Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Две компоненты интеллектуального капитала




Таблица

    Человеческие ресурсы Результаты интеллектуальной деятельности
Определение Знание, которое трудно четко выразить и которое может быть встроено в выпускаемую продукцию Знание, на которое собственник может получить правовую охрану
  Примеры Профессиональный опыт Профессиональные навыки Творческий потенциал Технологии Результаты НИОКР Изобретения Процессы Цифры Публикации Компьютерное обеспечение  
Источник Люди, практика и процедуры организации Материальные носители информации
Методы Правовой охраны Комплексное соглашение между работником и работодателем Патентное право Авторское право Служебная и коммерческая тайна

 

Человеческий капитал или интеллектуальная сила создает идеи, разработки, ведущие к инновациям. Те, что можно описать и идентифицировать, становятся результатами интеллектуальной деятельности, права на которые являются интеллектуальной собственностью компании. Те результаты, что имеют большой коммерческий потенциал, получают правовую охрану и становятся объектами интеллектуальной собственности.

Компании коммерциализуют интеллектуальную собственность многими путями. Они могут продавать лицензии, они могут соединять ее с активами других фирм в совместное предприятие, могут использовать на переговорах для проникновения на рынок, контролируемый другими фирмами, или могут коммерциализовать инновации вместе с собой.

Интеллектуальная собственность в отличие от человеческого капитала может быть равноценно заменена при акционировании и принадлежит акционерам. Преимущество наукоемкой фирмы - в превращении инноваций, производственных человеческим капиталом, в интеллектуальную собственность фирмы. Основная задача менеджера трансформировать активы человеческого капитала в интеллектуальную собственность.

Человеческий капитал фирмы может быть определен как способности нанятых работников решить проблемы покупателей. Ресурсы человеческого капитала – в ноу-хау и в опыте фирмы решать важные для нее проблемы. Эти ресурсы включают коллективный опыт, командную практику, навыки и основные ноу-хау всех работников, что составляет основную ценность компании, даже если трудно определить эту величину без самих носителей этих знаний. Например, адвокатская фирма может подсчитать число юристов в штате как свой основной капитал, фирма представляет юридические услуги клиентам, используя опыт своих работников.

Другие компании не столь непосредственно используют свой человеческий капитал для создания своей стоимости. Например, фирмы, производящие программное обеспечение, используют своих программистов для его создания. Программы для ЭВМ затем систематизируются, оформляются как объекты интеллектуальной собственности, учитываются как нематериальные активы, которые потом изготавливаются и продаются. В этом случае человеческий капитал создает стоимость фирмы не непосредственно как в адвокатской фирме, а через поставленные на учет объекты интеллектуальной собственности, то есть через нематериальные активы.

Интеллектуальная собственность, вторая компонента интеллектуального капитала, идентифицируются путем описания на материальном носителе, оформления прав собственности и может быть представлена на рынке в форме объектов интеллектуальной собственности. Любая часть знаний, которую можно выделить, представить на материальном носителе, квалифицируется как интеллектуальная собственность и может получить правовую охрану. Интеллектуальная собственность – это источник знаний, которые компания коммерциализует.

В технологических фирмах интеллектуальная собственность регулярно анализируется относительно целесообразности оформления правовой охраны, чтобы понять, какие активы получат инвестиции и коммерциализацию. Согласно законодательству можно использовать патентное право, авторское право, засекречивание. Каждый вид правовой охраны позволяет осуществить разные стратегии бизнеса, основанного на получении исключительных прав. Понятно, что далеко не всю интеллектуальную собственность будут охранять на фирме в связи с расходами, которые для этого требуется.

Человеческий капитал сам по себе имеет малую ценность. Если представить, что группа опытных людей задумала большой бизнес, то без обеспечения ресурсами, без фирмы, без производственного персонала и оборудования они не реализуют свои идеи. То, чего не хватает человеческому капиталу, называется структурным капиталом. Он включает прямую и непрямую поддержку и включает как материальные, так и нематериальные элементы. Структурный капитал обеспечивает среду, которая поощряет человеческий капитал создавать, а затем капитализировать знания. Структурный капитал – эта та часть фирмы, которая остается, когда человеческий капитал пошел домой.

