Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Наука - продуктивная сила развития общества

1. Научно-технический прогресс и революции

2. Понятие о науке и классификация наук

2.1. Понятия о науке

2.2. Классификация наук

2.3. Характерные черты современной науки

3. Организация научной деятельности в Украине

1. Научно-технический прогресс и революции

Мы живем в удивительное время, когда человек покоряет космос, исследует структуру ДНК живых существ, а основную работу на производстве выполняют роботизированные машины. Еще 100 лет назад невозможно было поверить, что у человечества будут такие возможности. Глобальные изменения в образе жизни человека стали возможны благодаря научно-техническому прогрессу.

Научно-технический прогресс (НТП) - это процесс взаимосвязанного, прогрессивного развития науки и техники, обусловленный нуждами материального производства, ростом и усложнением потребностей общества.

Одной из характерных особенностей научно-технического прогресса заключается в его неравномерности процесса развития. Это развитие содержит в себе а) эволюционные этапы развития технологий, когда в течение длительного периода времени техника развивается на основе уже существующих технологических решений, б) революционные этапы, когда за относительно малый отрезок времени происходят бурные преобразования в технологиях производства. Последние этапы называются технологическими революциями.

Технологические революции – качественные изменения технологических способов производства, сущность которых состоит в коренном перераспределении основных технологических форм между человеческими и техническими компонентами производительных сил общества.

Примерами достижений технологических революций могут служить

40-е г. – телевидение, транзисторы, компьютеры, радар, атомная бомба, синтетические волокна, пенициллин;

50-е гг. – водородная бомба, искусственные спутники Земли, реактивный пассажирский самолет, электроэнергетическая установка на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ);

60-е гг. – лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы;

70-е гг. – микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнология;

80-е гг. – сверхбольшие интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез и т.д.

Наука развивается в тесной связи с технологическими революциями. А зачастую, именно наука становится источником, основанием для качественных изменений технологических способов производства.

Наука также развивается неравномерно. Длительное накопление знаний в рамках одной парадигмы может привести к возникновению противоречия, которое разрешается сменой парадигмы. Это называют научной революцией.

Научная революция - радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями матер.средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.

Историческими примерами научной революции могут служить

- переход от средневековых представлений о Космосе к механистической картине мира на основе математической физики (16-18 вв.);

- переход к эволюционной теории происхождения и развития биологических видов, возникновение электродинамической картины мира (19 в.),

- создание квантово-релятивистской физики (нач. 20 в.) и др.

 

В последние столетия наука и технологии производства сближаются, что выражается в увеличении доли интеллектуального труда в производстве, в научном обосновании использования тех или иных производственных процессов. Влияние науки на технологии производства приводит к ускорению темпов технического прогресса, новые технологии становятся более наукоемкими, высокие требования выдвигаются к специалистам, которые обслуживают производство.

Сейчас каждое государство в структуру своей стратегической доктрины - основных принципов развития общества - включает вопросы научно-технического прогресса (НТП).

Так, Национальная доктрина развития образования Украины в XXІ столетии (утверждена Указом Президента Украины 17 апреля 2002 года (№ 347/2002) определяет, что основными факторами дальнейшего развития образования есть:

- единство образования и науки как условия модернизации образовательной системы;

- достаточный объем финансирования науки и поддержка отечественных научных школ;

- интенсификация научных исследований в высших учебных заведениях;

- формирование содержания образования на основе новейших научных и технологических достижений;

- инновационная образовательная деятельность в учебных заведениях всех типов;

- правовая защита образовательных инноваций и результаты научно-педагогической деятельности как интеллектуальной собственности;

- привлечение к научной деятельности ученической и студенческой одаренной молодежи, педагогических работников;

- углубление сотрудничества и кооперации учебных заведений и научных учреждений, широкое привлечение ученых МАН Украины и отраслевых академий к учебно-воспитательному процессу и исследовательской работе в учебных заведениях;

- создание научно-информационного пространства для детей, молодежи и всего активного населения, использование для этого возможностей средств ИКТ;

- внедрение целевых программ, которые оказывают содействие интеграции образования и науки.

