Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридическая ответственность за нарушения требований законодательства об охране растительного мира

Согласно ст. 40 Закона, нарушения требований законодательства об использовании и охране растительного мире влекут за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Указанные виды юридической ответственности за нарушения законодательства о растительном мире могут быть возложены на лиц, виновных в: самовольном специальном использовании природных растительных ресурсов; нарушении правил общего использования природных растительных ресурсов; противоправном уничтожении или повреждении объектов растительного мира; нарушении требований охраны условий местопроизрастания объектов растительного мира; нарушении требований по использованию охране и воспроизводству растительного мира при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в действие, эксплуатации сооружений и объектов, применении технологий, отрицательно воздействующих на состояние объектов растительного мира; превышении лимитов использования природных растительных ресурсов; самовольном проведении интродукции и акклиматизации дикорастущих видов растений; реализации лекарственного и технического сырья дикорастущих растений, собранного без разрешения на специальное использование природных растительных ресурсов; закупке лекарственного и технического сырья дикорастущих растений у юридических или физических лиц, не имеющих разрешения на их специальное использование; нарушении правил вывоза за пределы Украины и ввоза на ее территорию объектов растительного мира; невнесении сбора за использование природных растительных ресурсов в установленные сроки. Законодательными актами может быть установлена юридическая ответственность и за другие виды правонарушений в сфере использования, охраны и воспроизводства растительного мира.

Дисциплинарная ответственность за нарушение требований фаунистического законодательства может быть возложена на работников, если ими нарушены трудовые обязанности по охране объектов и ресурсов растительного мира. В соответствии со ст. 147 КЗоТ Украины, на работника может налагаться только один из следующих мер взыскания: объявления выговора или увольнения с работы. Таким образом, дисциплинарная ответственность может иметь место только при наличии трудовых обязанностей по охране растительного мира и носит трудоправовой характер.

Дисциплинарные взыскания применяются органами, котором предоставлено право приема на работу (избрания, назначения, утверждения на должности) работников. На работников, несущих дисциплинарную ответственность по уставам, положениям и иным актам законодательства о дисциплине, дисциплинарные взыскания могут налагаться также вышестоящими органами, осуществляющими управление в области использования и охраны растительного мира. Дисциплинарные взыскания применяются непосредственно вслед за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Гражданско-правовая имущественная ответственность также может применяться за причинение вреда объектам и ресурсам растительного мира, хотя в отличие от других отраслевых природоохранных нормативных актов, Закон «О растительном мире» не предусматривает специфические особенности применения этого вида юридической ответственности. Но этот пробел восполняется содержанием ст. 69 Закона «Об охране окружающей природной среды», согласно которой вред, причиненный вследствие нарушения законодательства об охрану окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме без применения норм снижения размера взыскания и независимо от сборов за загрязнение окружающей среды и ухудшения качества природных ресурсов. Лица, которым причинён такой вред, имеют право на возмещение неполученных доходов за время, необходимое для восстановления здоровья, а также восстановления качества окружающей природной среды и воспроизводства природных ресурсов до состояния, пригодного для их использования по целевому назначению.

Особенностями возложения мер гражданско-правовой ответственности за причинение вреда объектам и ресурсам растительного мира является то, что его размеры исчисляются в соответствии со специально утверждёнными таксами. Так, постановлениемКабинета Министров Украины от 8 апреля 1999 года[9] были утверждены таксы для исчисления размера вреда, причиненного зеленым насаждением в пределах городов и других населенных пунктов. Согласно этому постановлению предприятия, учреждения, организации и граждане несут ответственность за причинение вреда зеленым насаждением в пределах городов и других населенных пунктов вследствие уничтожения или повреждения деревьев, кустарников, газонов и цветников, использования не по назначению парков, скверов, гидропарков и других озелененных земельных участков, отведенных для их создания, самовольный проезд через них транспортных средств, а также за засорение водоемов, расположенных на их территориях.

Постановлением предусмотрено, что размер вреда, причиненного зеленым насаждением, исчисляется по утверждённым таксами, работниками Министерства экологии и природных ресурсов, его органов на местах и других специально уполномоченных органов исполнительной власти, которым предоставлено право рассматривать дела о соответствующих правонарушениях. Размер возмещаемого вреда определяется за каждое повреждённое дерево в зависимости от его породы, диаметра дерева (в сантиметрах у корня), степени повреждения, не связанного с прекращением роста или уничтожения, т. е до полного прекращения роста

Постановление предусматривает также целый ряд других условий, влияющих на определение размера вреда. Так, размер ущерба, причиненный вследствие уничтожения или повреждения до степени прекращения роста таких ценных пород деревьев и декоративных кустарников как пихты, ели колючей, лиственницы, туи, сосны, деревьев и кустарников семейства кипарисовых, кедров всех видов, самшита, платана, дуба австрийского и пушистого, лавра, лавровишни, липы американской, магнолии, привитых видов и форм древесных и кустарниковых растений, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в два раза. Размер вреда, причиненного вследствие уничтожения или повреждения до степени прекращения роста или повреждения до степени не прекращения роста хвойных и вечнозеленых растений в декабре - январе, исчисленный в соответствии с таксами, увеличивается в четыре раза. В случае присвоения буреломных и ветровальных деревьев, а также осуществления самовольной рубки сухостойных деревьев, размер вреда исчисляется по таксам за каждое дерево, поврежденное до степени не прекращения роста, и при этом он уменьшается в два раза.