В наукоемких компаниях структурный капитал должен быть запроектирован на максимальный интеллектуальный выход. Это не только удобное рабочее место с полным набором материального и информационного обеспечения, но, прежде всего, структурный капитал должен включать в себя систему продвижения на рынок результатов творческой деятельности.

Кроме материальной составляющей, структурный капитал включает не менее важную нематериальную часть: культуру, историю бизнеса фирмы. В то время как человеческий капитал обычно является источником технологий и дает то, что можно коммерциализовать, другие элементы интеллектуального капитала определяют направление компании, ее перспективу: цель фирмы, ее стоимость, содержание бизнеса. Компоненты нематериальной части структурного капитала, определяющие отношения с покупателями продукции фирмы, относят к покупательскому капиталу.

Необходимо отметить, что интеллектуальная собственность и структурный капитал находятся во взаимосвязи, не малая часть интеллектуальной собственности, характеризующая административные и коммерческие решения, входит в структурный капитал.

Дополняющие друг друга компоненты интеллектуального капитала фирмы формируют ее цену в процессе коммерциализации. Характерно для наукоемких фирм, что коммерческие знания и навыки бизнеса дополняют технические инновации, созданные человеческим капиталом фирмы. Эта дополнительная коммерческая информация включают в себя также производственные мощности, сбытовую сеть, перечень покупателей, сеть поставщиков, способность обеспечить сервисное обслуживание и организаторские возможности. Их можно считать той связующей компонентной для технологии, что позволяет ей достичь покупателя.

Дополнительная интеллектуальная собственность, созданная на фирме, может помочь также технологиям из других фирм своим перечнем покупателей, товарными знаками, сетью сбыта и пр. Дело обычно не в том, насколько хороши техническая интеллектуальная собственность, а насколько она объединена с соответствующей дополнительной коммерческой интеллектуальной собственностью, насколько перспективно оформить на оба вида интеллектуальной собственности фирмы права и поставить на учет как нематериальные активы.

Существуют два типа дополнительных коммерческих нематериальных активов. Первый – это основные коммерческие активы. Они могут быть приобретены или взяты на время на открытом рынке и могут использоваться при коммерциализации разнообразных технологий.

Второй тип – это специальные нематериальные активы. Предположим, изобретатель предложил уникальный продукт с большой рыночной привлекательностью. Если этот продукт можно изготовить на оборудовании, что имеется на рынке, то это будет использование основных коммерческих активов. Если новый продукт можно изготовить только с помощью уникальной технологии и оборудования или вывести на рынок с помощью новой сети сбыта и формы продажи, которая пока не создавалась, то необходимы специальная интеллектуальная собственность, которая тоже после постановки на учет станет нематериальным активом.

Такие специальные нематериальные активы могут быть использованы в долговременной стратегии фирмы как новый рубеж конкурентоспособности, как новый источник дохода путем продажи лицензии, их можно просто продать или использовать для привлечения партнеров для создания совместного предприятия. Главное, специальные коммерческие нематериальные активы могут быть использованы для защиты технологии от конкурентов, если правовая охрана технической интеллектуальной собственности либо не оформлена, либо оказалась не способной обеспечить надежную защиту.

Специальные дополнительные нематериальные активы становятся источником новой стоимости и технологии, и фирмы в целом дополнение к стоимости новшества в процессе коммерциализации. Это дополнительная цена, которую может получить собственник таких активов.

Стоимость, которая возникла при создании нового производственного процесса, может быть возвращена собственнику как прибыль собственника производства. Стоимость, которая возникла при создании новой системы, может принести прибыль собственнику этой системы и т.д. Специальные коммерческие нематериальные активы становятся источником новой рыночной цены фирмы и могут обеспечить значительно большую цену, чем балансовая стоимость материальных активов.

