Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разрешение споров и юридическая ответственность за нарушения требований законодательства об охране атмосферного воздуха




Разрешение споров по применению положений воздухоохранного законодательства в общей форме предусмотрено в Законе об охране атмосферного воздуха, в отличие от отраслевых ресурсово – экологических законов, не содержащих указаний на порядок рассмотрения споров, связанных с использованием и охраной природных объектов. Так, согласно ч. 4 ст. 44 Закона, споры по вопросам охраны и использованию атмосферного воздуха решаются в порядке, установленном законодательством. Однако в ней не определены условия и порядок рассмотрения этой категории природоохранных споров. Этот пробел воздухоохранного законодательства восполняется положениями действующего экологического законодательства.

При разрешении споров, связанных с охраной атмосферного воздуха следует руководствоваться Законом «Об охране окружающей природной среды», в соответствии со ст. 67 которого, споры в области охраны природной среды решаются судом, арбитражным судом, Советами либо образуемыми ими органами, в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством. Из этого следует, что рассмотрение и разрешение споров, связанных с использованием и охраной атмосферного воздуха осуществляется в административном порядке государственными органами, создаваемыми соответствующими Советами и в судебном порядке судами общей юрисдикции по спорам между гражданами и арбитражными судами по спорам между предприятиями, учреждениями и организациями.

Юридической ответственности в области охраны атмосферного воздуха посвящён Раздел IX воздухоохранного Закона. Согласно его ст. 44, правонарушениями в области охраны атмосферного воздуха являются: нарушение прав граждан на экологически безопасное состояние атмосферного воздуха; превышение лимитов и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; превышение нормативов предельно допустимых уровней вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух; выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и использование атмосферного воздуха в качестве сырья основного производственного назначения без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов; осуществление незаконной деятельности, отрицательно воздействующей на погоду и климат; внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и материалов, а также закупка в зарубежных странах и эксплуатация технологического оборудования, транспортных средств и других объектов, не отвечающих установленным требованиям по охране атмосферного воздуха; нарушение правил складирования и утилизации промышленных и бытовых отходов, транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, вызывавшее загрязнение атмосферного воздуха; проектирование и строительство объектов с нарушением норм и требований по охране и использованию атмосферного воздуха; невыполнение распоряжений и предписаний органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны и использования атмосферного воздуха; отказ от предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии атмосферного воздуха, источниках загрязнения, а также сокрытие или искажение сведений о состоянии экологической обстановки, сложившейся вследствие загрязнения атмосферного воздуха.

Лица, виновные в совершении указанных правонарушений, несут юридическую ответственность в соответствии с действующим законодательством. Правонарушения в области охраны атмосферного воздуха могут повлечь за собой предусмотренные меры установленных видов юридической ответственности как обособленно, так и в определённом сочетании друг с другом. Так, применение мер дисциплинарного воздействия, не исключают возможности привлечения к административной ответственности, а возложение имущественной гражданско-правовой ответственности не исключает уголовную ответственность. Важным при этом является соблюдение конституционного требования ч. 1 ст. 61, согласно которой «никто не может быть дважды привлечён к юридической ответственности одного и того же вида за одно и тоже правонарушение».

Дисциплинарная ответственность за нарушения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха может наступать по нормам трудового законодательства и возлагаться на работников предприятий и их должностных лиц в форме объявления выговора или увольнения с работы за не выполнение или ненадлежащее выполнение ими своих трудовых обязанностей по охране атмосферного воздуха, если последние входили в состав трудовых отношений. Однако обращает на себя внимание на то, что в Законе нет указаний относительно дисциплинарной ответственности работников и должностных лиц предприятий. Следовательно, она применяется по нормам трудового законодательства, в частности по ст. 147 КЗоТ, и носит трудоправовой характер.

Гражданско-правовая имущественная ответственность за совершённые правонарушения в сфере охраны атмосферного воздуха наступает в форме возмещения убытков. В соответствии со ст. 45 Закона, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, в порядке и размерах, установленных законодательством. При этом следует обратить внимание на то, что наименование приведенной нормы говорит об убытках, а содержание – об ущербе, что свойственно природоресурсовым и экологическим законодательным актам. Несмотря на отсутствие понятия ущерба в действующем Гражданском кодексе, ресурсово – экологическое законодательство широко употребляет его в качестве тождественного понятию убытков.

