Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание – комплексный процесс




Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Он идёт от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь). Это – процесс взаимодействия воспитателя воспитанников.

Воспитание – всегда целенаправленный процесс или процесс целенаправленного формирования личности.

Тема: Воспитание в целостном педагогическом процессе

Лекция №1.

Теория воспитания.

План:

 

1. Особенности воспитательного процесса.

2. Закономерности воспитания.

3. Структура воспитательного процесса.

 

1. Особенности воспитательного процесса.

Воспитательный процесс обладает следующими особенностями.

1) Воспитательный процесс – необходимый компонент целостного педагогического процесса. Воспитание и обучение – две взаимосвязанные его части. При этом педагогами установлено, что воспитывать сложнее, чем обучать.

Задачи воспитания более широкие. Они связаны с выработкой у человека глубоких убеждений, чувств, привычек, качеств, потребностей и т.п.

Результаты воспитания не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживаются, как в обучении.

Проверить степень воспитанности того или иного качества гораздо труднее, чем степень усвоения знаний: об уровне воспитанности судят не только по внешнему поведению, необходимо выявить мотивы поступков. Сложность в том, что мотивы составляют внутреннюю сущность человека, и не каждому захочется рассказывать, почему он поступил так, а не иначе.

Воспитание - один из факторов формирования личности. Это – проявление действия социальной среды на личность. Но среда может влиять на личность как стихийно, так и целенаправленно. Целенаправленные воздействия осуществляются посредством воспитания.

Главная, глобальная цель воспитания – формирование личности, нужной и полезной обществу, всесторонне и гармонично развитой личности.

В концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в республике Беларусь цель воспитания определена как: формирование социально, духовно и морально зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности.

Эта цель достигается посредством достижения ряда частных целей или задач воспитания.

3) С позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации. Он основан на переходе внешних по от ношению к человеку опыта, знаний, ценностей, норм, правил в её внутренний психический мир – в её убеждения, установки, качества, привычки.

Управление этим процессом основано главным образом на обратных связях, то есть на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении учителя, тем эффективнее воспитательное воздействие. Поэтому изучение внутренней позиции каждого ребёнка обязательно для педагога. Огромную роль в воспитательном процессе играет личность воспитателя.

К.Д.Ушинский считал, что влияние личности воспитателя составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями. (Сентенция – нравоучительное изречение)

Именно воспитатель направляет процесс воспитания. Но не менее важна в этом процессе активность воспитанников, которые могут и должны выступать в качестве субъектов воспитания. Таким образом, воспитание носит как субъект-субъектный, так и субъект-объектный характер.

Ребёнок развивается как целостная личность. Формирование личностных качеств происходит не поочерёдно, а одновременно, в комплексе.

Например, честность, доброта, правдивость формируются в комплексе, а не поочерёдно: сначала честность, потом добора, затем правдивость. На каждом из этапов воспитания воспитатель выдвигает комплекс воспитательных задач, хотя на определённых этапах развития личности или коллектива воспитатель может ускорить работу по воспитанию того или иного качества, выдвигая ведущую задачу (это может быть воспитание навыков и привычек культурного поведения).

Кроме этого, комплексность означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания (в воспитательном процессе должны присутствовать все перечисленные компоненты).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.