Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские и методологические основы учения Лейбница

Жизнь и научное наследие Г.В. Лейбница

Г.В. Лейбниц как создатель идеалистической традиции в немецкой философии и психологии

· 6.6.1. Жизнь и научное наследие Г.В. Лейбница

· 6.6.2. Философские и методологические основы учения Лейбница

· 6.6.3. Монадология Лейбница и концепция восприятий

· 6.6.4. Соотношение души и тела

· 6.6.5. Теория познания и концепция врожденных идей Лейбница

 

Г.В. Лейбниц родился в 1646 г. в Ганновере. Изучал курс философии в Лейпцигском университете; математику и алгебру - в университете в Йене. Защитил диссертацию на степень доктора права (1666). Был знаком и общался с Ньютоном, Спинозой, Мальбраншем и другими известными европейскими учеными. В 1700 г. избран членом Парижской академии наук. Был инициатором создания Берлинской академии наук. Лейбниц являлся тайным советником русского царя Петра 1, оказав ему огромную помощь в разработке проекта создания Санкт-Петербургской академии наук. Умер в 1716 г.
Лейбниц - создатель дифференциального и интегрального исчисления, автор трудов в области истории, юриспруденции, физики, философии, психологии и т.д.
Главные философские труды Лейбница - "Рассуждение о метафизике" (1686); "Новая система природы" (1695); "Монадология" (1714); "Теодицея" (1710); "Новые опыты о человеческом разумении" (1700-1705).

 

Лейбниц мечтал о создании единой науки, охватывающей разные области знания. Он пытался осуществить синтез античного и нового знаний, восстановить отвергнутые механистической методологией понятия "цель", "субстанция", представляющие, по его мнению, непреходящую научную ценность ("вечную философию"). Доказывал значение античной философии и пытался переосмыслить ее в контексте новой науки, придав ей тем самым новый смысл. Особенно высоко оценивал учение Аристотеля, указывал, что по ряду моментов оно превосходит научные воззрения Декарта. Наиболее ценными ему представлялись идеи Аристотеля о материи, "субстанциональной форме", природе, времени, движении. Из Аристотеля он выводит важное для развития его собственного подхода положение об отличии субстанции одного тела от субстанции другого тела.
В основу своих философских рассуждений Лейбниц кладет идею "финализма", т.е. конечной цели, считая недостаточным ограничиваться в исследовании только учетом "действующих причин", как это делается в механистических концепциях. Надо объединить эти два подхода в науке. Лейбниц утверждает, что хотя мир напоминает огромный механизм и все отдельные организмы являются механизмами, но в целом все существующее реализует конечную цель, намеченную Богом.
Серьезную ошибку современной ему философии он видит также в отказе от понятий "субстанциональных форм" и "субстанций". Только на их основе можно, по его мнению, дать полное и глубокое объяснение действительности, преодолеть механистический редукционизм. И если в частных науках (физике) можно обойтись без использования этого понятия, то в философии и теологии оно должно быть сохранено в качестве основополагающего. Тем самым он, по сути, дифференцирует сферы знания о природе на 2 типа: философское знание, исследующее общие принципы, и научное знание, доступное опытному изучению и математической обработке.
Лейбниц использует понятие "энтелехия", или субстанция, как содержащее в себе собственную детерминацию и сущностное совершенство, внутреннюю цель. Критический анализ современных ему научных подходов наносил серьезный удар по механицизму.
Пытаясь преодолеть дуализм духа и материи, психического и физического, восстановить их единство, он выдвигает учение, согласно которому, многообразие мира объясняется исходя из единой по своей природе, но разнокачественной по своим состояниям, субстанциальной основы.
Он подчеркивает единство мира, его гармонию и совершенство, утверждает, что Бог создал "лучший из возможных миров".

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория опытного познания Локка и интроспективное понимание сознания | Монадология Лейбница и концепция восприятий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.