Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовные стихи

Г.П. Федотов называл духовные стихи песнями (чаще всего эпическими), на религиозные сюжеты, которые обычно исполнялись бродячими певцами (преимущественно слепцами) на ярмарках, площадях, у ворот монастырских целей. Как область духовной культуры, лежащая между письменной церковной традицией и фольклором, русские духовные стихи претерпели на протяжении своего развития существенные изменения - в отношении принципов стихосложения (тонические, эпического склада стихи; затем сложенные в силлабическом размере, - рифмованный стих был занесен на Московскую Русь в ХVII в.; наиболее поздний пласт - стихи силлабо-тонические). Об относительно, древности или новизне стиха, разумеется, свидетельствуют и его музыкальные особенности. Так, близкий к былине стих "Восточная держава" о древнерусских князьях-мучениках; Борисе и Глебе очень далек по своим интонациям от имеющего чуть ли не ритм плясовой песни позднего стиха "Потоп страшен умножался".

Исполнителей духовных стихов Федотов называл посредниками между церковью и народом. Образы, которые мы встречаем в стихах, показывают нам, как в народном поэтической сознании преломлялось церковное предание, что было для него в этом предании наиболее близким. Для народа стихи были школой веры, школой нравственности и вместе с тем школой религиозной культуры. Современному человеку, нередко страдающему от болезненного разрыва между мировоззрением, образом жизни и пристрастиями в области культуры есть смысл изредка обращаться к этому источнику народной мудрости и поэзии, чтобы хотя бы сделать шаг на пути обретения внутренней цельности

Духовные стихи нельзя без оговорок назвать частью русского фольклора; хотя они и питаются его поэтической образностью, но сюжеты их восходят к памятникам книжности - церковной и околоцерковной (апокрифы). Передавались от поколения к поколению духовные стихи также двумя способами - устно и письменно, в стиховниках.


Сюжеты и исполнители


Бродячие певцы, странники, "калики перехожие" не могли быть единственными исполнителями духовных стихов: они пели то, что жило непрерывной жизнью в самом народе. И здесь огромную роль сыграло старообрядчество, которое, с одной стороны, сохранило древнейший пласт стихов, восходящих к темам и образам Ветхого Завета ("Плач Адама", "Плач Иосифа Прекрасного", стихи о святых - об Алексии человеке, Божием, о Егории Храбром и т.д.), и, с другой, стало творцом новых тем и образов в этом жанре народной поэзии. Говоря в этой связи о старообрядцах, Ф.М. Селиванов справедливо утверждает, что вместе с ними "возникло иное по сравнению с более ранним и официально существующим состояние христианской культуры". Она, становилась собственно народной в о т л и ч и е от официальной христианской культуры, которая в целом народной не стала. В ХV-м столетии, когда из среды старообрядцев сложилось представление о воцарении духовного антихриста, встали возникать стихи, отличающиеся выраженным эсхатологическим характером, в них отразилось ожидание конца мира и призыв к уходу из него. Таков духовный стих "Рабы вы, мои, рабыни", написанный у старообрядцев-поморцев в Верхокамье, то есть в верховьях Камы в Пермской области. Подобные духовные стихи, разумеется, тесно связаны со стихами покаянными, и наиболее распространенным сюжетом здесь, очевидно, был сюжет о расставании души с телом /"Уж вы голуби", или "Два-то голубя"/, записанный в самых разных уголках России, конечно, и в разных текстовых и музыкальных вариантах. Г.П. Федотов писал, что тема Страшного суда образует один из самых мощных центров притяжения; в народной поэзии. Диалог тела с душой (что, кстати, имеет определенные аналогии в церковной книжности), обращения к грешной душе, не захотевшей или опоздавшей покаяться звучат в стихах о смерти и покаянии. Таков духовный стих "Как на вольном свету душа царствовала". О, том, как развивался духовный стих в.музыкальном отношении, может свидетельствовать сравнение двух стихов на один сюжет, записанных, с одной стороны, у пермских поморцев "и, с другой, у беспоповцев в Курганской области. Это духовный стих "Человек живет, как трава растет"ь-(или "цветет"), в первом случае унисонный, в другом - более поздний, двухголосный. У поморцев Верхокамья, где община делилась на мирских и "соборных", то есть аз жизни подразумевал максимальный уход от светских полечений и пристрастий и заботу о спасении души, стихи были единственным жанром музыкальным, использование которого допускалось во внебогослужебное время. Некоторые стихи можно было петь только до или после отпевания покойника. Это касается упомянутых двух покаянных стихов.
Нередко.два духовных стиха на одну тему, но возникшие в различных традициях в разное время, отличаются друг от друга, не только в музыкальном, но и в образном и содержательном отношении.
В качестве примера приведем стих об Иоасафе Царевиче,.книжной основой для которого послужила переводная Повесть о Варлааме и Иоасафе., бытовавшая в Древней Руси и рассказывающая.о том, как юный царевич, под влиянием старца-пустынника оставил "царский.дом " славу, и богатство и отправился в пустыню ради спасения души. Первый из стихов записан от старообрядцев-некрасовцев, одной из ветвей приемлющего священство старообрядчество, имеющего сложную судьбу покинули российские пределы после поражения крестьянской войны под предводителством Кондратия Булавина, в 1708 г., жили на Кубани, в Добрудже, затем, с конца 18 в., в Турции и в течение 20 столетия постепенно, вплоть до 60-х годов, возвращались на Родину. В этом стихе прежде всего очерчивается эсхатологическая перспектива /событие в жизни царевича соотносится с близким концом мира/, а пример царевича привлекает к нему слуг, возгоревшихся желанием разделить с ним eго подвиг. Другой стих, записанный в общине старообрядцев-федосеевцев в Нижегородской области /ТОНЕИНСКИЙ район/ - это раскрытие характерного для древнерусской литературы образа Христа как. драгоценного камня и приобретающего его «премудрого купца», то есть человека, посвятившего свою жизнь служению Богу. В форме диалога между Варлаамом и Иоасафом в стихе ведется разговор об истинных ценностях - ценностях духовных.
Популярный в старообрядческой среде духовный стих об Иосифе Прекрасном /чтобы спеть его до конца, потребовалось, наверно, не менее часа в текстовом отношении одинаков как у староверов-федосеевцев в Тонкино, так и у старообрядцев Верхокамья. Последние, однако, сохранили более древний напев в Пермской обл.