Особенности гражданско-правовой ответственности за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха заключаются в том, что причинённые убытки исчисляются по специальным методикам. Например, такая Методика исчисления размеров возмещения убытков, причинённых государству в результате сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утверждена приказом Минэкобезопасности № 38 от 18 мая 1995 года и зарегистрирована в Министерстве юстиции 29 мая 1995 года под № 157/693. Не имея возможности для представления подробного анализа технических деталей содержания указанной Методики, всё же следует заметить, что при причинении вреда качественному состоянию атмосферного воздуха, равно как и другим природным объектам, вред причиняется не государству, а окружающей природной среде[14]. Через природную среду этот вред наносится обществу и человеку со всеми вытекающими отсюда фактическими обстоятельствами и юридическими последствиям.

Административная ответственность за правонарушения в области охраны атмосферного воздуха предусмотрена более чем в десяти статьях КоАП. Наиболее часто применяемой на практике является ст. 78 КоАП, в которой предусмотрено, что выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов или несоблюдение требований, предусмотренных предоставленным разрешением и другие нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или превышение предельных нормативов образования загрязняющих веществ во время эксплуатации технологического оборудования, сооружений и объектов, влекут наложение штрафа на должностных лиц от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Вторая часть этой статьи предусматривает, что превышение предельно допустимых уровней вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух либо вредное физическое или биологическое воздействие на атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов в случаях, когда необходимость получения такого разрешения предусмотрена законодательством, влечет наложение штрафа на должностных лиц от пяти до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений в хозяйственных целях, по ст. 781 КоАП, влечет наложение штрафа от пяти до семи не облагаемых итогом минимумов доходов граждан.

Ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям охраны атмосферного воздуха, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Нарушение правил эксплуатации и не использование установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки выбросов в атмосферу, влекут предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Несоблюдение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и приемке в эксплуатацию объектов или сооружений, а равно несоблюдение сроков, установленных для каждого этапа строительства природоохранных объектов либо сооружений, или сроков приемки их в эксплуатацию, согласно ст. 791 КоАП, влечет наложение штрафа на граждан от одного до пятнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, а на должностных лиц — от пяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы, влечет наложение штрафа на должностных лиц от трех до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. В соответствии со ст. 81 КоАП, эксплуатация гражданами автомототранспортных и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы, влечет наложение штрафа от двух до четырех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования промышленных и бытовых отходов влечет наложение штрафа на граждан от одного до пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Нарушение правил применения, хранения, транспортировки, обезвреживания, ликвидации и захоронения пестицидов и агрохимикатов, токсичных химических веществ и других препаратов влечет наложение штрафа на граждан от трех до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц — от семи до десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и гражданами — владельцами предприятий или уполномоченными ими лицами правил и норм ядерной и радиационной безопасности при использовании источников ионизирующего излучения, согласно ст. 95 КоАП, влечет наложение штрафа от десяти до четырнадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Уголовная ответственность за совершённые преступления, повлекшие загрязнение атмосферного воздуха, установлена в ст. 228 Уголовного кодекса. В ней в частности предусмотрено, что загрязнение атмосферного воздуха вредными для здоровья людей отходами промышленного производства, наказываются исправительными работами на срок до одного года или штрафом. По ч. 2 ст. 228 УК, если эти деяния причинили значительный вред здоровью людей или сельскохозяйственному производству или повлекли за собой массовую гибель рыбы, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Наиболее опасным видом загрязнения атмосферного воздуха может стать радиоактивноевоздействие на него. Поэтому согласно ст. 2282УК, незаконное приобретение, хранение, использование, передача или разрушение радиоактивных материалов (источников ионизирующего излучения, радиоактивных веществ и ядерных материалов, находящихся в любом физическом состоянии в установке или в изделии либо в другом виде), наказывается лишением свободы на срок до пяти лет. Если эти действия повлекли гибель людей или иные тяжкие последствия, согласно ч. 2 указанной статьи, наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.

 

Основные нормативные акты и специальная литература

Об охране атмосферного воздуха: Закон Украины от 16 октября 1992 года. // Ведомости. – 1992. – № 50. – Ст. 678, с изменениями, внесенными Законом от 28 февраля 1995 года. //Ведомости. – 1995. - № 13. - Ст. 85.

О физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и других источников ионизирующего излучения: Закон Украины от 19 октября 2000 года. //Голос Украины от 1 декабря 2000 года.

Положение о порядке установления уровней вредного воздействия физических и биологических факторов на атмосферный воздух. Утверждено постановлением Кабинета Министров Украины № 1092 от 31 декабря 1993 года. // СП. – 1994. – № 5. – Ст. 117.

Положение о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками. Утверждено постановлением Кабинета Министров Украины № 364 от 25.05.95. // СП. - 1995.- №8.-Ст. 196.

Положение об общественном контроле в области охраны окружающей природной среды. Утверждено приказом Минэкобезопасности Украины № 81 от 4 апреля 1994 года.

Инструкция о содержании и порядке составления отчета проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии. Утверждена приказом Минприроды № 7 от 10 февраля 1995 года.

О практике рассмотрения судами дел об ответственности за нарушения законодательства об охране природы. Постановление Верховного суда Украины от 26 января 1990 года, с изменениями и дополнениями от 4 июня 1993 года.

Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М., 1985.

Габитов Р. Х. Правовая охрана атмосферы. Уфа, 1996.

Малышева Н.Р. Охрана окружающей среды от шумового воздействия. К., 1984.

Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995.

Раянов Ф. М. Правовая конструкция охраны природных объектов. //Выполнение правовых требований охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности. Уфа, 1984.

Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. К., 1989.


[1] См.: Об охране атмосферного воздуха: Закон Украины от16 октября 1992 года, далее – Закон. //Ведомости. – 1992. - № 50. - Ст. 678 с изменениями, внесенными Законом от 28 февраля 1995 года. //Ведомости. – 1995. - № 13. - Ст. 85.

[2] Истории законодательства известны случаи установления права собственности не только на наземные объекты, но и на подземные и надземные пространства. Так, Французский гражданский кодекс 1804 года (Кодекс Наполеона) в ст. 552 предусматривал: «собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится сверху и на то, что находится снизу земли». Наполеон Бонапарт 1 этим стремился закрепить право земельной собственности не только во всеобъемлющем аспекте, но и в её абсолютной форме. Однако французы в последующем осознали нереальность обеспечения и абсурдность сохранения этого положения в отношении права собственности на землю, включающей надземное пространство, и после падения власти Наполеона отказались от закрепления права собственности на надземное, т. е. воздушное пространство. См.: Шерешевский И.В. Французский гражданский кодекс 1804 года (Кодекс Наполеона). Извлечения. Одесса, 1965, с. 17.

[3] См.: Бринчук М. М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М., 1985, с. 49 - 52; Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. К., 1989, с. 49 - 50.

[4] См.: Раянов Ф. М. Правовая конструкция охраны природных объектов. //Выполнение правовых требований охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности. Уфа, 1984, с. 20—23.

[5] См.: Габитов Р. Х. Правовая охрана атмосферы. Уфа, 1996, с. 13—15.

[6] См.: Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995, с. 115.

[7] См.: Об изменениях в структуре центральных органов исполнительной власти: Указ Президента Украины от 15 декабря 1999 года. //Урядовий кур’єр № 237 от 17 декабря 1999 года, которым Министерство охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, сокращённо – Минэкобезопасности, преобразовано в Министерство экологии и природных ресурсов Украины, сокращённо – Минэкоресурсов.

[8] См.: О физической защите ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов и других источников ионизирующего излучения: Закон Украины от 19 октября 2000 года. //Голос Украины от 1 декабря 2000 года.

[9] См.: Об отходах: Закон Украины от 5 марта 1998 года.

[10] См.: Об экологической экспертизе: Закон Украины от 9 февраля 1995 года. //Ведомости. - 1995. - № 8. - Ст. 54.

[11] См.: Про структуру апарату Міністерства екології та природних ресурсів України. Наказ Мінекоресурсів № 5 від 24 березня 2000 року.

[12] Например, ПДК - предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе; ПДВ - предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; ПДУ - предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного воздействия и другие нормативы.

[13] См.: Положение об общественном контроле в области охраны окружающей природной среды. Утверждено приказом Минэкобезопасности Украины № 81 от 4 апреля 1994 года.

[14] См.: Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995, с. 333.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.