Уникальность специальных коммерческих нематериальных активов в соединении со специальным применением технической информации, которая обычно может получить правовую охрану, что создает основание для более высокой цены интеллектуального капитала. Учет и контроль специальных коммерческих нематериальных активов эквивалентен рыночной оценке основных нематериальных активов.

Соединенные коммерческие и технические нематериальные активы дают не только основу для высокой оценки стоимости технологии и бизнеса в целом, но и фактически создают преимущество охраны технологии при ее раскрытии, которое не может обеспечить только патентование.

С помощью дополнительных коммерческих нематериальных активов можно более полно описать наукоемкую компанию в терминах, которые позволяют рассмотреть все источники стоимости ее интеллектуальной собственности и структурного капитала. Интеллектуальный капитал наукоемких компаний стал возможным благодаря структурному капиталу фирмы, который включает нематериальные активы, отражающие коммерческую и административную инфраструктуру.

Дополнительные к техническим коммерческие нематериальные активы позволяют не только вывести инновации на рынок, но также увеличивают рыночную цену коммерциализуемым результатам творческой деятельности и приносят прибыль их владельцам.

В прошлом существовали следующие три условия для достижения успеха в бизнесе:

-если в инновации была потребность;

-если инновация имела правовую охрану;

-если инновация была принесена на рынок раньше, чем это сделали конкуренты.

Сегодня успешные наукоемкие компании узнали, что интеллектуальный капитал является основным источником их цены. И можно быстрее успешно коммерциализовать технологию, чем добиваться создания всех трех условий Важнее сосредоточиться на инфраструктуре, обеспечивающей первое условие – создание инновации.

Важность интеллектуальной собственности сейчас осознается больше, чем когда–либо. Она может устанавливать цены на продукцию и уменьшать производственные затраты, создавать новые товары и даже новую индустрию. Интеллектуальные ресурсы могут позволить начинающей компании доминировать на рынке и могут вдруг поставить гиганта на колени.

Интеллектуальная собственность станет большей частью стоимости корпораций, поскольку будет усиливаться законодательная защита прав на интеллектуальную собственность; возрастет деловая ценность получения прав на глобальную интеллектуальную собственность; будет быстро расти стоимость приобретения патентов. Но вероятно, наиболее важной причиной этого превращения ценности интеллектуальной собственности в большую часть стоимости собственности корпораций будет то, что в сочетании с динамичными изменениями инфраструктуры знаний эта инфраструктура будет фокусировать активность организации и оптимизировать создание ценности. Эти выводы подчеркивают необходимость согласованного процесса управления интеллектуальной собственностью в любой коммерческой организации.

В одной организации чаще всего процесс управления интеллектуальным достоянием начинается с желания навести порядок с патентами. Эта работа по анализу того, за что нужно перестать платить пошлины, а что стоит продолжать поддерживать в силе, становится своеобразным катализатором, который начинает системную работу по управлению интеллектуальной собственностью. В другой организации это, вероятно, будет иначе, катализатором может стать управление базами данных. Однако каждая организация может значительно улучшить общие показатели своей деятельности путем оптимизации всей работы по управлению знаниями, и каждой из них предстоит долгий путь. Его начальной точкой может быть обсуждение следующих вопросов.

1. Какие сферы деятельности моей компании имеют стратегическое значение?

2. В каких из этих сфер управление знаниями и облегчение обмена ими являются критическими?

3. Какие из этих сфер дают наилучшую возможность продемонстрировать важность управления знаниями для создания ценностей и являются ли они той системой рычагов, которая приведет к росту стоимости компании, если уже сегодня будет проявлена соответствующая инициатива?

Последствия такой инициативы будут значительными и, несомненно, повлияют на всю культуру компании, если эта инициатива будет действительно успешной. Поэтому, прежде чем «запустить» такую инициативу, необходимо получить поддержку на самых высоких уровнях вашей организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.