Сами имполнители нередко отмечали различие между старинными стихами и новыми, рифмованнными, говоря, что первые были "протяжней, вежливее", а новые, которые распространял в тех краях Феофан Румянцев в начале XX века, доставлявший сюда печатные стиховники московских старообрядческих типографий. К стихам такого типа, но записанным в Нижегородской области,, относится стих "Слезы ливше о Сионе", своего рода плач об якобы утрате веры и плачевном состоянии Церкви /"Вижу много блеску, славы и наружной красоты, а посмотришь на уставы - все фальшивые цветы"./

Некими исследователями подмечено, что в русской традиции отсутствуют стихи о воскресении Христовом. Стихи же, посвященные страстям Христовым, преимущественно позднего происхождения и возможно поются как старообрядцами, так и православным народом повсюду в России.
В одном из таких стихов встречаем довольно устойчивый образ, связанный с гробом Христа, покоящемся в одной церкви вместе с гробами Богородицы и Иоанна Крестителя. "Как объяснить эту столь дорогую, очевидно, для народа апокрифическую черту, идущую вразрез с основным догматом христианства?", - писал Г.П. Федотов, "упоминая об этом разряде духовных стихов. С его точки зрения, "народ более дорожит осязательной материальной святыней, телом Христа на земле, чем Воскресением /Вознесением/ его. Тело Христово, его мощи - вещественный залог освящения мира. Один из таких стихов повествует о том, как Святая Дева ходила по земле в поисках распятого (Сына и о том, как на этом месте, из выросших там деревьев срубили церковь, где и находились три упомянутых гроба. Этот стих записан нами в селе Пчелиновка Воронежской области, селе хорошо известном фольклористам богатством своих певческих традиций. Разумеется, народ, слагавший духовные стихи, далеко не всегда ограничивал себя рамками того образа Христа и Богородицы, который присутствует в Евангелиях. Христу в стихах присущи порой столь откровенные выражения чувств, о которых в церковном предании и писании не может быть и речи. Это касается, в частности, духовного стиха, в мелодическом отношении весьма напоминающем позднюю лирическую песню и записанного фольклористами "в селе Бородиновка, в Челябинской области. Христос здесь "кричит своей Матери, чтобы она помолилась Богу и попросила Его об избавлении Его от страсти-ужаса".


Хотя тема Страшного Суда, грозного Судьи (к которому,по стиху "Два-то голуби идет грешная душа), является одной из главных в этой области народной поэзии» в стихах нередко появляется и Бог милующий, помогающий людям утвердиться на праведном пути. По рукосписным сборникам и устным записям известны стихи о черноризце, потерявшем, златую книгу и уронившем ключи от церкви. Один из его вариантов записан у старообрядцев - поморцев в курганской области. Господь посылает здесь на помощь иноку, сбившемуся с духовного пути, двух ангелов-хранителей» Очевидно, более поздним по происхождению является записанный там же стих о черноризце "Под зеленой, под кудрявой", близкий к лирической песне.
Стилистическая пестрота духовных стихов поражает воображение. Здесь, как мы говорили, стоят рядом, эпические песни и поздние куплетные сочинения, нередко в духе жестоких романсов. Но, будучи с одинаковой любовью исполняемы народом, они были объединены своей назидательной функцией, условиями исполнения (в постные дни как замена песен/ и манерой исполнения (определенный способ звукоизвлечения). Народная вера отразившаяся в духовных стихах, может быть по ним изучена, как это было отчасти сделано Г.П. Федотовым, во всем многообразии ее проявлений, в том числе и в соответствии с основными разделами христианского богословия (христология, космология, антропология, экклесиология, эсхатология и т.д.). Как отметила одна из крупнейших специалистов в области собирание и изучения духовного стиха С.Е.Никитина, этот удивительный феномен народной поэзии: «еще не исчерпал свои возможные темы и не сказал свое последнее слово»

 

В эпосе представлен рассказ о событии т.е есть сюжет. Главное - событие. Объективность.

В лирическом произведении поэт говорит от себя. Главное - настроение. Субъективность.

В лиро-эпическом жанре присутствует фигура автора.

Духовные стихи - песничаще всего эпические, но и лирическими могут быть.

Баллада - лиро-эпическая песня.

Историческая песня - эпическая, лиро-эпическая и лирическая.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Малые эпические жанры: историческая песня, духовный стих, старая баллада. Соотношение эпического и лирического начал в этих жанрах | Лирические песни
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.