдельным видам продукции производственными мощностями;

-на основе натуральных объемов производства продукции определяются стоимостные показатели.

Для увязки производственной программы с финансовыми показателями деятельности предприятия определяется основной стоимостной показатель - стоимость реализуемой продукции.

 

Производственная программа формируется из портфеля заказов. Портфель заказов п/п – это перечень продукции, услуг и работ, которые должны включаться в ПП, и это является исходной базой для формирования производственной программы.

Структура формирования портфеля заказов и ПП может быть представлена в виде схемы:

В условиях свободной конкуренции п/п при принятии решений о количестве и номенклатуре продукции вынуждено идти на определенный риск, т.к. в портфель заказов они включают продукцию, не подтвержденную заявками потребителей. На п/п машиностроения из-за большой длительности производственного цикла вынуждены заказывать материальные, сырьевые ресурсы, не дожидаясь поступления договоров на соответствующую продукцию. Этим они рискуют, считая, что не сумеют изготовить продукцию в срок.

Требования к портфелю заказов:

1. Портфель заказов должен быть рабочим инструментом, систематически обновляться новой информацией о вновь поступивших заказов, а также должны иметь информацию о выполненных или принятых к исполнению заказов.

2. Равномерность портфеля заказов, в противном случае будет наблюдаться недогрузка или перегрузка выполнимости заказов.

3. Максимальная достоверность, т.е. должна быть определена конкретная номенклатура и конечные сроки изготовления.

Также для разработки производственной программы необходимы следующие данные:

- установленные виды производственной деятельности;

- производственная мощность п/п;

- цены (оптовые и рыночные);

- остатки готовой продукции на складе и в отгрузке на начало и конец периода;

- остатки НЗП на начало периода и конец;

- анализ отчетных данных деятельности п/п.

Проблема определения ПП тесно связана с возможностями сбыта. На сбыт влияет множество объективных и субъективных факторов. Наиболее важные из них:

- сезонные колебания;

- колебания спроса;

- конъюнктурные колебания.

Основными разделами производственной програм мы могут быть:

1. План по производству продукции в натуральном и стоимостном выражении.

2. План выпуска продукции на экспорт.

3. План по повышению качества продукции.

4. Планирование производственной мощности.

В основе формирования разделов ПП лежит балансовый метод, а при определении самих показателей широко используются нормативный метод и экономико-математические методы.

 

План по производству продукции в натуральном выражении включает в себя формирование таких показателей, как:

- номенклатура, ассортимент;

- объем выпускаемой продукции (товарная продукция, валовая продукция, реализованная продукция).

Номенклатура продукции – это группа изделий, которая характеризует основное направление производства данного предприятия.

Ассортимент – разновидности определенных групп продукции, имеющих одинаковое назначение.

Товарная продукция – это готовая продукция, которая включает:

- готовые изделия, предназначенные на сторону, своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам своего производства;

- полуфабрикаты своего производства и продукция вспомогательных и подсобных производств, предназначенных на сторону;

- работы промышленного характера, выполняемых на сторону по заказу со стороны.

ТП=ГП+ПФ+У

ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ - показатель, представляет исчисленный в денежном выражении суммарный объем продукции, произведенной в определенной отрасли. Валовая продукция охватывает как конечную, завершенную, так и промежуточную, незавершенную продукцию, включая комплектующие изделия, полуфабрикаты, продукцию, изготовление которой только начато. Включает весь объем работ, намеченных к выполнению в данном плановом периоде.

ВП=ТП+ОНЗПкон.пер. – ОНЗПнач.пер., где

ОНЗП – остатки незавершенного производства.

НЗП=Тц * q * Кнз, где

Тц – длительность производственного цикла;

q – суточное производство продукции;

Кнз= (Зпост.+0,5 Зперем.)/(Зпост.перем.)

Реализованная продукция -стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями:

РП=ТП+НРПнач. – НРПкон., где

НРП – нереализованная продукция на складе и в пути.

По этому виду продукции в стоимостном выражении п/п оценивают свою производственно-хозяйственную деятельность. После определения плана производства и реализации в натуральном выражении формируется план в стоимостном выражении. Для этого необходимо знать 2 вида цен: оптовая цена за базисный период (сопоставимые цены), действующая оптовая цена.

ТП, РП оцениваются всегда в действующих оптовых ценах; ВП оценивается в сопоставимых ценах (но для этого и ТП нужно определить в таких же ценах).

Объем чистой продукции позволяет исключить повторный счет продукции, более точно определить усилия коллектива п/п по выполнению качественных показателей, таких как производительность труда, фондоотдача и др.

ЧП=ТП – МЗ – А, где

ТП – товарная продукция в стоимостном выражении в оптовых ценах;

МЗ – материальные затраты в тех же ценах;

А – амортизационные отчисления.

Валовый оборот – это сумма продукции всех цехов, участков п/п независимо от того, будет ли оно реализовано на сторону или использовано внутри предприятия.

Внутризаводской оборот – это стоимость всех деталей, узлов, полуфабрикатов, которые передаются одним цехом для дальнейшей обработки в другие цеха.

 

План выпуска продукции на экспорт включает в себя показатели объемов выпуска продукции п/п, которые должны соответствовать требованиям поставок на экспорт на условиях конкретных соглашений и договоров.

План по повышению качества продукции включает в себя показатели обновления ассортимента и потребительских свойств товаров или продукции. Эта продукция должна соответствовать требованиям международных и отечественных стандартов качества.

Показателями качества могут быть: сортность, марка, содержание полезного компонента, доля продукции, соответствующая мировым стандартам, доля экспортной продукции, технические параметры продукции.

Как определить, насколько оптимальной является подготовленная нами производственная программа?

В качестве критериев оптимальности чаще всего применяется максимум прибыли, получаемой на единицу изделия и критический объем продаж – минимально необходимый объем производства (продаж) изделия, обеспечивающий его безубыточность (т.н. "точка безубыточности).

Сформировать производственную программу, обеспечивающую предприятию максимальную прибыль, можно по следующему алгоритму:

· Рассчитайте величину маржинального дохода на единицу продукции по каждому виду.

· Проранжируйте продукцию в порядке убывания маржинального дохода. Порядок расположения изделий будет соответствовать их приоритетности для включения в производственную программу.

· Разработка программы должна сопровождаться расчетами загрузки производственного оборудования и площадей. Первое изделие включается в производственную программу в полном объеме и рассчитывается неиспользованный остаток по существующим производственным мощностям. Затем включается следующее по приоритету изделие и т.д. до тех пор, пока имеющийся ресурс производственных мощностей не будет исчерпан.

· Учтите, что итоговая программа, как правило, должна быть несколько ниже производственной мощности. Резервирование позволит обеспечить полное и своевременное выполнение обязательств по поставке продукции при сбоях в производстве.

· В отдельных случаях лимитирующими факторами для оптимизации производственной программы могут оказаться недостаток квалифицированных кадров, слабый уровень НИР и ОКР, морально устаревшее оборудование или ограничения по закупкам материалов и комплектующих для различных видов изделий. В этих случаях программа должна быть проверена на потребность в дефицитных видах ресурсов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.