2. Понятие о науке и классификация наук

2.1. Понятия о науке

Наука - это целостная социальная система, объединяющая в себе постоянно развивающийся набор научных знаний об объективных законах природы, научную деятельность людей, направленную на создание и развитие этой системы, и учреждения, обеспечивающие научную деятельность (рис. 1).

Цель науки - познание законов развития природы и общества и воздействие на природу на основе использования знаний для получения полезных обществу результатов.

Задачи науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практ-го использования полученных знаний.

Знание - это проверенный практикой результат познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека.

Следует заметить, что не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.

Таким образом, понятия «научное знание» и «знание» могут не совпадать, поскольку последнее может быть недоказанным, непроверенным (гипотезы) или неистинным знанием (заблуждение). Научное знание не терпит бездоказательности: то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.

Система научных знаний отражена в научных понятиях, гипотезах, законах, научных фактах, теориях, идеях и т. д.

Система знаний классифицируется по следующим направлениям:

• отрасли знаний: естественные, общественные и технические науки;

• научные дисциплины: математика, физика, химия, теория автомобиля, техническая эксплуатация автомобилей и т. д.;

• результаты научной деят-ти: публикации, патенты, конструкторские разработки и т. д.

 

Научная деятельность - творческая деятельность, направленная на получение, освоение, переработку и систематизацию новых научных знаний, а следовательно, на расширение системы научных знаний.

Научная деятельность классифицируется по следующим признакам:

• целевое назначение: развитие теории, разработка новой техники, совершенствование (разработка) технологии и т. д.;

• виды научных работ: фундаментальные, прикладные, разработки;

• диапазон исследовательских работ: направления в науке, научная проблема, научная тема, научный вопрос;

• методы исследования: теоретические, экспериментальные и смешанные.

Научные учреждения обеспечивают нормальное протекание научной деятельности и включают в себя научных сотрудников, средства научной деятельности (оборудование, приборы и т. д.), объекты научной деятельности (автомобили, автотранспортные установки и т. д.), информационные фонды (библиотеки, патентные фонды и т. д.).

Научные учреждения классифицируются по тому признаку, к какой сфере человеческой деятельности в обществе они относятся:

• к непроизводственной сфере (академические институты, НИИ гуманитарного и обще­научного профилей, вузы непроизводственного профиля - медицинские, юридические…);

• к производственной сфере (отраслевые институты - НИИ, КБ, НПО, технические вузы).

 

2.2. Классификация наук

Попытки классифицировать области человеческого знания по различным основаниям предпринимались ещё со времён античности.

Так, Аристотель выделял три большие группы таких областей: теоретические (физика и философия), практические (даёт руководящие идеи для поведения человека, этика и политика) и творческие, поэтические (познание ведётся для достижения чего-либо прекрасного, эстетика). Теоретические знание (познание ведётся ради него самого) он разделил на: 1) «первая философия» (впоследствии «метафизика» — наука о высших началах и первых причинах всего существующего, недоступных для органов чувств и постигаемых умозрительно); 2) математика; 3) физика (изучает различные состояния тел в природе). Созданную им формальную логику Аристотель не отождествлял с философией, считал «органом» (орудием) всякого познания.

Мусульманские арабские учёные делили науки на арабские (поэтика, ораторское искусство) и иностранные науки (астрономия, медицина, математика).

На современном этапе развития общества в зависимости от сферы, предмета и метода познания различают науки:

1) о природе – естественные;

2) об обществе – гуманитарные и социальные;

3) о мышлении и познании – логика, гносеология, эпистемология и др.

В Номенклатуре специальностей научных работников, утвержденной МОН Украины, указаны следующие отрасли науки: физико-математические, химические, биологические, геолого-минералогические, технические, сельскохозяйственные, исторические, экономи­ческие, философские, филологические, географические, юридические, педагогические, медицинские, фармацевтические, ветеринарные, искусствоведение, архитектура, психологические, социологические, политические, культурология и науки о земле.

В зависимости от связи с практикой науки делят на фундаментальные (теоретические), которые выясняют основные законы объективного и субъективного мира и прямо не ориентированы на практику, и прикладные, которые направлены на решение технических, производственных, социально-технических проблем.

