Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа над дыханием

Атака звука

Наше ухо способно различать особенности звучания в первый момент воспроизведения звука. Этот начальный момент работы голосовых складок и дыхания принято называть атакой, или спо­собом взятия звука. Атака звука определяется различными вари­антами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок. Различают следующие виды атак:

1. Твердая атака. Голосовые складки плотно смыкаются до
начала выдоха. Различают крайне утрированную твердую атаку,
так называемую «каркающую», с сильным жестким призвуком,
возникащим от судорожного пересмыкания, резкого захлопыва­ния голосовой щели. Эта атака встречается у необученных певцов

вредна для голосовых мышц и потому совершенно непригодна для
голосообразования.

2. Мягкая атака. Момент смыкания голосовых складок почти
совпадает с началом выдоха. Выдох незначительно опережает
неплотное закрытие голосовой щели. Такого плотного смыкания
и напряжения голосовых складок, какое наблюдается при твердой
атаке, нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом нача­ла звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть
различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голо­совых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыка­нии голосовых мышц она может приближаться к твердой
атаке.

3.Придыхательная атака. Смыкание голосовых складок зна­чительно отстает от начала выдоха. Поэтому звуку предшествует
шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Пение при такой атаке
часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голо­совых складок в этом случае имеет наименьшую степень и проис­ходит утечка воздуха.

 

Итальянский педагог Ф.Ламперти говорил: «Школа пения есть школа дыхания»: а замечательному певцу Э.Карузо принадлежат следующие слова: «На умении набрать достаточно воздуха и умение правильно и экономно использовать зиждется все искусство пения». Набирать воздух лучше носом и ртом, но когда глубокое и равномерное певческое дыхание ещё не освоено, вдох берется носом (исключение: искривление носовой перегородки, частые простудные заболевания). Вдох наполняет легкие воздухом. Задержка способствует активизации голосового и дыхательного аппаратов в фонации. Основным же моментом в певческом дыхании является выдох. Чем высоко квалифицированнее певец, тем экономнее равномернее осуществляется у него расход воздуха. У начинающего певца дыхание расходуется быстро, рывками, много воздуха теряется особенно в начале пения. Поэтому первостепенной задачей певца является освоение искусства экономного равномерного расхода дыхания

Самым удобным для обучения считается грудо-брюшное дыхание. Плечи не должны подниматься!!! В первую очередь необходимо обратить внимание на работу мышц дыхательного аппарата. Если они вялые или вообще не отвечают поставленным задачам (у детей), нужно применять беззвуковые упражнения, которые развивают дыхательную мускулатуру. Для развития и постановки правильного певческого дыхания следует работать над звуковыми упражнениями. Суть каждого упражнения должна быть понятна певцам. Беззвуковые упражнения приносят пользу при условии, если не являются самоцелью, а применяются, как физическая зарядка перед пением. Они придают мышцам упругость и выносливость, а также помогают осознать организацию процесса вдоха и выдоха, не отвлекаясь на формирование звука. В работе с детьми желательно использовать игровой момент и контроль руками в области брюшного пресса и нижних рёбер. Нельзя переусердствовать, так как может быть головокружение.

Прежде всего, надо научить брать вдох. Начинать с глубокого, равномерного и спокойного вдоха, расширяющего низ грудной клетки. Вдох берется носом, бесшумно (шумный вдох свидетельствует и зажатости). В первых упражнениях вдох должен быть полным, в последующих (выполняемых на звуке) – берется экономно и разной полноты в зависимости от длительности звука, музыкальной фразы и её динамики. Желательно сразу уяснить разницу в характере вдоха, его задержки и выдоха при разный типах атак звука. Для наиболее полного вдоха помогает представление ощущения аромата цветов (при вдыхании приятных запахов дыхательные органы работают в полную силу, как бы с удовольствием).

После тренировки вдоха можно переходить к освоению медленного и постепенного выдоха, при этом важно тренироваться не доводить воздух до иссякание и его остаток активно выдыхать (иссякание воздуха в конце музыкальной фразы повлечет за собой понижение интонации). Выдох можно сопровождать счетом, а ещё интереснее представить, что дуешь на горящую свечу так аккуратно, чтобы она не погасла (с-с-с).

Упражнение на тренировку брюшного пресса включает две позиции:

1. выпячивание живота и опущение диафрагмы.

2. подтягивание живота и приподнимание диафрагмы.

Долготу удержания позиции постепенно увеличивать.

Упражнения:

1. Надувание шарика (пресс +диафрагма)

2. Дышим, как собачка (пресс +диафрагма).

3. «горячий утюжок» (толчки диафрагмы)

4. «испугайся»

5. беззвучный крик.

6. «насосики» (активно: вдох через нос выдох через рот и наоборот)

Все эти упражнения вырабатывают опору дыхания.

Звуковые упражнения начинать в средней тесситуре, на среднем нюансе, выдержанный звук закрытым ртом (на мягкой атаке).

Далее переходить на гласные, другие неподвижные нюансы, потихоньку расширять диапозон. Особое внимание пиано должно быть опёртым, стоккато на «ку», позже крещендо - диминуэндо – следить за единством принципа регулирования усиления и ослабления звука. Для детей «резиночка».

Гаммообразные упражнения, начиная с секунды. Арпеджио. Скачки. Чем больше диапозон упражнений, чем менее они плавные,тем больший требуется расход дыхания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Опора дыхания | Основные вопросы. Дыхание; певческое; типы; фазы; опора; атака; работа; упражнение; диафрагма; звук
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.