Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные компоненты теоретического уровня

Фундаментом науки являются твердо установленные факты, полученные эмпирическим, т.е. опытным, путем, на­пример совокупность эмпирических данных, полученных в ре­зультате астрономических наблюдений за перемещениями не­бесных теп. Эмпирические знания являются результатом непосредственного контакта с реальностью в наблюдении или экс­перименте.

Научная картина мира может быть представлена в виде суммы частных картин мира (физической, биологической, гео­графической и т.д.), которые в свою очередь включают соот­ветствующие

концепции - определенные способы понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса. Научные картины мира и концепции складываются из научных фактов, гипотез, проблем, принципов, законов, теорий и т.д.

Научные факты это факты, установленные путем наблюдения или экспериментов.

Гипотеза вид знания предположительного характера, истинность или ложность которого еще предстоит доказать. Научная проблема осознанные вопросы, для ответа на которые недостаточно имеющихся знаний.

Научные прин­ципы - наиболее общие и важные фундаментальные положе­ния теории.

Законы науки - теоретические утверждения, выра­жающие существенные связи явлений.

Научная теория сис­тематизированные знания в совокупности, объясняющие множество фактов и описывающие посредством системы зако­нов определенный фрагмент реальности.

Уровни научного знания и их соотношение Слайд 6

Научное знание включает в себя два основных взаимосвязан­ных, но качественно различных уровня - эмпирический и тео­ретический. Каждый из них выполняет определенные функции и располагает специфическими методами исследования [11, 12, 15, 17].

На эмпирическом уровне происходит:

n на­копление фактов,

n их первичная систематизация и классифи­кация,

n выявлЕНИЕ эмпирических законов и правил, которым подчиняются наблюдаемые явления.

Среди эмпирических методов выделяют несколько основных:

n наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объ­ективной действительности; необходимо, чтобы наблюдение не вносило какие-либо изменения в изучаемую реальность;

n эксперимент — наблюдение за объектами и явлениями в специально созданных и контролируемых условиях, когда изу­чаемый объект ставится в особые, специфические и варьируе­мые условия, чтобы выявить его существенные характеристи­ки и возможности их изменения под влиянием внешних фак­торов;

n измерение — выявление количественных характеристик изучаемой реальности. В результате измерения происходит сравнение объектов по каким-либо сходным свойствам или сторонам;

n описание - фиксация средствами естественного или ис­кусственного языка сведений об объектах и явлениях;

n сравнение - одновременное выявление соотношения и оцен­ка общих для двух или более объектов свойств или признаков.

Информация, полученная в результате применения такого рода процедур, подвергается статистической обработке. При этом источники научной информации и способы ее анализа и обобщения детально описываются, что позволит впоследствии проверить эти результаты.

Закономерности, полученные на эмпирическом уровне, обычно мало что объясняют. Более того, чаще всего они не открывают направлений дальнейшего научного поиска, т.е., как говорят, они малоэвристичны. Поэтому над эмпирическим уровнем науки надстраивается теоретический уровень. Без оп­ределенной теоретической установки не может начаться эмпи­рическое исследование.

Теоретический уровень обеспечивает целостное восприятие действительности, в рамках которого многообразные факты укладываются в некоторую единую сис­тему. Сущностью теоретического познания является не только описание и объяснение многообразных фактов и закономер­ностей, выявленных в процессе эмпирических исследований в определенной предметной области, на основе немногих зако­нов и принципов; она выражается также в стремлении ученых раскрыть гармонию мироздания.

Теоретический уровень подразумевает использование таких методов познания,

формализация, когда происходит построение абстрактных моделей, раскрывающих сущность изу­чаемых процессов действительности;

аксиоматизация, с помощью которой строят теории на основе аксиом — утвержде­ний, доказательства истинности которых не требуется;

гипотетико-дедуктивный метод, в рамках которого создаются системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Проблема -форма знания, содержанием которого является то, что еще не познано, но что нужно познать, т.е. это знание о незнании, во­прос, возникший в ходе познания и требующий ответа; проблема включает два основных этапа движения познания - постановку и решение.

Гипотеза - это знание в форме предположения, сформулированного на основе ряда фактов. Гипотетическое зна­ние носит вероятностный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В результате доказательства одни из выдвинутых гипотез становятся теорией, другие видоизменя­ются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются как заблуждения, если проверка дает отрицательный резуль­тат. Решающей проверкой истинности гипотезы является прак­тика во всех своих формах, а вспомогательную роль играет ло­гический (теоретический) критерий истины.

тео­рия - знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действитель­ности. Теория строится для целей объяснения объективной ре­альности. Главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня.

Теоретический уровень знания обычно расчленяется на две составляющие –

n фундаментальные теории и

n теории, которые описывают конкретную область реальности, базируясь на этих фундаментальных теориях.

Так, механика описывает матери­альные точки и взаимоотношения между ними, а на основе ее принципов строятся различные конкретные теории, описываю­щие те или иные области реальности. Например, для описания поведения небесных тел строится небесная механика в предпо­ложении, что Солнце - центральное тело, обладающее большой массой, а планеты - материальные точки, движущиеся вокруг центрального тела по законам механики и закону всемирного тяготения.

Научная теория — это развивающаяся система знания (вклю­чающая и элементы заблуждения),

Функции теории.

Синтетическая функция объеди­няет отдельные научные знания в единую систему.

Объяс­нительная функция выявляет причинные и иные связи кон­кретного явления, его существенные характеристики, законы его происхождения и развития.

Методологическая функция отвечает за разработку на базе теории разнообразных методов, способов и приемов исследовательской деятельности.

Пред­сказательная функция, или функция предвидения, форму­лирует представления о неизвестных ранее фактах, объектах и их свойствах или о тех, о существовании которых известно, но они пока еще не выявлены.

Практическая функция за­ключается в стремлении теории быть воплощенной в практику, стать инструментом изменения действительности.

Индуктивный и рационалистический пути познания Слайды 7-8

Существу­ют два генеральных пути познания, которые были сформули­рованы еще в XVII в. [15].

1. В основе предложенного Ф. Бэконом эмпирического, или индуктивного, метода лежит индукция - способ рассуждения, при котором общий вывод делается на основе обобщения част­ных посылок.

В эмпирической программе заложена идея о том, что практическое знание о мире можно получить только из опыта, т.е. на основе наблюдений и эксперимента. По мысли Бэкона, движение от частных случаев ко все более широким обобщениям является единственно возможным путем позна­ния природы.

2. Рационалистическую программу научного исследования предложил Р. Декарт. По его представлениям, основу исследо­вания должны составлять интуиция и дедукция:

интуиция по­зволяет выделить в реальности простые и самоочевидные ис­тины, а на основании дедукции (движения познания от общего к частному) из простых истин можно вывести достаточно сложные знания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика основных методов науки | Идеалы и ценности науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.