Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды ансамбля. Хоровая фактура по отношению к ансамблю

 

Динамический ансамбль (от греч. dinamis - сила) – это уравновешенность по силе и громкости голосов внутри партии и согласованность интенсивности звучания хоровых партий при исполнении всего сочинения или его фрагмента. Та или иная разновидность динамического ансамбля определяется в первую очередь фактурой хорового произведения. При исполнении произведений гомофонно-гармонического склада общий ансамбль достигается с помощью уравновешенного звучания всех хоровых партий с незначительным преобладанием звучности партии, ведущей мелодию. Для этого нужно, чтобы хоровые партии были приблизительно равны по количеству певцов и динамическому ресурсу и, находились бы примерно в одинаковых тесситурных условиях. Использование динамических нюансов, соответствующих естественной природе звучания на данной высоте, создаёт благоприятные условия для ансамблевого звучания. Наиболее удобным диапазоном хоровых голосов является средняя часть звукоряда. Поэтому достижение ансамбля в средних регистрах обычно не представляет особой сложности. Гораздо сложнее работать над динамическим балансом голосов в крайних регистрах, выходящих за пределы рабочего диапазона. Однако если все хоровые партии поставлены примерно в одинаковые тесситурные условия, достижение динамического ансамбля не столь затруднительно. Если же хоровые партии находятся в различных тесситурах, уравновешенность их звучания может быть создана только искусственным путём, что требует от хормейстера развитого тембро-динамического слуха и верного ощущения звукового баланса. Подобную ситуацию в пособиях по хороведению обычно обозначают как организацию искусственного ансамбля в отличие от естественного, предпосылкой которого является одинаковая тесситура хоровых партий. Нужно отметить, что уравновешенность громкости звучания хоровых партий необходимо далеко не всегда. Очень часто композиторы сознательно помещают ту или иную партию в более выгодные или невыгодные тесситурные условия с целью её выделения. В этих условиях возникает ансамбль неуравновешенного звучания, но он, тем не менее, естествен. Особый случай дифиринцированного подхода к динамическому ансамблю – исполнение произведений имитационного или полифонического склада, где тематический голос должен прозвучать ярче остальных. Здесь важнейшим элементом ансамблевой техники выступает умение песцов, исполнив тему первым Основные вопросыом, гибко переключиться на второй и третий Основные вопросы. При этом дирижёр не должен выпускать из виду главную задачу – объединение различных партий в единую структуру. При исполнении произведений для хора с солистом хор, должен петь несколько тише солиста.

Иные виды динамического ансамбля возникают при исполнении музыки для хора с инструментальным сопровождением. Если музыкальный инструмент выполняет функцию сопровождающего голоса, возникает ансамбль с преобладающим звучанием хора. При равноценном художественном значении хора и инструмента желательно достижение ансамбля уравновешенного звучания. И так далее.

В хоровых произведениях применяются самые разнообразные способы изложения музыкального материала – гомофонно-гармонический, полифонический, смешанный, а также народно-песенной полифонии. Таким образом, в каждом конкретном случае фактура обусловливает особые формы ансамбля.

Гомофонно-гармонический стиль имеет две основные формы изложения: мелодия с аккомпанементом, где голос, излагающий тематический материал, несколько выделен на фоне общей звучности, (См. Приложение: № 1) и аккордовое изложение, где нет ярко выраженного мелодического начала. (См. Приложение: № 2)

Полифонический стиль предполагает самостоятельность движения всех голосов партитуры. (См. Приложение: № 3)

Метроритмический ансамбль основан на метроритмическом и дикционном единстве «произношения» музыкально-поэтического текста произведения певцами каждой хоровой партии и правильном соотношении метроритма между партиями.

«Умение петь вместе, ритмически чётко, одновременно произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения – важнейшие качества хоровых певцов» - В. И. Краснощеков.

Наиболее благоприятные условия для ритмического ансамбля создаются в произведениях гомофонно-гармонического склада.

В числе традиционных ошибок можно назвать сокращение длительности выдержанных звуков и пауз, неверное исполнение синкоп, превращение рисунка в двухдольном размере в нечёткий переход от дуолей к триолям и наоборот, небрежное, приблизительное исполнение пунктирного ритма и т.д. Одной из причин нечёткого воспроизведений различных элементов ритмического рисунка может быть несформированность хорового навыка пульсации. Ощущение пульса помогает певцам почувствовать двигательную основу ритма, способствует выработке ансамблевого навыка точного выдерживания и одновременного окончания звука, синхронного перехода на новый звук.