Оригинальную классификацию «стыковых» наук предложил Л.Г.Джахая:

- промежуточные науки, возникшие на границе двух соседствующих наук (например, математическая логика, физическая химия);

- скрещенные науки, которые образовались путем соединения принципов и методов двух отдаленных друг от друга наук (например, геофизика, экономическая география);

- комплексные науки, которые образовались путем скрещивания ряда теоретических наук (например, океанология, кибернетика, науковедение).

2.3. Характерные черты современной науки

Современной науке присущи следующие черты:

1. Связь с производством. Наука стала непосредственной производительной силой. Около 30% научных достижений служат производству. В то же время наука работает и на себя (фундаментальные исследования, поисковые работы и т. д.), хотя, как показывает опыт, данное направление развивается недостаточно, особенно в области проблем образования.

2. Массовость современной науки. Наряду с увеличением численности научных учреждений и сотрудников существенно возрастают капитальные вложения в науку, особенно в передовых западных странах. Несмотря на трудности в этом отношении, связанные с переходным периодом к рыночной экономике в жизни Украины, в бюджетах страны, принимаемых в последнее время, наблюдается устойчивая тенденция увеличения вложений в фундаментальные исследования, имеющие государственное значение.

3. Дробление, специализация, взаимодействие и взаимопроникновение наук. На базе фундаментальных наук (педагогики, психологии, физиологии и т. д.) образуются специальные научные дисциплины (дефектология, коррекционная педагогика, кризисная психология и т. д.); они создаются на основе как смежных наук, так и далеких друг от друга научных дисциплин.

4. Системный подход в изучении объектов исследования. Исследуемый объект рассматривается как некоторое сложное целое, состоящее из отдельных систем, подсистем и элементов. В зависимости от цели и задач исследования наблюдатель может изучать свойства объекта как единого целого, так и его составных частей. Причем в целом объект может обладать такими свойствами, которые не присущи в отдельности ни одной из его составляющих.

5. Резкое ускорение темпов НТП. Наука представляет собой первую фазу НТП и фактически формирует основы для развития процесса в целом. В условиях НТП основные направления научных исследований сводятся к определению момента перехода на новые качественные этапы развития, а также к определению конкретных форм и методов, позволяющих перейти на эти новые этапы развития.

6. Перевод научной деятельности на хозрасчети самоокупаемость и в ряде случаев непосредственное участие в процессах производственно-коммерческой деятельности. Научная деятельность в сферах, не связанных непосредственно с интересами государства, должна оправдывать себя в финансовом отношении, становиться прибыльной и рентабельной. В условиях рыночной экономики это является мощным стимулом ускоренного внедрения достижений науки в общественное производство путем создания и широкого распространения новой техники и новых технологий (например, персональный компьютер, синтезирующий достижения многих наук, был создан и продолжает развиваться с нарастающей интенсивностью прежде всего для удовлетворения требований рынка - усложнения компьютерных игр).

7. Наличие различных источников финансирования:

• бюджетное финансирование (правительственные, межотраслевые, отраслевые и другие государственные научно-технические программы, региональный бюджет, бюджет местного самоуправления и т. д.);

• внебюджетное финансирование (целевые средства специальных фондов и др.);

• частное инвестирование юридических лиц на основе льготных налогов, ценообразования, аренды;

• частное инвестирование физич. лицами (личные сбережения, льготные займы и т. п.);

• зарубежное инвестирование (целевые займы мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития и др.);

• международная помощь и научно-техн. сотрудничество (помощь ЮНЕСКО в области транспорта, международное научно-техническое сотрудничество, помощь и безвозмездный обмен результатами научных исследований в рамках сотрудничества городов-столиц и др.).

 

3. Организация научной деятельности в Украине

Высшим государственным научным центром является Национальная академия наук (НАН) Украины. Она возглавляет и координирует совместно с Государственным комитетом по делам науки и технологий Украины фундаментальные и прикладные исследования в различных областях науки.

