Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Социализация – это процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит

3.

2.

1.

Социализация – это процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит, продолжающийся в течение всей его жизни. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.

Другими словами, это процесс интеграции индивида в общество.

Близкими к понятию «социализация» являются понятия «воспитание» и «развитие»

Воспитание –это процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования определенных качеств. Развитие – не просто усвоение норм, но еще и совершенствование определенных способностей.

Тот факт, что личность формируется не только в процессе целенаправленного воздействия (т.е., не только в процессе воспитания) замечен давно: «Наш воспитатель – наша действительность» (М.Горький); «Люди больше походят на свое время, чем на своих родителей» (арабская пословица); «Человек вне общества –или Бог или зверь» (Аристотель); «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете. Вы воспитываете его в каждый момент своей жизни, даже тогда, когда вас нет дома» (А.С. Макаренко)

Воспитание – это всего лишь один из механизмов, помощью которого личность усваивает нормы. Другими механизмами социализации являются идентификация, обучение и самостоятельный анализ окружающей действительности. На разных возрастных этапах эффективность различных механизмов неодинакова. До 14 лет наиболее эффективны механизмы «воспитание», «обучение» и «идентификация»;15- 30 лет – «идентификация», «обучение» и «самостоятельный анализ окружающей действительности»; старше 30ти – «самостоятельный анализ окружающей действительности».

Различают три сферы социализации: деятельность, общение, самосознание.

При этом выделяют познавательную, трудовую, игровую и др. виды деятельности. На разных этапах жизни человека соотношение этих сфер различно. (Познавательная, трудовая –для молодежи и взрослых, игровая – для ребенка, общение доминирует у подростков)

Социализация имеет две фазы:

1фаза-адаптация к норме, т.е. приспособление к ней 2фаза- интериоризация, т.е. включение нормы в свой внутренний мир.

Когда индивид, приспосабливаясь к нормам, считает их враждебными для себя, т. е его желания противоречат существующим нормам, то говорят, что происходит отчуждение личности (отчуждение самого себя).

Процессу социализации способствуют (или мешают) определенные факторы. Фактор – одно из условий какого – либо процесса. В науке есть разные подходы к выделению факторов социализации, их классификации. Один из них, разработанный Мудриком, выделяет три группы факторов:

1-макрофакторы - условия социализации всех или очень многих людей,

2-мезофакторы («мезо» – средний, промежуточный)- этнос и тип поселения (город, село), в котором живет человек;

3-микрофакторы - условия социализации различных групп людей, те институты, с которыми человек непосредственно взаимодействует (семья, школа, общество сверстников).

Агенты – это те, кто содействует личности в ее социализации. Агенты могут быть стихийными (влияние улицы), и институализированными (влияние институтов). Последнее время такой институт как СМИ тоже относят к стихийным агентам, так как его воздействие перестало быть предсказуемым.

Существует разные варианты выделения стадий социализации.

1Вариант: дотрудовая, трудовая, послетрудовая

2Вариант: первичная и вторичная (ресоциализация) (Дети усваивают нормы, не подвергая их сомнению, а затем происходит переоценка норм).

Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.

 

Социализация является успешной, когда в результате этого процесса индивид осваивает весь комплекс социальных ролей своевременно, т. е в соответствии со своим возрастом. Описывая этот процесс, целесообразно использовать понятие социализационной нормы.

Социализационная норма – это устоявшиеся в обществе правила передачи социальных норм и ценностей от поколения к поколению, которые помогают индивиду освоить весь комплекс социальных ролей, соответствующих его возрасту и индивидуально-психологическим характеристикам.

Социализационная норма тесно связана с социальной нормой, но не сводима к ней. Различие состоит в их назначении: для социальной нормы таким назначением является регуляция поведения индивида и группы, для социализационной регуляция вместе с освоением нормы. Социальная норма – это требования к поведению, социализационная норма – это требования к процессу усвоения норм. Социализация редко полностью соответствует норме, т.е. бывает результативной на 100%. Как правило, существуют отклонения от нормы.

В зависимости от результативности различают нормативную и отклоняющуюся социализацию. Отклоняющуюся социализацию разделяют на преждевременную (когда подрастающее поколение преждевременно обретает социальные роли) и запаздывающую (когда индивид не успевает освоить роли своего возраста) Как правило, преждевременная и запаздывающая социализация бывают принудительными.

