Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности ВНД человека и отличие ее от ВНД живот­ных. Учение И.П.Павлова о 1-ой и 2-ой сигнальных системах




Эмоции и их биологическая роль Классификация эмоций Теории эмоций. Роль структур головного мозга в формировании эмоций. Вегетативные и моторные компоненты эмоциональных состояний.

Что из себя представляют эмоции. Каждый из нас знает что эмоции это наслаждение радость, горе, страх, итд. Благодаря эмоциям Человек различает что плохо, что полезно,что вредно. Если человек знает что полезно, что опасно тогда должны совершаться определенные действия. Следовательно, зачем нам нужны эмоции. Эмоции это факт нашего бытия и возникли они в процессе эволюции. Связь эмоции с потребностями бесспорна но считать эмоции функциие лиш потребностей нельзя. Так как неудовлетворительная потребность не менее необходима для положительных эмоций. При наличии 2х или более потребностей у человека формируется дополнительная мотивация на удовлетворение этой потребности. Это вторая функция переключающаяся. В качестве примера рассмотрим поведение курящего человека. Инстинкт самосохранение сильнее чем потребление в никотине. Но инстинкт самосохранения не порождает отрицательную эмоцию страха потерять здоровье из за курения так как с точки зрения субъекта эта опасность маловероятна. А потребность в никотине, ритуале курения воспоминанием о затяжки дымом приводит положительной эмоции. Своеобразной специфической разновидностью эмоций является их подкрепляющая функция. Вышеперечисленные виды эмоций определяют биологическую роль.

Термин «Эмоция» происходит от французского слова emotion (волнение) Можно привести несколько определений применяемых в литературе

1. Эмоция – реакция организма на воздействие внешних и внутренних раздражений, имеющие яркую окраску и охватывающие все виды чувствительности.

2. Эмоция – это физиологическое состояние организма имеющию ярко выраженную окраску охватывающий все виды чувствительности и переживаний человека- от сугубо травмирующих страданий до до высоких форм радости.

3. Эмоция- это отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности и вероятности (возможности) ее удовлетворения. По нашему мнению наиболее приемлемое определение дается в словаре физиологических терминов

4. Эмоция – это активное состояние системы специализированных мозговых образований, побуждающих субъекта изменить поведение в направлении максимизации или этого состояния.

Классификация эмоций П К Анохин еще в 1964 писал что классификацию отражающую сущность эмоций до сих пор не создано. С тех пор прошло уже более 50 лет, а до сих пор исчерпывающей классификации эмоций нет. Варданян в 1989 предлагал классифицировать эмоции на основные и вторичные последние возникают на основе первых. Многие физиологи различают эмоции отрицательные, связанные с возникновением потребности, и положительные сопровождающие их удовлетворение. Следует отметить что положительные эмоции не всегда соответствует позитивной для организма значимости 9 например (употребление алкоголя или наркотика). Симонов 1981 классифицировал эмоции от величины потребности вероятности ее удовлетворения и характера действия. Он предложил разделить на Контактные и дистанционные. Однако из всего сказанного надо отметить что исчерпывающая классификация дело будущего.

Те о р ии эмоций можно разделить на две боль ш ие группы психилогические нейробиологические.

Одной из первых теорий была теория Ч Дарвина 1872 выработанныя на основе эмоциональных выражениях. Гнев, страх, радость и другие выразительные движения включая мимические реакции. В современной литературе широкую информацию получили теории

1Активационная теория эмоций Линдслея 1951-57г. Эмоциональный стимул (внешний, условный, либо внутренний безусловный) активирует ствол мозга, который в свою очередь посылает импульсы в гипоталамус и новой коре. Это активирует механизм трансформируется в поведение с наличием того или иного эмоционального состояния.

2 Биологическая теория П К Анохин 1964 появление эмоции формируется в зависимости от биологической потребности, которая приводит к появлению к появлению отрицательных эмоций, а удовлетворение существующей эмоции потребности ведет к появлению положительной эмоции закрепляется в памяти и выполняет важную роль в механизмах формирования целенаправленной деятельности. Эмоции По Анохину включены в звено целостного поведенческого акта, где происходит спавнение параметров действия с заготовленными заранее на основе афферентного синтеза аппаратом будующих событий(акцептором результата действия) положительная эмоция возникает если сигнал о результатах действия совпадает с параметрами акцкптора результата действия. Несовпадение отрицательную эмоцию.

Вегетативно-моторные компоненты эмоций.

