Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозная коммуникация

Религиозная коммуникация — все виды общения в сфере религии. В религиозной практике значимы два основных направления коммуникации:

1) от Бога — через пророка (наставника, священника) — к людям;

2) от людей — через пророка (наставника, священника) — к Богу. Первое направление обусловливает такие жанры религиозной коммуникации, как слышимое пророком Откровение Бога, пророческая проповедь Откровения и Писания (если Откровение записано). Со вторым направлением связаны богослужение и молитва, при этом культ (поклонение, служба Богу) и молитва проникают друг в друга: молитвы включаются в ритуал поклонения, а элементы службы присутствуют в молитве (определенные жесты, телодвижения, культовые словесные формулы и т. п.). Таким образом, Откровение, проповедь и молитва выступают как фундаментальные (исходные) жанры религиозной коммуникации, а разнообразные другие жанры — как вторичные, последующие, производные.

В развитии религиозной коммуникации существует внутренняя логика, обусловленная асимметрией в направлении коммуникации: Откровение ниспосылается от Одного многим, оно рассеивается как доброе семя или живительная влага, и этот процесс чреват опасностью недопонимания, искажения, неполного восприятия (вообще опасна та или иная утрата важных смыслов в границах социума). Что касается обращения людей к Богу (прямо или через посредство священников, наставников), то здесь основная коммуникативная коллизия связана с неопределенностью обратной связи. Люди не знают, услышал ли Бог молитву, угодно ли Ему то пение, которое отзвучало в храме, «правильны» ли книги, по которым они спасаются. Действительную обратную связь заменяют косвенные свидетельства: например, после молебна прошел прошенный у Бога дождь. Однако таких подтверждений не хватает, и люди видят залог успешного обращения к Богу, с одной стороны, в искренности и полноте своей веры, а с другой — в строгом следовании определенным правилам обращения к Богу. Поэтому обращение людей к Богу — это в известном смысле автокоммуникация.

В религиозной коммуникации сложились два основных психолого-семиотических механизма, позволяющих сохранять аутентичную информацию, идущую от Бога к людям и от людей к Богу. Во-первых, неконвенциональное (безусловное) отношение к знаку и, во-вторых, принцип «ipse dixit» и его аналоги в различных культурах, например иснад в исламе.

Принцип ipse dixit и иснад связаны с рядом других психолого-семиотических и специальных филологических средств защиты и консервации религиозно значимых смыслов:

1) сакрализация текста, его происхождения и языковой материи; исключение (недопущение) рационалистического восприятия текста; приоритет веры над разумом и апофатической теологии над катафатической; догмат о непогрешимости римских пап ex cathedra и т. п.;

2) ритуализация воспроизведения текста;

3) обеспечение особых способов или форм существования текста: на скрижалях; в максимально архаическом виде (в виде свитка, а не кодекса), в особом месте;

4) ограничение доступа к тексту для разных групп членов социума; внесение черт эзотеризма в текст и/или в его статус;

5) сужение и иерархическая структурация корпуса текстов по принципу пирамиды: формульно-догматическое представление "главного" знания в Символах веры; формирование канона религиозных книг; создание герменевтических и дидактических метатекстов; различение догматов и богословских мнений и др.;

6) усилия, направленные на удержание неизменной языковой формы значимого текста: феномен ссылок и аллюзий, цитирование, повышенные требования к точности текста (затрудненность переводов, консервативно-реставрационная направленность редактирования значимых текстов), культ первоисточников;

7) усилия, направленные на создание эстетически действенной формы значимого текста.

В развитии содержания, каналов и способов религиозной коммуникации прослеживается внутренняя логика, направленная на решение двух антиномических задач: сохранить смысловую полноту Откровения, передавать Откровение все расширяющему кругу людей — новым поколениям, в новые земли, в новые времена. Логика саморазвития религиозной коммуникации реализуется в ряде обязательных процессов.

1) Происходит структурация учения (религиозного содержания): в нем складывается определенная иерархия смыслов и классов текстов (жанров); при этом содержательное ядро учения догматизируется, начинает осознаваться как общеобязательное и неизменное, в то время как остальные смыслы и жанры осознаются в их отношении к смысловому центру учения. Основные жанрово-смысловые противопоставления, структурирующие религиозное содержание, таковы: а) произведения, используемые в храме, в культовой деятельности (Богослужебные книги), с одной стороны, и конфессиональные, однако небогослужебные тексты, с другой (в православной русской традици, — "Четьи книги"); б) произведения, признаваемые священными, с одной стороны, и книги хотя и конфессиональные, т. е. не мирские (не светские), однако и не священные (т. е. не обладающие особой таинственной благодатью), догматы, т. е. смыслы, которые Церковью считаются неизменными истинами Откровения, с одной стороны, и необязательные, исторически изменчивые, частные или групповые мнения по вероисповедным вопросам, с другой.

2) Складывается религиозный канон — особо почитаемый свод текстов, включающий содержательное ядро учения, но также, возможно, и некоторые другие, относительно периферийные смыслы и тексты.

3) Складываются коммуникативные механизмы, позволяющие распространять учение вширь и вместе с тем сохранять неизменными его основные смыслы. К таким механизмам относятся: способы передачи учения подрастающим поколениям, способы популярного изложения и специального комментирования (Катехизис); пропаганда веры делает возможным содержательное развитие учения и его экспансию в не собственно конфессиональные сферы (напр., в области естественно-научного знания, историографии, философии).

4) Создаются внешние (по отношению к религиозным смыслам) и эксплицитные (отчетливо выраженные) механизмы контроля за тем, как осуществляется религиозная коммуникация: церковная цензура, специальное конфессиональное редактирование, специальные правила, регулирующие циркуляцию конфессиональных текстов в социуме (списки запрещенных книг, запрет читать те или иные религиозные книги до определенного возраста, аналогичные запреты женщинам или мирянам и т. п.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механизмы коммуникативного воздействия | Кризисные коммуникации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.