Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассказ - последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемое в описательной или повествовательной форме

Рассказ широко применяется при изложении биографического материала, характеристике образов, описании предметов, природных явлений, событий общественной жизни. К рассказу предъявляется ряд требований: логичность, последовательность и доказательность изложения; четкость, образность, эмоциональность; учет возрастных особенностей (в частности, продолжительность рассказа до 10 минут в начальных классах и до 30 минут в старших).

Можно выделить четыре основные задачи метода рассказа при его применении в воспитательной работе:

- ознакомить с теми или иными фактами, событиями;

- вызвать положительные нравственные чувства (сопереживание, сочувствие, радость, гордость) или негодование по поводу отрицательных действий и поступков героев рассказа;

- раскрыть содержание нравственных понятий и норм поведения;

- представить образ героя повествования, образ нравственного поведения и вызвать стремление подражать положительному примеру.

3.2.Беседа.

Как метод воспитания беседа используется с давних времен. Это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и учащихся.

Беседы могут проводиться на этическую, эстетическую, познавательную тематику.

В зависимости от объекта они могут быть коллективными и индивидуальными.

Индивидуальная беседа проводится с целью:

- выяснить с учеником какой-либо вопрос без присутствия его товарищей;

- довести до сознания ученика неправильность совершённого проступка.

Для индивидуальной беседы должна быть создана благоприятная обстановка: удобное помещение, отсутствие третьих лиц, доверительное отношение учителя, спокойный тон общения.

Если беседа проводится после совершённого проступка, то следует:

- проводить её не сразу, а несколько отсрочив;

- корректно задавать вопросы;

- не обвинять ученика в том, чего на самом деле не было (только лишь на основе подозрений);

- не подвергать сомнению искренность ребёнка;

- выявлять и учитывать мотивы поступка;

- добиваться, чтобы ученик принял оценку поступка, данную учителем.

Коллективная беседа проводится с целью нравственного, правового, эстетического и т.д. воспитания детей на основе:

- прочитанного литературного материала;

- увиденного или услышанного художественного произведения (картины, музыки и т.п.);

- собственного опыта учителя или учащихся и т. д.

Для того, чтобы беседа была эффективной, следует руководствоваться правилами её построения:

1. Вопросы должны быть чётко сформулированными, хорошо продуманными. Всякая беседа предполагает вывод. Вопросы должны быть направлены на то, чтобы подвести воспитанников к этому выводу.

2. Сформулировав вопрос, учитель должен продумать и грамотный ответ на него.

3. В ходе беседы нужно внимательно выслушивать ответы учеников и правильно на них реагировать.

4. В конце беседы формулируется общий вывод или правило.

 

3.3. Разъяснение.

Разъяснение – метод, раскрывающий содержание тех или иных требований к ребёнку или содержание поступков, явлений, событий.

Разъясняемые поступки могут иметь как положительную, так и отрицательную характеристику. Особую сложность для воспитателя составляет разъяснение сути отрицательных поступков. Педагог Т.А. Ильина рекомендует при этом следующие приёмы:

А) раскрыть значение поступка в его сравнении с другим аналогичным поступком, оценка которого является понятной и бесспорной (взял без спроса вещь – украл);

Б) подвести поступок под общий моральный принцип, значение которого не вызывает у ученика сомнения (уважай старших, не обижай младших и т.п.);

В) проанализировать проявившуюся в поступке черту характера (не одолжил книгу – пожадничал);

Г) проанализировать объект, с которым был связан поступок (каким был стол – каким он стал).

 

3.4. Дискуссии и диспуты.

К методам формирования сознания личности относятся также дискуссии и диспуты, хотя их можно рассматривать и как методы стимулирования познавательной и социальной активности воспитанников.

Обязательное условие дискуссии – наличие, по меньшей мере, двух противоположных мнений по обсуждаемому вопросу. Предполагается, что в познавательной дискуссии последнее слово должно быть за учителем, хотя это и не означает, что его выводы - истина в последней инстанции.

В отличие от дискуссии диспут не требует определенных и окончательных решений. Этот метод, как и дискуссия, основан на давно открытой закономерности: знания, добытые в ходе столкновения мнений, всегда отличаются высокой мерой обобщенности, стойкости и гибкости. Диспут в наибольшей мере соответствует возрастным особенностям старшеклассника, который характеризуется страстным поиском смысла жизни, стремлением не принимать ничего на веру, желанием сравнивать факты, чтобы уяснить истину.

Диспут дает возможность анализировать понятия и доводы, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Для участия в диспуте мало высказать свою точку зрения, надо обнаружить сильные и слабые стороны противоположного суждения, подобрать доказательства, подтверждающие его ошибочность. В свою очередь, диспут учит мужеству отказаться от собственной ложной точки зрения во имя истины.

Тему диспута могут подсказать сами ученики («Почему поведение не всегда совпадает с требованиями жизни?» «Откуда берутся равнодушные?» и т.д.)

Диспут требует тщательной подготовки, как самого воспитателя, так и учащихся.

Вопросы, вынесенные на обсуждение, готовятся заранее, причем полезно привлечь самих школьников к их разработке и составлению. Накануне диспута можно провести анкетирование по теме.

В ходе диспута настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволяет себе грубо вмешиваться в спор, навязывать свою точку зрения. Наиболее общее назначение диспутов - создать ориентировочную основу для творческих исканий и самостоятельных решений, поэтому официальных выводов и решений диспут не предусматривает.

 

3.5. Лекция

Лекция – метод, близкий к методу рассказа, но он имеет свои отличия. Это – развёрнутое изложение сущности и содержания какого-либо понятия или освещение определённой проблемы.

Конкретные факты, которые составляют основу рассказа, в лекции используются как иллюстрации или как отправные моменты.

Главное в ней – ознакомление с теорией, анализ данных, формулировка и обоснование выводов.

Успех лекции определяется, в первую очередь, её продуманным строением и логикой доказательств.

Строение лекции:

- вступление: обоснование темы;

- основная часть: разъяснение ключевого (отправного) понятия;

Изложение сущности основного понятия с помощью примеров, иллюстраций, пояснений;

- обобщение, формулировка выводов.

 

3.6. Пример.

В целостном педагогическом процессе широко используется метод примера.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Методы воспитания | Психологической основой примера служит явление подражательности. Путем подражания у молодого человека формируются способы личного поведения и деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1546; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.