Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы. Тема III : Хоровое исполнительство Беларуси




Тема III: Хоровое исполнительство Беларуси.

I. Музыкальные объединения 16-17 вв. (ордена – францисканцы, доминиканцы, иезуиты и др.).

II. Музыкальная культура 18-19 вв. (театры, капеллы).

III. Музыкальная культура 20 века.

IV. Профессиональные, любительские коллективы Беларуси.

 

Цель: Проследить исторический путь развития национального академического хорового исполнительства.

Музыкальные объединения 16-17 вв. (ордена – францисканцы, доминиканцы, иезуиты и др.)

До революции, как известно, Беларусь, начиная с 13 века, входила в состав разных государственных образований - Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, Российской империи. Поэтому становление и развитие собственно белорусской культуры происходило во взаимосвязи и в переплетении с другими культурами. Первоначальные этапы развития музыкально-профессионального искусства Беларуси неразрывно связаны с религией. В 13-16 веках на территории Беларуси совмещались самые различные религии – от христианства до ислама и иудаизма. Особенно значительным влиянием на развитие музыкальной культуры пользовалась православная и католическая религия. На территории Беларуси действовали множество католических орденов: францисканцы, кармелитки, доминиканцы, бригитки, иезуиты. Каждый орден имел свою культурную и образовательную программу. Самый мощный орден – орден иезуитов. Основанный в 1540 году Игнатием Лойола, орден придавал большое значение музыкальному искусству и широко использовал музыку в своей борьбе за влияние на духовную жизнь государства. Иезуиты открывали школы и университеты. В 16 веке на территории Беларуси орденом были основаны бесплатные учебные заведения - музыкальные бурсы, где жили и обучались дети неимущих слоёв населения. Они существовали во многих белорусских городах – Полоцке, Новогрудке, Орше, Несвеже, Гродно, Слуцке, Минске. Подобные учебные заведения существовали и в странах Зап. Европы – Италии, Германии. Мальчиков обучали пению, игре на разных инструментах (скрипка, орган, труба). Затем они выступали на торжествах во время богослужения в костёлах. В наши дни иезуиты успешно занимаются исследованиями в гуманитарной сфере и в области фундаментальных наук. Им принадлежат 195 университетов, 500 колледжей и почти 9 тыс. школ. В Беларуси в результате их деятельности ещё в 16-19 веках появились театры, школы, Виленский университет и Полоцкая иезуитская академия.

Существовали в Беларуси и церковно-певческие школы, связанные с деятельностью таких крупных церквей, как Софийский собор в Полоцке (ХI в.) (спинки стульев поворачиваются), Каложская церковь в Гродно (XII в.).

В конце 16 века резко усиливается религиозный гнет католицизма, что приводит к появлению в Беларуси ряда православных братств. Каждое братство имело свою школу, где учебной и воспитательной работой занимались деятели культуры, просвещения этого времени. Во многих братских школах преподавался белорус. язык, музыка и церковное хоровое пение. Имелись и школьные театры. Братские школы были своеобразными центрами борьбы против католицизма. Многие выпускники братских школ служили регентами при дворе Речи Посполитой и в русском придворном театре. Братские школы в то время были центрами музыкально-хорового образования в Минске, Бресте, Могилеве, Пинске.

Музыкальная культура 18-19 вв. (театры, капеллы)

В начале 18 века начался новый этап развития муз. искусства в Беларуси, т.к. уже закладываются традиции светского исполнительства. Среди зажиточных горожан и помещиков получает распространение домашнее музицирование, а затем появляются частновладельческие музыкальные театры и музыкальные капеллы.

Славилась капелла витебского воеводы Михала Огинского, слуцкая и несвижская – графа Радивила. Слуцкая капелла была весьма значительным и профессиональным коллективо м. Струнные (скрипка, виола, арфа, лютня), духовые инструменты, клавишные инструменты (клавичебало). Исполняли, в основном, танцевальную музыку, участвовала в исполнении итальянских опер, поставленных в Слуцке в 1755 и 1757 годах.

В 19 веке было положено начало профессиональному хоровому образованию. Были организованы светские учебные заведения по подготовке учителей, выпускники, которых могли преподавать музыку и пение. В 1889 году в Могилеве, в 1894 году в Минске открываются музыкальные школы и училища, преподавание хорового пения в которых было одним из основных предметов.

К началу 20 века по всей Белоруссии возникают кружки, товарищества, литературно-музыкальные общества. В 1898 году в Минске возникло «Товарищество любителей изящных искусств», ставшее центром культурной жизни города. Ставились спектакли, концерты с лекторами, проводились диспуты. Подобные литературно-музыкальные товарищества были в Гродно, музыкально-драматические товарищества в Могилеве. Их усилиями проводились благотворительные вечера, где выступали и хоры, ставшие из учащихся гимназий, училищ. Минское городское училище в 1891 г. – несколько концертов. К 1910 году музыкально-драматические кружки появляются в Вильно, Гродно, Слуцке. Повсеместно устраиваются “беларускія вечарынкі ”, где участвовали певцы, танцоры, музыканты. Разыгрываются шуточные сценки, комедии Дунина-Марцинкевича, стихи бел. поэтов М. Богдановича, Я.Коласа, Я. Купалы, Ф. Богушевича. Инициатором 1-ой “беларускай вечарынкі” стал профессиональный революционер Алесь Бурбис. Своеобразным творческим центром “вечарынак” являлась труппа Игната Буйницкого, которая гастролировала по Белоруссии.

Игнат Буйницкий – выдающийся деятель белорусской культуры, глубоко чувствовал и понимал народное творчество. Он с увлечением изучал народные песни и танцы. Он организовал свой кружок, в который вошли талантливые люди из народа. Подключилась и творческая интеллигенция – певцы, музыканты, танцоры. Все на белорусском языке. Труппа подвергалась гонениям из-за революционной направленности репертуара. В 1917 году творческая интеллигенция Минска вошла в «Белорусское товарищество драмы и комедии» впоследствии переименованном в «Белорусскую хатку». Они ставили пьесы Я. Купалы, Дунина-Марцинкевича, Ожешко, читались стихи белорусских поэтов.

В труппе Буйницкого кроме танцоров, музыкантов был хор, которым руководил опытный хормейстер и автор обработок бел. нар. Песен Л. Роговский. Ему помогал студент Петербургского университета Стасис Шимкус – будущий литовский композитор. Им обработано свыше 70 белорусских песен. Обработки Роговского и Шимкуса вошли в сборник “Беларускі песеннік з нотамі” (1918 г.). Роговский написал песню на сл. Я. Купалы “А хто там ідзе”. Составил песенник для школьных хоров.

Профессиональное искусство Белоруссии конца 19 и начала 20 веков находилось ещё в зачаточном состоянии и в основном зависело от деятельности энтузиастов, любителей хорового искусства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.