Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные требования законодательства об охране атмосферного воздуха




Основные требования законодательства об охране атмосферного воздуха. Правовые меры охраны атмосферного воздуха от производственно-хозяйственного, социально-бытового и иного воздействия. Правовые регулирование управления, контроля, учёта и мониторинга в области охраны атмосферного воздуха. Разрешение споров и юридическая ответственность за нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха.

Постановка вопросов.

ТЕМА: ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

ЛЕКЦИЯ 10.

КЛЕЕВЫЕ СОЕДНЕНИЯ

Клеевые соединения применяют для соединения деталей из металла и неметаллических материалов.

Достоинствами этих соединении являются: возможность соединения разнородных материалов, герметичность, стойкость против коррозии, возможность соединения очень тонких листовых деталей, весьма малая концентрация напряжений.

Недостатки: сравнительно невысокая прочность, низкая теплостойкость.

На прочность клеевых соединений влияют характер нагрузок, конструкция соединения, марка клея, технология склеивания я время (с течением времени прочность некоторых клеев уменьшается). Для склеивания различных материалов применяется большое количество марок клеев, отличающихся физико-механи­ческими и технологическими свойствами (клеи БФ, ВК-1, ВК-2, МПФ-1 и др.). В настоящее время наибольшее применение в машиностроении получили клеевые соединения внахлестку, работающие на сдвиг.

Расчет на прочность клеевых соединений производят на сдвиг методами сопротивления материалов. Для соединений, полученных клеями основных марок, принимают допускаемое напряжение на сдвиг [τ]c=15/20 н/мм2.

Контрольные вопросы

1. Какие допущения приняты в расчетах сварных соединений?

2. Напишите условия прочности при расчете сварных соединений встык и внахлестку и дайте пояснения буквенных обозначений.

3. От чего зависит допускаемые напряжения для сварных соединений?

4. Какие рекомендации должен учитывать конструктор при разработке конструкции сварного соединения?

 

 

Атмосферный воздух является одним из главных элементов окружающей природной среды, жизнедеятельности человека и общества. Поэтому его охрана и использование обеспечивается комплексом мероприятий и средств, в т.ч. действующим законодательством, направленным на сохранение благоприятного состояния атмосферного воздуха, его возобновление и улучшение, обеспечение экологической безопасности и предотвращение вредного воздействия на окружающую среду. Законодательство определяет организационные и правовые основы осуществления воздухоохранных мероприятий и экологические требования в области охраны и использования атмосферного воздуха.

Основными задачами воздухоохранного законодательства являются регулирование общественных отношений в области охраны и использования атмосферного воздуха в целях сохранения, улучшения и воссоздания его состояния, предотвращения и снижения вредного химического, физического и биологического воздействия на атмосферный воздух, обеспечения его рационального использования для производственных потребностей, укрепления правопорядка и законности в сфере воздухоохранной деятельности.

Отношения в области охраны и использования атмосферного воздуха регулируются Законом «Об охране атмосферного воздуха»[1], Законом «Об охране окружающей природной среды» и другими законодательными актами. В связи с этим следует обратить внимание на ст. 4 природоохранного закона, в первоначальной редакции которой лишь в общей форме указывалось на то, что природные ресурсы являются собственностью народа Украины. Разработанный позднее и принятый в соответствии с ним воздухоохранной закон не предусматривал нормы о принадлежности атмосферного воздуха на основе права собственности. Однако в ст. 13 Конституции закреплено, что «земля, её недра атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы её континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности Украинского народа».

Из традиционной трактовки признаков права собственности известно, что оно может устанавливаться на объекты, включая и объекты природного происхождения, наделённые индивидуально определёнными признаками. На объекты, обладающие родовыми признаками, право собственности не может быть установлено. В этой связи, если такие естественные объекты как земля, недра, воды, леса, ресурсы животного и растительного мира, природно-заповедные объекты в известной степени индивидуализируются территориальными границами государства, позволяющими отграничить их от аналогичных природных объектов других государств, то для атмосферного воздуха такая индивидуализация является весьма относительной.