Эмоциональное состояние является результатом системной организации мозговых структур, которое отражается в виде изменение позы мимики. Деятельности внутренних органов т.есть комплекса соматовегетативных изменений. Эти периферические изменения эмоций обладают различными физиологическими свойствами. Выделяют контролируемые и не контролируемые. Так человек может контролировать дыхание речь, слезотечение но совершенно не может контролировать ССС, ЖКТ, ЖВС. Степень участия вегетативной НС при гневе страхе преобладает симпатическая НС, а приятные эмоции характеризуются проявлением парасимпатических компонентов НС. Однако это не правило, так как парасимпатические реакции могут проявляться при страхе особенно у людей склонных к невротическим реакциям. У космонавтов эмоциональное состояние определяется по тембру речи, ее окраски. Из всего сказанного следует, что эмоциональному состоянию соответствует целый комплекс соматов-исцеральных процессов.

 

9. Типы ВНД животных и человека (И.П.Павлов), их классифи­кация и характеристика. Методики определения типа ВНД. Роль воспитания в формировании типологических свойств ВНД.

 

Издавна было замечено, что человек и животные в разных ситуациях (или в одной и той же ситуации) ведут себя по разному, то есть инди­видуально. Поэтому были предложены различные объяснения подобно­го поведения. Гиппократ объяснял особенности индивидуального поведения соотношением различных жидкостей в организме: крови (sangvuis), желчи (chole), черной желчи (melaine chole) и слизи (phlegma).

В древней китайской медицине выделяли также 4 типа (основных) нервной деятельности. Если соотнести их с темпераментами Гиппократа - почти полная аналогия: "море энергии" - сангв., "море кровянное"

- холерик, "море пищевое" - флегматик и "море костномозговое" - меланхолик.

При изучении условнорефлекторной деятельности у животных (ВНД по Павлову) в лаборатории И.П.Павлова было замечено, что у одних животных УР вырабатываются быстро, у других - медленнее, у одних - быстро формируются те или иные виды условного торможе­ния, у других - с трудом и медленнее. Эти факты позволили сде­лать заключение, что условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Эти свойства значительно определяют типологию ВНД, которая, в свою очередь, зависит от наследственных особенностей (генотип) и приобретенного индивиду­ального жизненного опыта (фенотип).

Тип ВНД - совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение в функциях орга­низма. Роль врожденных и приобретенных свойств меняется в зависи­мости от условий. Как правило, в экстремальных ситуациях на пер­вый план в поведении проявляются преимущественно врожденные ме­ханизмы ВНД. На основании изучения индивидуальных особенностей условно­рефлекторной деятельности И.П.Павлов предложил ввести понятие свойства нервной системы - это основные, преимущественно генетически детерминированные особенности функционирования нервной системы, определяю­щие различия в поведении и отношении к одним и тем же воздейс­твиям физической и социальной среды:

1. сила процессов возбуждения и торможения - способность нервной клетки сохранять нормальную работоспособность при значительном напряже­нии возбудительных и тормозных процессов; лица с более сильной нервной системы выносливее и стрессоустойчивее;

2. уравновешенность, то есть одинаковая выраженность процессов торможения и возбуждения; люди с > уравновешенным поведением;

3. подвижность н.с. - выражается в способности быстрого перехо­да от одного процесса к другому; лица с высокой подвижностью нервной системы, отличающейся гибкостью поведения, быстрее приспосабливающейся к но­вым условиям;

На основании комбинации взаимосвязи этих 3-х основных пока­зателе характеризующих процесс торможения и возбуждения,

И.П.Павлов выделил 4 типа ВНД:

1. Тип "сильный, но неуравновешенный" - характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Зачастую представитель тако­го типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД, он способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением Гиппократа "о темпераментах" - это холерический тип.

2. Тип "сильный, уравновешенный, инертный" - с сильными процессами возбуждения и торможения, но с плохой их подвиж­ностью; с таким типом субъект испытывает затруднения при перек­лючении с одного вида деятельности на другой и соответствует по темпераменту - флегматику.

3. Тип "сильный, уравновешанный, подвижный" характеризуется хорошей силой, подвижностью, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения, что обеспечивает высокие адаптивные возмож­ности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением Гиппократа о темпераментах – сангвиник.

4. Тип "слабый" - характеризуется слабостью нервных процес­сов - возбуждения и торможения. Это человек или животное - сла­бовольные, бояться трудностей, легко подчиняются другим, плохо приспосабливаются к условиям окружающей среды, подвержены невро­тическим расстройствам, соответствуют меланхолику по Гиппократу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 2017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.