Результативность социализации

Нормативная социализация Отклоняющаяся социализация
Преждевременная Запаздывающая

Результативность различна для различных поколений.Поколение – многозначный термин, обозначающий разные аспекты возрастной структуры общества. В философском словаре дается несколько представлений о поколении:

Реальное п. (когорта) – совокупность сверстников, образующих возрастной слой населения

Генеалогическое п. (генерация) – степень происхождения от общего предка (отцы, сыновья, внуки и т.д.)

Хронологическое п. – период времени, в течение которого живет данное поколение (поколение 80х)

Условное или гипотетическое п. – общность современников, чья жизнь неразрывно связана с каким-либо важным историческим событием (поколение ВОВ) или которым приписывается некая духовная символическая общность (п. романтизма)

Говоря о проблемах социализации поколений целесообразно использовать термин «реальное поколение».

Поколение – совокупность сверстников,образующих возрастной слой населения

Совокупность всех реальных поколений представляет собой возрастную стратификацию общества. В данном случае, возрастная стратификация – это система неравенства в зависимости от возраста. Каждый индивид занимает определенное положение в этой системе, и это положение называется возрастным статусом. Возрастной статус – более широкое понятие, чем просто возраст; кроме кол-ва лет он включает в себя возрастные роли. Возрастные роли – это совокупность различных видов социальной деятельности, связанных с возрастным статусом, т.е. возрастная роль состоит в выполнении возрастной нормы. Например, статус подростка предполагает посещение школы, запрещает вступление в брак и участие в выборах; статус совершеннолетнего предполагает начало трудовой деятельности, участие в выборах, разрешает вступление в брак. Статус взрослого человека предполагает обязательную экономическую, социальную –и политическую самостоятельность. Т.е., кроме тех норм, которые соблюдает просто совершеннолетний, взрослый человек с точки зрения социологии должен удовлетворять еще четырем критериям:

- сам себя обеспечивать средствами существования

- распоряжаться деньгами независимо от других

- быть самостоятельным в выборе образа жизни

- проживать независимо от родителей.

Считается, что если человек не соответствует этим четырем критериям, то он не имеет статуса «взрослый человек». Не случайно в Европе 17 века английское слово «воу» (мальчик) относилось не только к ребенку, но и к мужчине любого возраста, находящемся в зависимом положении (ему могло быть и 5 и 50 лет). В языке просто не существовало слова, обозначавшего мальчиков 7-16 лет. Настолько несущественным для того времени был фактор физиологического возраста, т.е. число прожитых лет. Сейчас же в повседневной жизни, определяя возраст другого человека, мы ориентируемся чаще всего на внешние физиологические признаки. Но при этом нужно осознавать, что так мы определяем только примерное число прожитых лет, а не возрастной статус. Статус обязательно включает в себя и социальные критерии, т.е. роли и нормы. При этом есть еще один критерий, который по своей значимости перевешивает названные четыре. Это – вступление в брак. Если человек не обладает ни одним из критериев, но при этом вступил в брак, то он имеет статус взрослого.

Существует биологическая основа присвоения различных ролей в связи с возрастом человека. Ведь ребенку просто невозможно поручить роль ученого или инженера. Физиологический уровень развития ребенка не позволит ему справиться с этими ролями. Лишь когда дети становятся взрослыми, общество поручает им роли, требующие овладения сложными физическими, умственными и социальными навыками. И по мере того как физические силы человека убывают, общество освобождает его от таких ответственных ролей.

Кроме биологической основы есть и социальная основа присвоения разных ролей разным возрастным статусам. Мало того, что ребенок физиологически не справится с ролью инженера, но и сам технический уровень развития общества заставляет обучаться этой роли несколько лет. Поэтому определенное количество лет уходит только на образование, т. е. на обучение профессиональным ролям.

 

У каждого поколения есть свои жизненные трудности, или, как говорят социологи, трудности социализации. Немецкий психолог Эрик Эриксон называл эти трудности кризисами идентичности. Его теория состоит в том, что на каждом возрастном этапе человек решает какую-то важнейшую задачу для себя. Если эту задачу удается решить, то достигается положительный полюс идентичности, если нет – отрицательный. Трудности в решении этих задач объясняются особенностями социализации каждого возраста.

