Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы певческого дыхания

ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ

ТемаIX: Дыхание в хоровом исполнительстве.

 

 

Основные вопросы:

1. Особенности певческого дыхания

2. Типы певческого дыхания

3. Фазы (этапы) певческого дыхания

4. Опора дыхания

5. Атака звука

6. Работа над дыханием

7. Специальные упражнения

 

 

Цель: Изучить типы, особенности, фазы и опору певческого дыхания и выявить наиболее оптимальный тип дыханиядля пения.

Дыхание является энергетическим фактором, от которого зави­сят сила и длительность звука, его тембровые краски.

Певческое дыхание, как и обычное, слагается из фазы вдоха и выдоха, но оно во многом отличается от обычного дыхания. Фона­ция происходит в фазе выдоха, из-за чего выдох значительно удли­няется, а вдох укорачивается. Изменяется не только ритм, но и темп обычного дыхания. Дыхательных движений в минуту ста­новится гораздо меньше. Количество вдыхаемого воздуха нерав­номерно в зависимости от певческих задач.

Дыхание - важнейший вокальный навык, энергетический источник голоса. Певческое дыхание отличается от обычного (разговорного):

· Оно управляется волей, а обычное осуществляется непроизвольно;

· Обычный вдох примерно 500см3, а вдох певческий – 1000- 1500см3;

· Выдох певца может быть в 20-30 раз длиннее вдоха, в речи разница между вдохом и выдохом небольшая;

· Певческое дыхание глубже обычного.

(У детей дошкольного и младшего школьного возраста певческое дыхание и обычное почти равны по объёму в следствии слабого развития дыхательной мускулатуры, которую нужно развивать специальными певческими упражнениями и дыхательной гимнастикой).

В пении дыхание противоположно естественному: живот при вдохе выдаётся вперёд, певец должен стараться удерживать положение. (Положение лёжа способствует правильности дыхания.)

Дыхательный процесс из автоматического, не контролируемого нашим сознанием переходит в волевой. Для воспроизведения звука требуется создание значительного давления воздуха под голосовы­ми складками и, следовательно, в полости грудной клетки. В свя­зи с этим изменяется работа дыхательных мышц. Она становится более интенсивной. Мы имеем возможность частично наблюдать работу органов, участвующих в дыхании. И в зависимости от то­го, какие из этих органов принимают наиболее активное участие в дыхании, мы говорим о типах дыхания. Различают следующие типы дыхания.

 

 

 

1. Грудное дыхание. При нем наиболее активно работают мыш­цы грудной клетки. Внешние дыхательные движения сводятся к
активным движениям стенок грудной клетки, особенно ее верхнего­
среднего отдела. Диафрагма малоподвижна. Живот при вдохе втя­нут...! Этот тип дыхания был распространен в старо-итальянской
школе (до начала XIX в.). Разновидностью грудного дыхания является ключичное (клавикулярное), или верхне-грудное, дыхание,
при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела
грудной клетки, плечевого пояса и шеи. Оно неприемлемо для пе-
ния, т. к. в этом случае дыхание поверхностное, мышцы шеи на­
пряжены, ограничены движения гортани и потому затруднено го-
лосообразование.

2. Смешанное, грудо-брюшное (косто-абдоминальное) дыха­ние. Активны мышцы грудной и брюшной полостей, а также диа­фрагма.

3. Брюшное или диафрагматическое дыхание. При этом типе
дыхания активно сокращаются диафрагма и мышцы брюшной по­лости,

в частности видимые нами мышцы брюшной стенки, при
относительном покое стенок грудной клетки (рис.1).

Деление дыхания на отдельные типы является условным, в зна­чительной мере теоретическим, на практике же чистых типов ды­хания и резких границ между ними нет. Существует некоторое различие в дыхании у мужчин и женщин. Мужчинам присуще «низкое» дыхание, близкое к брюшному. А женщины дышат более «высоко» и их дыхание ближе к грудному типу. Грудной тип дыхания характерен и для детей младшего школьного возраста. Эти особенности следует учитывать при вокальном обучении.

 

 

 

 
 

Рис. 1 Типы дыхания (пунктиром показано положение при вдохе):

А - смешанный реберно-диафрагматический;

Б - смешанный реберно-диафрагматический.
Вид в профиль;

В - чисто диафрагматический (абдоминальный)

Г- нижнереберно-диафрагматический с преобладанием диафрагматического дыхания;

Д – реберно – диафрагматический;

Е – чисто грудной (реберный). Передняя стенка живота при таком вдохе

вытягивается. 1 — легкие; 2 — сердце; 3 - диафрагма при выдохе; 4 —диафрагма пси вдохе; 5 - грудная стенка при выдохе; 6 - грудная стенка при вдохе; 7-брюшная стенка при выдохе; 8 — брюшная стенка при вдохе.

 

В вокально-педагогической практике наиболее удобным счита­ется нижнереберно-диафрагматическое дыхание, т. е. смешанное, дыхание, при котором высоко поднимаются и расширяются при вдохе нижние ребра, а остальная часть грудной клетки почти не­подвижна, активна диафрагма и мышцы брюшной полости. Хоро­шо ощущаются движения передней стенки живота. Такое дыхание не является каким-то особым, певческим, и возникает в результате приспособления дыхания к пению.

В процессе занятий выявляется наиболее удобная форма ра­боты органов дыхания в зависимости от индивидуальных особен­ностей организма певца. Поэтому дыхание у певцов может иметь различные типовые оттенки и, являясь выразительным средством в пении, у одного и того же певца может меняться в зависимо­сти, от исполнительских задач.

Диафрагма – это самая мощная мышца человеческого организма, перемещающаяся за 1 минуту на 4 см вверх и на 4 см вниз. Совершает 18 колебаний в минуту, 1000 – в час и 24000 – в сутки. Сжимая все кровеносные и лимфатические сосуды живота, диафрагма опорожняет его венозную систему и проталкивает кровь вперед, к грудной клетке. Это второе сердце человека! Число движений диафрагмы за минуту равно четверти числа движений сердца, но её гиподинамический напор гораздо сильнее, т. к. поверхность этого насоса намного больше, и кровь он проталкивает сильнее чем сердце.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
К л ю ч е в ы е с л о в а | Опора дыхания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 8616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.