Атмосферный воздух Украины, кроме влияния на него последствий Чернобыльской катастрофы, ни чем иным не отличается от атмосферного воздуха других стран. Поэтому его индивидуализация, а, следовательно, и конституционное установление права собственности на атмосферный воздух, является относительно допустимой. С таким же успехом в законодательном порядке можно было бы установить право собственности на ветровую или солнечную энергию в период их нахождения в пределах территории государства[2].

Господствующая позиция юристов-экологов заключается в том, что атмосферный воздух не может быть объектом права собственности. В отличие от земли, недр, объектов животного мира и т. д., атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного перемещения, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого обстоятельства исключается возможность фактического владения им, являющегося одним из важнейших правомочий собственника[3].

В правовой литературе высказаны и другие взгляды о праве собственности на атмосферный воздух. Так, Ф. М. Раянов полагает, что атмосферный воздух может быть объектом права собственности. Его аргументы сводятся к тому, что сами по себе признаки и свойства материального мира не могут служить препятствием для объявления их объектом права собственности, поскольку они не входят в структуру общественных отношений собственности, возникающих между людьми по поводу объектов реального мира[4]. Безусловно, отношения по охране и использованию атмосферного воздуха являются общественными. Но для того, чтобы приобрести признаки объектов права собственности, они должны быть индивидуализированы.

В связи с тем, что индивидуализации может быть подвергнут не атмосферный воздух, а воздушное пространство, Р. Х. Габитов предлагает признать объектом правовой охраны, а не атмосферный воздух, а атмосферу, распространив на нее отношения исключительной государственной собственности[5]. Однако природным объектом является не атмосфера, а атмосферный воздух. Каждый отдельный человек, равно как и общество в целом заинтересованы в охране именно атмосферного воздуха, в качестве жизнеобеспечивающего фактора. Поэтому применительно к атмосферному воздуху в законодательном порядке следует устанавливать не право собственности в какой бы то ни было форме, а функции государства по обеспечению его эффективной охраны и рационального использования в пределах своего суверенитета на воздушное пространство над территорией государства.

Атмосферный воздух занимает своеобразное положение в качестве объекта охраны окружающей природной среды. По существу в нем воплощается вся естественная среда, окружающая человека и общество. Атмосферный воздух в значительной степени и есть та окружающая естественная среда, которая подлежит охране в интересах настоящих и будущих поколений людей. С другой стороны, окружающая среда - это, прежде всего атмосферный воздух, который является непосредственно связующим элементом между природной и обществом. Если загрязняется почвенный покров земли или лесные насаждения, то уничтожается растительность и истребляются животные. Для самого же атмосферного воздуха степень его загрязнения не имеет значения. Он всегда остается атмосферным воздухом, хотя уже иного качества. Отсюда, по мнению В.В. Петрова, нет надобности в специальном законе об охране атмосферного воздуха, ибо все его положения в достаточно освещены в Законе об охране окружающей природной среды[6].

Однако украинская правовая система развивается самостоятельно и устанавливает не только право собственности на атмосферный воздух, но и включает в себя специальный воздухоохранной закон. Особенностью Закона является то, что наряду с закреплением социальных требований, в нём предусмотрены нормы технического содержания. Прежде всего, это относится к стандартизации и нормированию в области охраны и использования атмосферного воздуха. Экологическая стандартизация и техническое нормирование установлено в форме комплекса обязательных норм, правил и требований по охране атмосферного воздуха от загрязнения, вредного воздействия физических и биологических факторов и обеспечения экологической безопасности.

Государственные стандарты в области охраны атмосферного воздуха, согласно ст. 5 Закона, являются обязательными для выполнения и определяют понятия и термины, режим использования и охраны атмосферного воздуха, методы контроля за его состоянием и требования по предотвращению вредного воздействия на атмосферный воздух. Они разрабатываются и вводятся в действие Министерством экологии и природных ресурсов Украины[7] и Министерством здравоохранения в порядке, определённом законодательством.

