Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология научного познания в концепции Г. Галилея

Развитие философии и научной мысли как предпосылка становления культуры и мировоззрения Нового времени; основные черты науки Нового времени

В условиях жесткого противостояния католицизма и протестантизма актуализируются процессы мировоззренческой рефлексии. Необходимость осуществления идеологического выбора стала важным импульсом для развития философии, которая делает в это время попытку освобождения от диктата религии. Однако осуществить это в полной мере не удалось, так как противостояние конфессий обостряет церковный фанатизм и ведет к ожесточению борьбы со всякого рода свободомыслием. По всей Европе горят костры инквизиции.
Начало Нового времени характеризовалось расцветом научной мысли, отвечающим потребностям развивающегося капитализма. Наибольший импульс для развития в этих условиях получили естественные науки, особенно те, которые имели непосредственное практическое значение для мануфактурного производства.
Научная революция привела к кардинальному изменению представлений о знании и науке, их задачах и месте в обществе. Наука, согласно Г. Галилею, уже не является ни привилегированной интуицией отдельного мага или просвещенного астролога, ни комментарием к авторитету. Она обретает собственный объект и новое поле деятельности - исследование и раскрытие законов развития мира природы. На волне критики схоластики постепенно происходит эмансипация науки, обретение автономии от веры и философских концепций. Знаменательно то, что в XVII в. происходит организационное оформление науки: в противовес университетам, традиционно контролируемым церковью, возникают новые центры научных исследований - научные Академии: Академия в Риме, созданная Ф. Чези (1637-1712) в 1603 г.; Академия в городе Тоскане, просуществовавшая около 10 лет; "Лондонское Королевское общество развития естественных наук", основанное в1645 г.; Королевская академия наук во Франции, возникшая в 1666 г.
Уходит в прошлое время схоластических споров и пустых метафизических рассуждений. Новым идеалом научности становится опытное познание. Научными признаются лишь те идеи и подходы, которые опираются на чувственный опыт и систему доказательств. Важную роль в познании начинает играть эксперимент, оцениваемый как источник истинных суждений о мире, т.е. утверждаются идеи эмпиризма. Научная революция порождает и новый тип современного ученого, сила которого - в эксперименте, становящемся все более строгим и точным благодаря использованию разнообразного научного инструментария. В XVII в. изобретаются и входят в жизнь и научную практику микроскоп и телескоп, часы и компас, весы и термометр и другие сложные технические искусственные устройства.
В это время силами многих ученых - Н. Коперника, Тихо Браге, И. Кеплера, Г. Галилея создается новая картина действительности, обосновывается гелиоцентрическая концепция строения Вселенной, противопоставляемая космологическим теориям древности и религиозным воззрениям. Географические открытия расширяют представления людей о мире. Изобретение микроскопа позволило углубить знания в области анатомии и физиологии организмов. Описан механизм кровообращения (А. Везалий, М. Сервет, Г. Фаллопий, Р. Коломбо, У. Гарвей). Все это способствовало формированию нового взгляда на телесные характеристики человека, утверждению идеи его природного происхождения.
Развитие мануфактурного производства и связанный с ним расцвет механики, ставшей ведущей областью науки и задающей основные ориентиры научному познанию с целом, предопределил механистический характер научных воззрений. В русле механики и математики трактуются не только природные, но и социальные явления.
На этом фоне складываются механистические концепции человека: психические явления, поведение и сознание человека объясняются по аналогии с механическими процессами. С позиций механистического подхода по-новому трактуется проблема свободы воли человека. Для религиозного мировоззрения свойственно проявление волюнтаризма. Научная картина мира Нового времени, базирующаяся на механистическом мировоззрении, являлась фаталистической. В ней не могло быть речи о свободе. Господствующее место занимали идеи жесткого детерминизма всех явлений мира, включая и человека, их объяснения механической причинностью. Следует отметить, что механистическая методология, означающая расчленение сложного явления на простые элементы и их последующее механическое ассоциирование, определила односторонность и ограниченность механических моделей поведения и сознания человека в Новое время.
Большое внимание в научной мысли уделялось рассмотрению гносеологической проблематики (отношения субъекта и объекта). Происходит смещение спектра философского анализа от проблем онтологии в область гносеологии. В решении этого вопроса философия Нового времени приходит к агностицизму и материализму.
Важное место отводилось также проблемам метода научного познания, обсуждаемым в трудах Г. Галилея, Ф. Бэкона и Р. Декарта.
Приоритет опытного познания, однако, не исключал признания разума как самостоятельного источника знаний. Важной тенденцией науки оставался рационализм. Эмпиризм и рационализм - два сосуществующих и противостоящих друг другу направления в методологии науки XVII в. Критериями их размежевания выступало решение вопросов: об источниках и происхождении знаний; о природе общих понятий; о границах познавательных возможностей человека; о соотношении чувственного опыта и логического мышления.
Основоположники эмпирического направления в науке XVII в. - Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк - источником знания считали чувственный опыт, доказывали, что понятия имеют опытное происхождение.
Представители рационализма - Р. Декарт, Г. Лейбниц - видели источник знаний в разуме и обосновывали априорное происхождение всеобщих понятий, их внеопытный характер, выводимость из ума, из врожденных интеллектуальных способностей.