В постановлении определены и такие категории как повреждения деревьев и кустарников до степени прекращения роста и не прекращения роста. К категории поврежденных до степени прекращения роста относятся деревья с переломом ствола, обскубом коры более чем на 30 % его периметра независимо от длины и высоты ствола, повреждением кроны больше половины ее длины, обдиром и обломом скелетных корней свыше половины периметра ствола, а также поваленные деревья и деревья, которые имеют наклон, причиненный действием антропогенных факторов, больше 30 % от вертикальной оси, и срубленные или выкорчеванные кустарники.

К категории поврежденных до степени не прекращения роста относятся деревья с обломом вершин или обскубом кроны от 1/3 до 1/2 ее длины, обдиром коры от 10 до 30 процентов периметра ствола независимо от его длины и высоты ствола, обдиром и обломом скелетных корней от 1/4 до 1/2 периметра ствола, обломанными, обрубленными, обрезанными боковыми ветками, а также деревья, которые имеют наклон, причиненный действием антропогенных факторов до 30 процентов от вертикальной оси, без отрыва корней. К категории уничтоженных относятся деревья и кустарники, срубленные без специального на то разрешения или по разрешениям, но не те деревья или кустарники, не на тех участках либо не в том количестве, которые предусмотрены в разрешениях.

Действие установленных такс не распространяется на культурные плодовые деревья и кустарники, которые произрастают на земельных участках, переданных в собственность или предоставленных в пользование для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения подсобного хозяйства и коллективного садоводства. Разрешение споров по поводу использования растений, произрастающих на участках подсобных хозяйств, садовых и дачных участках, а также юридическая ответственность за причинение вреда плодовым деревьям и кустарникам регулируется аграрным и гражданским законодательством. Но в отличие от аграрно-правовой и трудоправовой материальной ответственности, гражданско-правовая имущественная ответственность за причинение вреда объектам и ресурсам растительного мира, как правило, подлежит возмещению в полном объеме без применения ограничений и норм снижения размера взыскания.

Административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране растительного мира установлена, по меньшей мере, в пяти статьях КоАП. Прежде всего, к ним относится ст. 90 КоАП, предусматривающая административную ответственность за нарушения условий произрастания растений, занесенных в Красную, а теперь в Зелёную книгу Украины, незаконное изъятие из природной среды растений, невыполнение требований предоставленных разрешений на их изъятие из природной среды и осуществление других видов использования растений, а также нарушение условий содержания растений этих видов в ботанических садах, дендрологических и зоологических парках, других специально созданных условиях, приведших к их гибели, влечет наложение штрафа на граждан от трех до семи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно добытого и на должностных лиц — от пяти до восьми не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно добытого.

В известной степени к мерам административного воздействия можно отнести ст. 69, предусматривающую ответственность за повреждение сенокосов и пастбищных угодий на землях государственного лесного фонда, ст. 70, - за самовольное сенокошение и пастьба скота в лесах и на землях государственного лесного фонда, не покрытых лесом, самовольный сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т. п. на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам, а также сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т. п. с нарушением установленных сроков их сбора, ст. 771 - за выжигание стерни, лугов, пастбищ, участков со степной, водно-болотной и иной природной растительностью, растительности или ее остатков в полосах отвода автомобильных дорог и железных дорог, а также опавших листьев в парках и других зеленых насаждениях, газонов в населенных пунктах без разрешения или с нарушением условий такого разрешения, ст. 851изготовление и сбыт запрещенных орудий добычи объектов растительного мира, а также сбыт незаконно добытой продукции и другие административные правонарушения, предусмотренные КоАП.

Уголовная ответственность за нарушения требований законодательства о растительном мире предусмотрена в двух статьях Уголовного кодекса Украины: ст. 158 - нарушение правил борьбы с болезнями и вредителями растений и ст. 159 - потрава посевов и повреждение насаждений. Однако объективная сторона предусмотренных уголовных правонарушений в указанных статьях УК позволяет говорить о том, что они распространяются на правила использования и охраны культурных, т. е. сельскохозяйственных растений и менее всего охватывают требования охраны и воспроизводстве дикорастущих объектов флоры, предусмотренных законодательством о растительном мире. В этой связи очевидным является необходимость внесения соответствующих дополнений в указанные статьи уголовного закона.

 

Основные нормативные акты и специальная литература

Лесной кодекс Украины. //Ведомости. - 1994. - № 17. - Ст. 99.

