Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития




 

 

План:

 

1. Понятия: личность, ее развитие и формирование.

2. Освещение проблемы развития личности в зарубежной и отечественной педагогике и психологии.

3. Биологические факторы развития личности.

4. Влияние окружающей среды на развитие человека.

5. Воспитание как важный фактор развития личности.

 

1. Понятия: личность, ее развитие и формирование.

Основной целью воспитания является формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Для успешного достижения этой цели педагогам необходимо знать, что такое личность как предмет воспитания, как происходит ее развитие и формирование. Педагогические аспекты формирования личности находят свое отражение, как в классической, так и в современной педагогике.

Этот вопрос освещается в трудах Я.А.Коменского, Ф.А. Дистервега, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, а также белорусских педагогов С.Будного, С.Полоцкого и др.

Существенное значение для педагогики имеет, прежде всего, уяснение самого понятия «личность». Учёные сошлись во мнении о том, что в общем развитии человека обычно наблюдаются две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная.

Они хорошо прослеживаются, если обратиться к процессу развития человека с момента его появления на свет.

Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но при этом нельзя сказать, что родилась личность. Процесс биологического созревания и изменения проявляется, прежде всего, в возрастных этапах его развития и поведения. Он находит свое отражение в специфических биологических чертах детства, отрочества, возмужалости и старости.

Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом сочетается с приобретением им значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо. Они не являются врожденными, а формируются у человека прижизненно. Поэтому он рассматривается в науке как биосоциальное существо.

Понятие «личность» включает в себя главным образом социальные свойства и качества человека, к которым, относятся речь, сознание, различные привычки и т.д. Поэтому в философии отмечается, что сущность личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, как таковая, а ее социальные качества.

Это позволяет сделать вывод: понятие «личность» характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает у себя прижизненно.

У одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее.

Психолог С.Я. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью.

Философ В.П.Тугаринов к числу важнейших критериев личности относит:

1) разумность; 2) ответственность; 3) свободу; 4) личное достоинство; 5) индивидуальность.

Существенной характеристикой личности человека является также его общественная активность и принципиальность, прочность нравственных взглядов и убеждений. С этой точки зрения не является личностью младенец, а также психически больной человек, который не в состоянии проявлять сознательность в поведении.

На основе сказанного можно дать определение понятия «личность ». Личность – сознательный индивид, продукт общественного развития, занимающий определённое место в обществе и выполняющий определённые социальные функции.

Характеристика понятий «человек» и «личность» дополняется понятием «индивидуальность».

Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одной личности от другой. Индивидуальность, как правило, выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Так, рабочий может отличаться от своих собратьев по труду особой старательностью, и рационализаторским подходом к делу.

Иначе говоря, понятие "индивидуальность" включает в себя то особенное, чем. отличается одна личность от другой, что придает ей своеобразную неповторимость и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Таким образом, индивидуальность - это уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих социально-психологических особенностей.

Для полноты характеристики человека как общественного существа следует рассмотреть также понятие «индивид».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.