Например, для юности главной задачей Эриксон считает обретение своей индивидуальности, т. е. четкого представления о самом себе, четкой идентичности. Трудности, которые возникают в этот период и препятствуют решению этой задачи состоят в несовпадении высокого уровня притязаний и низкого возрастного статуса. Т. е. в таком возрасте чаще всего хочется стать героем, прославиться, чтобы отождествлять себя (т. е идентифицировать) со «звездой», но нормы возрастного статуса заставляют находиться под опекой родителей и отдавать этот отрезок жизни учебе.

Другая особенность социализации в юношеском возрасте – это противоречие между родительской опекой и ощущением психофизиологического взросления. Родители 17летнего юношу продолжают считать ребенком и пытаются ограничивать его действия, сам 17летний чувствует в себе силы справляться с взрослыми ролями и рвется к самостоятельности, хочет скорее стать взрослым. Многие девиантные поступки подростков объясняются попыткой играть роль взрослых.

Третья особенность социализации юношеского возраста состоит в противоречии между усилившейся потребностью в самостоятельности и усилившейся зависимостью от мнения сверстников.

Все эти особенности социализации в юношеском возрасте можно назвать одним термином «ролевой конфликт», т. е. конфликт между ролями, которые подросток хочет исполнять и ролями, которые он вынужден исполнять в силу своего возраста.

Все эти особенности социализации как раз и являются препятствием в достижении чувства своей индивидуальности или четкой идентичности, о которой говорил Эриксон как о главной задаче юношеского возраста.

Трудности социализации юношеского возраста

1.Противоречие между высоким уровнем притязаний и низким возрастным статусом.

2.Противоречие между родительской опекой и ощущением психофизиологического взросления.

3.Противоречие между усилившейся потребностью в самостоятельности и усилившейся зависимостью от мнения сверстников.

В зрелом возрасте ролевой конфликт разрешается, т.е. люди обретают те роли, о которых мечтали в юности, но здесь тоже есть свои трудности социализации. Эриксон, говоря о кризисе идентичности взрослого возраста, считал главной задачей на этом этапе достижение творческой активности. Достичь высот в творчестве мешает необходимость заботиться о своих близких. Т.е., трудность социализации взрослых состоит в необходимости заботиться о своих близких.

В пожилом возрасте эта необходимость отпадает, дети уже выросли и мы сами становимся объектом заботы. Но и здесь есть свои трудности социализации. Эриксон называет кризисом идентичности этого возраста кризис между чувством умиротворения и чувством отчаяния. Достичь положительного полюса идентичности мешает не только низкий возрастной статус, но и необходимость бороться с возрастными стереотипами, которые общество навязывает пожилым людям. Возрастной стереотип – это совокупность возрастных норм и ролей. Американский социолог Нейл Смелзер заметил, что в обществе существуют своеобразные «социальные часы» или «социальное расписание», которые указывают людям какие роли они должны выполнять в определенном возрасте, и мы чувствуем тревогу, отстав от этого расписания. Например, общепринято, что примерно к 30ти годам люди должны уже создать семью и обзавестись детьми. Если это не удается, люди чувствуют тревогу, понимая, что жизнь не складывается по общепринятой схеме. Такое давление возрастных стереотипов часто побуждает нас совершать ошибки в своей жизни только лишь из-за стремления не отстать от других. Старых людей возрастные стереотипы ограничивают особенно жестко и борьба с ними представляет основную трудность социализации в этом возрасте.

Итак, социализация – это сложный процесс, имеющий свои типичные особенности в каждом возрастном периоде индивида. Но, кроме того, этот процесс характеризуется и особенностями, отличительными для каждого общества. К семинару рекомендуется рассмотреть особенности социализации в современном российском обществе, т.е. указать какие механизмы социализации сегодня в России срабатывают наиболее эффективно, какие факторы социализации сегодня наиболее актуальны, какие агенты социализации действуют наиболее активно и какова в итоге результативность социализации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Защита сообщений в протоколе RADIUS | Эффективность природоохранных мероприятий и их оценка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.