Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иллюстрация. Иллюстрация – показ учителем различных иллюстративных учебных наглядных пособий (плакатов, репродукций, карт, зарисовок и пр.)

Объяснение. Объяснение – это изложение учителем и усвоение учащимися теоретического учебного материала. От метода рассказа объяснение отличается наличием в нем теоретических доказательств.

Рассказ. Это – изложение учителем учебного материала, носящее описательный характер.

По отношению к ученикам это сравнительно пассивный метод. В их задачу входит внимательно слушать учителя. Рассказ используется при изучении тех предметов, в которых на первый план выступает фактический материал, требующий образного и последовательного изложения: исторические события, жизнь ученых, писателей, природные явления, поведение животных и т.п.

В ходе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их последовательно излагать свои мысли.

К методу рассказа предъявляются следующие требования:

- правильное построение. В рассказе обычно присутствуют следующие компоненты: начало, развитие событий, кульминация, заключение;

- связь излагаемых событий с интересами и личным опытом учащихся;

- эмоциональность изложения.

Беседа. Беседа представляет собой вопросно-ответную форму изложения учебного материала. По сравнению с рассказом беседа является более активным методомобучения. В зависимости от того, на каком этапе усвоения знаний применяется беседа, определяется ее цель: обобщить имеющиеся у учеников знания, привить им новые знания, повторпть, закрепить учебный материал. Цель определяет характер вопросов. Они могут быть проблемными (эвристическими) и репродуктивными (воспроизводящими). Соответственно беседа может быть проблемной и репродуктивной.

Эвристическая беседа направлена на самостоятельный поиск учениками путей решения поставленной проблемы. Репродуктивная беседа состоит из вопросов, каждый из которых требует только лишь воспроизведения имеющихся знаний. Однако в практике обучения проблемная беседа чаще всего включает в себя и воспроизводящие вопросы и наоборот.

Беседа может иметь как индуктивный, так и дедуктивный характер. Индуктивный характер беседы проявляется в том, что под руководством учителя ученики идут от частных фактов и обобщений к общему выводу. При дедуктивном характере беседы рассуждение идет от общего к частному.

Необходимые требования к методу беседы:

- четко определять цель беседы, добиваться ее реализации;

- вопросы нужно строить так, чтобы ученики всегда понимали, о чем у них спрашивают;

- всегда предполагать возможные ответы, продумывать вспомогательные вопросы;

- требовать от учащихся конкретных, содержательных ответов;

- по завершении беседы формулировать необходимые выводы, обобщения.

Применяя метод объяснения, учитель ставит перед учениками цель, а затем сообщает им специально отобранные знания, применяя по необходимости наглядные пособия и пр. Задача обучаемых - внимательно слушать, совершать необходимые практические действия для того, чтобы понять и запомнить полученную информацию.

Сами ученики могут применять метод объяснения на этапе закрепления полученных знаний.

Поэтому объяснение надо строить и проводить так, чтобы ученики усвоили логику рассуждений учителя и могли воспроизвести последовательность предложенных действий.

Структура метода объяснения может быть представлена следующим образом:

1) постановка познавательной задачи;

2) развитие теоретического положения с помощью определенных форм рассуждений – анализа, синтеза, индукции и дедукции;

3) формулировка выводов.

 

3.2. Наглядные методы обучения.

Это методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации.

Применяя этот метод, следует соблюдать следующие условия:

- определить оптимальный объем иллюстративного материала. Следует учитывать, что большое его количество отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемого явления;

- иллюстрации готовят заранее, но показывают в тот момент, когда они требуются ходом обучения;

- в отдельных случаях следует использовать раздаточный иллюстративный материал;

- с возрастом учащихся количество иллюстраций в учебном процессе уменьшается.

Демонстрация. Данный метод служит преимущественно для показа динамики изучаемого явления (демонстрация фильмов, физических явлений), но может использоваться используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местонахождением в ряду однородных предметов (демонстра ция внутреннего устройства мотора).

Применение метода демонстрации требует соблюдения определенных условий:

- демонстрация объекта начинается с его целостного восприятия, внешнего вида, затем специально выделяются и подчеркиваются детали;

- демонстрация опытов обычно сопровождается вычерчиванием на доске или показом схем, обеспечивающих понимание принципов, лежащих в основе опытов;

- все ученики должны хорошо видеть демонстрируемый объект;

- демонстрируемый объект должен восприниматься по возможности всеми органами чувств, а не только зрением;

- следует обеспечивать самостоятельное изучение учениками демонстрируемого объекта.

Моделирование. Это – замена действий с реальными объектами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, а также с их графическими заменителями – рисунками, схемами.

Моделирование находит широкое применения на уроках естественно-математического цикла, например, моделирование условия задачи с помощью рисунка.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средства обучения – все то, что служит рациональной организации процесса обучения: слово, мысль, предметы и т. д | Наблюдение. Наблюдение – непосредственное восприятие объектов и явлений действительности в определенных условиях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.