Об охране окружающей природной среды. Закон Украины от 25 июня 1991 года. // Ведомости. – 1991. – № 41. – Ст. 546 с последующими изменениями и дополнениями.

О карантине растений. Закона Украины от 30 июня 1993 года. //Ведомости1993. № 34. Ст. 352 с последующими изменениями и дополнениями.

О защите растений. Закона Украины от 14 октября 1998 года. //Урядовий кр’ер от 26 ноября 1998 года.

О растительном мире. Закона Украины от 9 апреля 1999 года. //Ведомости. - 1999. - № 22-23. - Ст. 198.

Основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Постановление Верховной Рады Украины от 5 марта 1998 года. //Ведомости. - 1998. - № 38-39. - Ст. 248.

Положение о Красной книге Украины: Утверждено постановлением Верховного Совета Украины от 29 октября 1992 года. //Ведомости. - 1992. - № 52. – Ст. 686.

О таксах исчисления размера вреда, причиненного зеленым насаждением в городах и других населенных пунктах. Постановление Кабинета Министров Украины № 559 от 8 апреля 1999 года.

О размерах компенсации за добычу (сбор) и вред, причиненный видам животных и растений, занесенных в Красную книгу. Постановление Кабинета Министров Украины от 1 июня 1991 года, с изменениями внесенными постановлением № 621 от 8 июня 1996 года и постановлением № 398 от 16 марта 1999 года.

Концепция сохранения биологического разнообразия. Утверждена постановлением Кабинета Министров Украины № 439 от 12 мая 1997 года.

Порядок разделения лесов на группы, отнесения их к категории защищённости и выделения особо защитных земельных участков лесного фонда. Утверждён постановлением Кабинета Министров Украины № 557 от 27 июля 1995 года.

Положение о санитарной охране Скадовской медицинской зоны в пределах Скадовского района. Утверждёно постановлением Кабинета Министров № 703 от 18 мая 1998 года.

Об утверждении Положения о Зелёной книге Украины. Распоряжение Кабинета Министров Украины № 46 от 29 января 1997 года

Приказ Минэкобезопасности № 17 от 19 февраля 1997 года, зарегистрированный в Министерстве юстиции 28 марта 1997 года под № 101/1905.

Правила содержания зелёных насаждений городов и других населённых пунктов. Утверждены приказом Госкомжилкомунхоза № 70 от 29 июня 1994 года.

Государственные санитарные правила размещения, устройства и эксплуатации оздоровительных учреждений. Утверждёны приказом Минздрава № 172 от 19 июня 1996 года.

 

Гвоздик П.О. Правові засади збереження біологічного різноманіття. К.,1999.

Топчиев А.Г. Геоэкология: географические основы природопользования. Одесса, 1997.

Флора і рослинність Карпатського заповідника. К., 1985.

Янушевич З.В. Культурные растения Северного Причерноморья. Кишинёв, 1986.


[1] См.: Ведомости. - 1994. - № 17. - Ст. 99.

[2] См.: О растительном мире: Закона Украины от 9 апреля 1999 года, далее - Закон. //Ведомости. - 1999. - № 22-23. - Ст. 198.

[3] См.: Об утверждении Положения о Зелёной книге Украины: Распоряжение Кабинета Министров Украины № 46 от 29 января 1997 года и приказ Минэкобезопасности № 17 от 19 февраля 1997 года, зарегистрированный в Министерстве юстиции 28 марта 1997 года под № 101/1905.

[4] См.: Концепция сохранения биологического разнообразия, утверждённая постановлением Кабинета Министров Украины № 439 от 12 мая 1997 года.

[5] В сфере регулирования правового режима зелёных зон городов действуют ГОСТ 17.5.3.01-78. ОПЗ. Состав и размер зелёных зон городов и ГОСТ 17.6.3.01-78. ОПФ. Охрана и рациональное использование лесов зелёных зон городов. Общие требования.

[6] См.: ДСТУ 2156-93. Безпечність промислових підприємств. Терміни та визначення. - Видання офіційне. – К., 1994, с. 28.

[7] См.: ДБН 360-92. Містобудування. Планування і забудова міських і сільських поселень, ДБН Б.2.4-3-95. Генеральні плани сільськогосподарських підприємств, ДБН Б.2.4-4-97. Планування і забудова малих сільськогосподарських підприємств та селянських (фермерських) господарств и другие.

[8] Озеленение населённых пунктов должно проводиться в соответствии с ЕРУ-97 (СНУ-93). См.: Сборник 47. Озеленение. Защитные насаждения. Многолетние плодовые насаждения.

[9] См.: О таксах для исчисления размера вреда, причиненного зеленым насаждением в границах городов и других населенных пунктов. Постановление Кабинета Министров Украины № 559 от 8 апреля 1999 года.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности правовой охраны зелёных насаждений в населённых пунктах | Назначение, области применения и устройство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.