Работа над ритмическим ансамблем тесно связана с воспитанием у участников хора навыков одновременного взятия дыхания, атаки и снятия звука. Серьёзный недостаток у хоровых певцов – инерция темпо-ритмического движения. Бороться с этим можно только одним способом: приучать певцов к возможности ежесекундного изменения темпа, автоматически влекущего за собой растягивание или сокращение ритмических единиц, воспитывать у них исполнительскую гибкость.

В работе над метроритмическим ансамблем хора могут быть использованы следующие приёмы:

- прохлопывание ритмического рисунка;

- проговаривание нотного текста ритмослогами;

- пение с отстукиванием внутридолевой пульсации;

- сольфеджирование с делением основной метрической доли на более мелкие длительности;

- пение в медленном темпе с дроблением основной метрической доли, или в быстром темпе с укрупнением метрической доли и т.д.

Наиболее частые темповые нарушения в хоре связаны с ускорением при пении на крещендо и замедлением при пении на диминуэндо. При сопоставлении темпов предлагается руководствоваться следующими правилами:

1. Недопустимы какие-либо сокращения или удлинения окончания первого построения.

2. Новый темп должен быть полностью организованным уже при вступлении нового построения. Постепенное «вхождение» в новый темп недопустимо.

3. В окончании построения и в начале нового жест дирижёра должен быть предельно чётким.

(См. Приложение: № 4)

Дикционно-орфоэпический ансамбль предполагает единую для всех членов хоровой партии и хора в целом манеру произнесения текста. Для того чтобы работать над этим видом ансамбля хормейстер должен сам хорошо знать правила певческого произношения и показывать пример ясной и выразительной певческой артикуляции на практике.

Синтез музыки и слова, является несомненным достоинством хорового жанра. Но этот же синтез создаёт и дополнительные трудности для хоровых исполнителей, так как требует от исполнителей владения двумя текстами – музыкальным и поэтическим. Только тогда слушатель получит полноценное впечатление от исполнения хорового произведения, если наряду с мелодией, гармонией, ритмом, фактурой услышит и поймет его слова. Для этого поэтический текст должен быть произнесён исполнителями разборчиво, осмысленно и логически правильно.

Хоровая дикция имеет свои специфические особенности. Во-первых, она певческая, вокальная, что отличает её от речевой. Во-вторых, она коллективная. Поэтому будет более точным определять её как вокально-хоровую. Работая над дикцией с хоровым коллективом, хормейстеры обычно стараются научить певцов как можно чётче и яснее произносить согласные. Это конечно, неплохо, поскольку чёткость согласных способствует разборчивости текста. Но не менее важно научить певцов правильно формировать и произносить гласные.

Отличительной особенностью вокально-хоровой дикции является использование всеми певцами хора единых правил и приёмов артикуляции:

1. Гласные в музыке являются ритмическими гранями, поэтому невозможно достичь полноценного ритмического ансамбля без идеальной согласованности их произнесения.

2. Красивое, выразительное звучание гласных обеспечивает красоту вокального звука, и наоборот, плоское звучание гласных приводит к некрасивому, невокальному звуку.

3. Если в слове или на стыке слов две гласные стоят рядом, то в пении их нельзя сливать – вторую гласную нужно спеть на новой атаке, например: не услышит; ни огня; и т.д.

4. Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают.

5. Нечёткое, невнятное произношение заканчивающих слово согласных затрудняет понимание текста. Иногда полезно использовать несколько подчёркнутую артикуляцию согласных, приём «удвоенного» или «утроенного» произнесения.

В спокойных лирических произведениях текст произносится мягко; в драматических – энергично, жёстко; в маршевых – твёрдо, скандировано.

Степень ясности произношения текста той или иной хоровой партией в большой мере зависит от её роли в фактуре сочинения. Голос, выполняющий тематическую функцию должен выявлять текст рельефнее, чем голоса, останавливающиеся в это время на выдержанных звуках. Очень важно произносить текст правильно с точки зрения орфоэпии, так как она характеризует культуру речи человека. Но ещё важнее, чтобы участники хора и хоровые дирижёры владели бы искусством выразительной речи, художественного слова.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Частный и общий ансамбль | Соотношение слова и музыки – как важнейшая проблема, стоящая перед хоровым дирижёром
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 4583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.