 

У истоков научной революции и мировоззрения Нового времени стоит Галилео Галилей (1564-1642). Его значение определяется прежде всего тем, что он первым начал реализовывать детерминистический и механико-математический подход в науке Нового времени.
Г. Галилей родился в знатной семье. Еще в годы учебы на медицинском факультете Пизанского университета он увлекся математикой и подготовил свои первые научные труды в этой области. С 1592 до 1610 гг. Галилей преподавал математику в Падуе, где познакомился с Т. Кампанеллой. Он хорошо знал работы Эвклида, Демокрита, Архимеда, У. Оккама, радикально переосмыслил учение Аристотеля. Им были заложены основы механики Нового времени. Галилей впервые проводит количественную математическую обработку результатов эксперимента, формулирует понятия скорости и ускорения, определяет признаки инерции, выдвигает принцип относительности движения. В области астрономии он становится последователем учения Коперника о множественности миров, "подвижности Земли" и "стабильности Солнца". Не вняв предупреждению церкви, Галилей активно пропагандировал систему Коперника, посвятив этому вопросу специальный трактат "Диалог о двух системах мира - Птолемеевой и Коперника" (1632). В 1633 г. состоялся суд инквизиции, вынудивший ученого отречься от своих убеждений и приговоривший его к пребыванию до последних дней его жизни в ссылке.
Галилей придерживался концепции двух истин, отстаивал автономию научного знания, право исследователя мыслить свободно, без оглядки на религию. Наука и вера, согласно его взглядам, несоразмеримы, но совместимы. Каждая из них занимается своим делом, имеет собственный объект исследования. Он считал, что есть две книги жизни: книга "Божественного откровения" ("Священное Писание") и книга "Божественного творения" (природа). Первая книга раскрывает смысл жизни человека, она безошибочна, однако не исключены заблуждения толкователей Священного Писания, часто придерживающихся "буквального значения слов" и не способных открыть "за внешним значением слов нечто более глубокое".
Вторая книга - природа, согласно Галилею, имеет принудительную силу воздействия на человека; признается непреложность ее законов, одинаковых для всех, в том числе и для монархов, императоров, ибо "по их требованию природа не изменила бы ни на йоту своих положений". Отсюда делается вывод о необходимости познания законов природы.
Исследование природного мира осуществляется на основе опытного познания, посредством ощущений. "Мне кажется, - пишет Галилей в одном из своих писем, - что природные явления, которые открывает перед нашими глазами чувственный опыт или в которых убеждают нас необходимые доказательства, никоим образом не должны быть подвергнуты сомнению или осуждены отрывками из Священного Писания, где, как представляется, говорится иначе".
Акцентирование внимания на чувственном познании мира, однако, не исключает роли разума как важного условия познания. Галилей подчеркивает, что полученные в опытном познании чувственные знания требуют рационального осмысления. Опыт - научный эксперимент, а в ходе эксперимента разум не может быть пассивным; он проектирует его, контролирует его ход, выносит суждение о соответствии полученных результатов как высказанным гипотетическим предположениям, так и исследуемой действительности. Подтверждением указанной позиции выступает выделение двух методов - "резолютивного" (анализ, индукция) и "композитивного" (синтез и дедукция). Применение резолютивного метода заключается в предварительном анализе и выдвижении гипотезы, композитивного - в обобщении и осмыслении материала чувственного познания. Таким образом, гипотетико-дедуктивный и опытно-индуктивный методы не противопоставляются ученым, что свидетельствует о его высокой методологической культуре. Тем не менее главную роль он отводит индуктивному, аналитическому познанию.
Галилей говорит об огромных познавательных возможностях человека, способного раскрыть истину. Он ставит риторический вопрос: "Кто сможет положить предел человеческой мысли?". Отвечая на него, Галилей указывает, что Бог дал человеку чувства, речь и разум, с помощью которых он может достигать объективной достоверности и делать "естественные заключения", получаемые "или в чувственном опыте, или путем необходимых доказательств". Поэтому человеческий разум сопоставим с Божественным и отличается от него только в количественном отношении (объемом познаваемых явлений). Таким образом, авторитет Бога используется ученым для обоснования столь же высокого статуса научных знаний. Более того, Галилей утверждает, что именно опора на науку может способствовать пониманию истинного смысла текстов Священного Писания.
В основе теоретической концепции Галилея лежит механистически-редукционистский подход к построению научной картины мира. Он отстаивает принцип геометрического объяснения природы, считая, что геометрическое мышление является вершиной научной мысли, а понятия геометрии универсальны, охватывают все явления, существующие в пространстве. Геометризированное пространство в концепции Галилея заполнено движущимися телами, не обладающими никакими свойствами, кроме механико-геометрических. Системообразующей основой мироздания выступают законы механического движения и взаимодействия геометрически организованных тел, признающихся единственно объективными. Тем самым восстанавливаются идеи атомистики Демокрита, его учение о первичных и вторичных качествах. К числу объективных первичных свойств вещей Галилей относит: величину, фигуру, количество и движение. Остальные свойства и явления рассматриваются как антропоморфные, субъективные, вторичные, обусловленные воздействием движущихся объектов на органы чувств человека. Результатом становится, с одной стороны, "антипсихологизация мира"; из него исчезают цвета, звуки, запахи - вся чувственная окраска действительности. С другой стороны, психические явления обретают детерминистический базис.

· Заостренное внимание на объективных, первичных качествах тел влечет за собой целый ряд последствий:

o человек исключается из универсума физических исследований;

o вместе с ним исчезает целый ряд объектов, замыкающихся на нем;

o предпочтение отдается не качественному, содержательному, а количественному анализу действительности;

o конечные цели заменяются механическими, непосредственными действующими причинами.

Таким образом, антропоцентрическая Вселенная Аристотеля заменяется детерминистической и механистической Вселенной Галилея.
В целом в концепции Г. Галилея четко выражено научное кредо XVII в. - идеи детерминизма, механицизма, опытного познания.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Движение Реформации - важный источник духовной революции периода Нового времени | Вклад Ф. Бэкона в формирование научного мировоззрения XVII в
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2567; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.