Технические нормативы в области охраны атмосферного воздуха направлены на обеспечение его природного качества, пригодного для использования по назначению. В области охраны атмосферного воздуха устанавливаются следующие нормативы: экологической безопасности; предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредного воздействия физических и биологических факторов стационарными источниками; предельные образования загрязняющих веществ, которые отводятся в атмосферный воздух при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов; использования атмосферного воздуха в качестве сырья основного производственного назначения; содержания загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников и вредного воздействия их физических факторов. Законодательными актами могут устанавливаться и другие нормативы в области охраны атмосферного воздуха.

Нормативы экологической безопасности, устанавливаемые для оценки состояния атмосферного воздуха по единым для территории страны требованиям, занимают особое место в системе мер по охране атмосферного воздуха. Нормативы экологической безопасности атмосферного воздух предусматривают: предельно допустимые концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для людей и объектов окружающей природной среды; предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, ионизирующего[8] и другого вредного физического и биологического воздействия на атмосферный воздух для людей и объектов окружающего природной среды. В случае необходимости для курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных и других территорий могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредных воздействий на атмосферный воздух. Они разрабатываются и вводятся в действие Минздравом и Минэкоресурсов.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предельно допустимых вредных воздействий физических и биологических факторов на него, устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов или другого вредного физического и биологического воздействия на атмосферный воздух по каждому из загрязняющих веществ и фактору физического или биологического влияния. Они устанавливаются на уровне, при котором суммарные выбросы загрязняющих веществ и вредные физические и биологические воздействия всех источников в данном районе, с учетом перспектив его развития, в период действия установленных нормативов не приведут к превышению нормативов экологической безопасности атмосферного воздуха.

Проекты нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями и утверждаются органами Минэкоресурсов и Минздравом. Эти проекты согласовываются с местными органами государственной исполнительной власти и органами местного самоуправления в части: сроков выполнения мер по снижению выбросов загрязняющих веществ до нормативных уровней; сроков отселения людей и выноса объектов социального назначения из санитарно-защитных зон; снижения объемов производства и выбросов загрязняющих веществ в период неблагоприятных метеорологических условий. Порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются Минэкоресурсов, а нормативов предельно допустимых вредных влияний физических и биологических факторов на него - Минздравом и Минэкоресурсов.

Для различных технологических процессов, технологического и другого оборудования, сооружений и объектов в зависимости от времени разработки и введения в действие технологий и оборудования, наличия научных и технических разработок, экономической целесообразности устанавливаются: нормативы предельных объемов образования загрязняющих веществ для отдельных типов технологического и другого оборудования; требования по внедрению технологических процессов в части воздействия на образование загрязняющих веществ; регламенты использования и потерь сырья. Указанные нормативы разрабатываются предприятиями, учреждениями и организациями и утверждаются Минэкоресурсов Украины.

Нормативы использования атмосферного воздуха в качестве сырья основного производственного назначения также предусмотрены в законодательном порядке. Согласно ст. 10 Закона, для снижения вредного воздействия на атмосферный воздух устанавливаются нормативы его использования в качестве сырья основного производственного назначения. Нормативы объемов использования атмосферного воздуха в качестве сырья основного производственного назначения, порядок их разработки и утверждения определяются Кабинетом Министров Украины. Таким образом, современное законодательство предусматривает не только меры охраны, но и регламентирует меры использования атмосферного воздуха в качестве сырья основного производственного назначения.

Нормативы содержимого загрязняющих веществ в отработанных газах передвижных источников и вредного воздействия их физических факторов устанавливаются для каждого типа таких источников, которые эксплуатируются на территории страны. Они разрабатываются с учетом наличия технических решений по уменьшению образования загрязняющих веществ, снижению уровней вредного воздействия физических факторов, очистке отработанных газов и экономической целесообразности. Порядок разработки и утверждения этих нормативов устанавливается Минэкоресурсов и Минздравом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.