НАН является государственной научной организацией, которая объединяет все направления науки и поддерживает международные связи с научными центрами других стран. Возглавляет НАН Украины Президент, который избирается общим собранием ученых.

НАН Украины имеет в своем составе отделения в соответствующих областях науки, в частности, математики, информатики, физики и астрономии; наук о земле; химии, общей биологии, экономики, истории, философии, литературы, языка и искусства и т.д..

В состав НАН входят научные институты из соответствующих областей, территориальные отделения (Западное, Южное и др..) и территориальные филиалы.

Научно-исследовательскую деятельность прикладного характера на низших уровнях осуществляют в НИИ отделы, лаборатории, сектора, а также высшие учебные заведения (университеты, академии, институты).

Университеты - это многопрофильные вузы четвертого уровня аккредитации, яки осуществляют образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации широкого спектра естественных, гуманитарных, технических, экономических и других направлений науки, техники, культуры и искусств.

Академия - высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации, которое осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением определенного высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства, фундаментальные и прикладные научные исследования..

Институт - высшее учебное заведение третьего или четвертого уровня аккредитации или структурное подразделение университета, академии, который осуществляет образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации в определенной области науки, производства, образования, культуры и искусства. Институтом в современном понимании называют также объединение кафедр университета или академии.

Научно-исследовательская работа является частью подготовки специалистов и осуществляется научными коллективами, отдельными учеными по договорам, контрактам, заказам, программам, проектам. Для этого создаются научные, научно-производственные подразделения, объединения, ассоциации, технологические парки, центры новых информационных технологий научно-технического творчества и другие формирования.

Результаты научных педагогических исследований публикуются в специальных журналах: «Сучасна освiта», «Соціальний педагог», «Комп’ютер у сім’ї та школі», «Інформатика» тощо

Научная и научно-техническая деятельность в высших учебных заведениях является неотъемлемой составляющей образовательной деятельности и осуществляется с целью интеграции научной, учебной и производственной деятельности в системе высшего образования.

Научно-исследовательскую работу в ИГГУ организует научный отдел, который подчиняется проректору по научной работе. Структурными подразделениями научного отдела является аспирантура, редакционный совет ежегодника «Научные записки ІГГУ», а также кафедры университета.

Тех, кто постоянно занимается научной деятельностью, называют исследователями, учеными, научными работниками, учеными.

Научный работник - это ученый, который по основному месту работы и согласно трудового договора профессионально занимается научной, научно-технической, научно-организационной и научно-педагогической деятельностью и имеет соответствующую квалификацию, независимо от наличия ученой степени или ученого звания, подтвержденной результатами аттестации.

Основными формами подготовки научных и научно-педагогических работников высшей квалификации является аспирантура (адъюнктура) и докторантура.

Аспирантура - форма повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию ученой степени кандидата наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации - кандидатов наук.

Адъюнктура — аспирантура вузов и научно-исследовательских учреждений Вооружённых Сил Украины.

Клиническая ординатура — форма повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

Аспирант - лицо, обучающееся в аспирантуре и готовящееся к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

Докторантура — формы повышения квалификации лиц с целью подготовки их к соисканию учёных степеней доктора наук; специализированное подразделение вуза или научно-исследовательского учреждения по подготовке преподавательских и научных кадров высокой квалификации — докторов наук.

Докторант — лицо, обучающееся в докторантуре и готовящееся к защите диссертации на соискание учёной степени доктора наук. Защиту проводит совет по защите докторских диссертаций.

Научно-педагогические работники в высших учебных заведениях могут занимать должности: ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, зав. кафедрой.

Сотрудникам НИИ присваиваются звания младшего научного сотрудника, научного сотрудника, старшего научного сотрудника, ведущего научного сотрудника, главного научного сотрудника, зав. научным отделом, зав. лабораторией.

Самые выдающиеся ученые избираются собранием НАН Украины, отраслевыми и общественными академиями - членами-корреспондентами и действительными членами-академиками.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
L , l ( l , p ) | Цепные передачи. Зубчатые передачи получили наибольшее распространение в машиностроении благодаря следующим достоинствам:
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.